Проект в старше - подготовительной группе комбинированной направленности «Там, где всегда мороз…»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Уставщикова

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и способствует  формированию коммуникативных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развитию познавательной активности, зарождению экологической культуры дошкольников.

Проект  включает в себя познавательные беседы с детьми, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, совместные мероприятия с родителями, а так же подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.

 Дети познакомятся с природными явлениями Арктики и Антарктики, с животным миром холодных районов Земли, найдут ответы на множество вопросов, например: «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tam_gde_vsegda_moroz.docx53.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  «Детский сад № 124» комбинированного вида.

Проект

в старше - подготовительной группе комбинированной направленности

«Там, где всегда мороз…»

/Образовательная область «Познавательное развитие»/

Воспитатель: Уставщикова Елена Валерьевна

Г. Дзержинск 2018г.

Краткая  аннотация проекта:

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и способствует  формированию коммуникативных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развитию познавательной активности, зарождению экологической культуры дошкольников.

Проект  включает в себя познавательные беседы с детьми, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, совместные мероприятия с родителями, а так же подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.

 Дети познакомятся с природными явлениями Арктики и Антарктики, с животным миром холодных районов Земли, найдут ответы на множество вопросов, например: «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?».

Актуальность:

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

.

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники: воспитанники старше - подготовительной группы комбинированной направленности, воспитатели, родители.

Цель:

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации экологического проекта «Там, где всегда мороз…»

Способствовать формированию гуманной, социально-активной, творческой личности ребенка-дошкольника, способной понимать и любить природу.

Способствовать  экологическому просвещению родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

Задачи:

Обучающие:

Расширять представления детей о многообразии животных разных стран мира.

Познакомить с особенностями приспособления животных к среде обитания в условиях холодного климата.

Развивающие:

 Развивать речь и обогащать словарь детей новыми словами – промысел, полярная экспедиция, научная станция, полярники, айсберг, северное сияние, дрейфовать;

Развивать память, мышление, воображение, художественно-творческий потенциал детей.

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Развивать умение приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать животных.

Коррекционные:

- Стимулировать у детей с нарушенным слухом  процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.

-Расширять и активизировать словарь. Побуждать детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата.

Ожидаемые результаты: 

Дети:

 На основе полученных знаний дети будут иметь представление:

  • о животном мире Севера, будут определять их по внешнему виду;
  • будут знать о способах выживания в условиях вечной мерзлоты;
  • познакомятся с жизнью, народов Севера.

Родители:

- в ходе подготовки и реализации проекта приобретут опыт сотрудничества с педагогом и опыт взаимодействия со своим ребенком;

- сформируются представления о том, что рядом с ними, при их поддержке и участии, каждый ребенок становится успешным, уверенным в своих знаниях, умениях, силах.

  • Формы проведения  /Пути и методы достижения цели/

Групповые и индивидуальные беседы познавательного характера

Ситуативные разговоры

Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с обитателями Арктики и Антарктики

Чтение энциклопедий,   художественной литературы

Дидактические игры, подвижные игры,

Режиссерские игры

Проведение опытно-экспериментальной деятельности

Художественное и продуктивное творчество детей

Использование мультимедийных презентаций

Просмотр мультфильмов.

Продукт проектной деятельности:

Оформление альбома «Мое любимое животное холодных стран» (рисунки детей, выполненные совместно с родителями).

Совместное изготовление макетов «Арктика»

и «Антарктика».

Картотека  игр народов Севера.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Действия педагога

Действия воспитанников

Действия членов семьи и социальных партнеров.

Просмотр и обсуждение с детьми мультфильма «Умка»

Постановка проблемы

Ввод в игровую ситуацию

Заполнение тематической матрицы по проекту

Анонсирование родителей о предстоящей проектной деятельности детей.

Сообщение темы проекта.

Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, Принятие задачи. : Умка хочет познакомиться со своими соседями - животными тундры, поможем ему узнать о них много интересного).

Модель трех вопросов:

1. «Что мы знаем?» 2. «Что хотим узнать?»

3. «Как можно узнать?».

Анкетирование родителей

2 этап – организационный.

Подбор методической литературы, художественной литературы, энциклопедий по теме проекта.

Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, материала для опытно-экспериментальной деятельности.

Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта.

Поиск информации из различных источников:

1.Подумать самостоятельно.

2. Спросить у родственников.

3. Посмотреть в книгах.

4.Посмотреть телевизионные передачи о животных.

Информационная поддержка -  Подбор стихов, загадок, иллюстраций о животных и растениях Арктики с последующим оформлением альбома «Арктика»  

Узнать интересные факты об Арктике и поделиться с детьми.           

3 этап – деятельностный /системная паутинка проекта/

Образовательные области

Формы организации образовательной деятельности.

Задачи.

Организация РППС.

О.О. «Познавательное развитие»

Просмотр презентации «Арктика»

ООД «Путешествие на Север»

Исследовательская деятельность: Нахождение местообитания животных холодных стран на карте. Могут, ли встретится, белый медведь и пингвины?

Опыты: «Почему у зверя шкура не намокает?», «Волшебное перышко», «Почему лед не тонет?»

Дидактические игры:  «Угадай, кто это? », «Четвертый лишний»,

 «Кто чем питается? »,

 «Найди отличия»

«Собери целое»,

«Что сначала, что потом?»,

Настольно – печатные дидактические игры «Лабиринты».

-Дать представления о климатических условиях и животных Севера.

-Расширять представления о Южном и Северном полюсе.

Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

 Способствовать развитию логического и пространственного мышления.

Разместить в экспериментальную зону материал для проведения опытов;

презентация «Арктика»;

энциклопедии о животном мире различных районов Земли;

иллюстрации,

набор картинок «Животные Севера»,

глобус;

макеты «Арктика» и «Антарктика»;

таблички со словами;

дидактические игры.

О.О. «Художественно – эстетическое развитие»

ООД.        Рисование:

 «Северное сияние»,

 «Белые медведи»

 ООД. Конструирование из бумаги

 «Пингвины»,

ООД.        Лепка

 «Животные Арктики и Антарктики»

Создание макетов «Арктика »

И «Антарктика»/совместно с воспитателем и родителями/.

- Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве.

- развитие творческих способностей, интереса к работе с природным материалом.

Разнообразные изобразительные материалы (в том числе природный материал)
книжные иллюстрации, картинки, журналы;

раскраски, трафареты.

О.О. «Речевое развитие»

О.О. «Социально – коммуникативное развитие»

Н.О.Д.  Развитие речи. «Рассказывание по картине «Дети Севера»

Чтение: Н.Сладков «В тундре»  А.Тихонов «Вокруг света», Геменцева «Окся – труженица», «Мы живем на Севере»

Чтение эвенкийской сказки «Почему олень быстро бегает?»

Чтение и иллюстрирование юкагирской сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос».

Чтение рассказов Г. Снегирёва «Пингвиний пляж», «Отважный  пингвинёнок», «К морю», «Белёк».

Загадки, стихи о животных Севера.

Рассматривание картины «Северные олени», альбомов, книг, журналов с иллюстрациями о животных  Севера.

Дидактические игры «Кто лишний», «Испорченный телефон», «Опиши животное по схеме»,

Ситуативные разговоры: «Где живет Умка?», «Сможет ли жить белый медведь в нашем лесу?»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Северный Полюс»

Режиссерские игры по теме: «Арктика», «Антарктида».

Учить детей составлять рассказ по картине с использованием имеющихся у них знаний о жизни Севера.

Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные Севера».

Вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах, развивать художественное восприятие окружающего мира, умение

эмоционально и выразительно рассказывать стихи.

- формировать элементарные представления о зимней природе тундры и её обитателях.

Продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет игры. Побуждать более широко использовать в игре знания об окружающем мире.

Организация выставки книг по теме проекта.

Иллюстрации, фотографии,

набор карточек «Животные Севера»

Картина «Дети Севера» (для составления рассказов)

Дидактические игры: «Чей детеныш?»,

«Кто спрятался на картинке?»

«Один – много»

«Кто лишний?»

Географическая карта мира,

изображения животных, игрушки животных

материал для построек корабля (стулья, штурвал)

приборы: компас, фонарик, бинокль, штурвал, фотоаппарат, наушники, руль

различный бросовый материал для предметов заместителей.

Макеты «Арктика» и «Антарктика»

(выполненные совместно с детьми и родителями).

О.О. Физическое развитие

.

Подвижные игры:

«Важенка и оленята»,

 «Белые медведи»,

«Волк и олени»,

 «Охота на куропаток», «Берегись охотника!»

«Льдинки, ветер и мороз»

Пальчиковые игры по теме «Животные Севера»

 (см. картотеку)

-Развитие силы, ловкости, координации движений, внимания, волевых качеств,

Снятие умственного и психологического напряжения во время занятий, развитие координации и мелкой моторики..

Атрибуты к подвижным играм:

шапочки, маски животных, комочки  для метания, вожжи (скакалки), обручи, канат.

Картотека пальчиковых игр.

4 этап – заключительный.

Действия педагога

Действия воспитанников

Действия членов семьи и социальных партнеров.

 Обобщение результатов работы, их анализ: самооценка совместной деятельности, отметить результаты деятельности в графе «Что мы узнали?» в таблице «Модель трёх вопросов»

Режиссерские игры с использованием макетов «Арктика» и «Антарктика»

Самостоятельная игровая, изобразительная, двигательная деятельность детей по теме проекта.

Поблагодарить родителей за помощь и активное участие в проекте.

Предложить вниманию фотоотчет по проектной деятельности,

выставку детских работ по теме. Представить результаты совместного творчества детей.

Итоговое мероприятие: выставка совместных с родителями творческих работ на тему: «Животные холодных стран»

Методическая литература:

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

 « Секреты природы - это так интересно!» Ковинько, Л.В.,

«Экологические стихи и сказки клубов друзей» Е. Кузнецова,

информационно коммуникативные технологии cайт  Learning Apps.org

Картотека подвижных игр народов Севера

«Берегись охотника» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим. 
Цель: развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений. 

«Бег с капканом» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках). Это и будут «капканы». По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

 Цель: развитие быстроты, силы ног. 

«Бой медвежат» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Цель: развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств. 

«Бой лосей» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. Чертится круг, в него встают игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая снимет больше шапок. 
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. 

«Быстрый олень» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры. 
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей). 

«Важенка и оленята» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи), в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: 
Бродит в тундре важенка, 
С нею оленята. 
Топают по лужам 
Оленята малые 
Терпеливо слушая 
Наставленья, мамины 
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова « волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманных оленей волк уводит к себе. 
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности. 

«Гонки на нартах» 
Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой. 
Цель: развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины. 

«Звери и птицы» 
Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы. 
Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

«Льдинки, ветер и мороз» 
Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища. 
Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер». 
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки. 
Цель: развитие координационных движений, быстроты, находчивости. 

«Куропатки и ягодки» 
Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено. 
Описание игры. Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок. 
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание. 

«Ловля оленей» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. 
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними. 
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости. 

«Гонки на оленях» 
Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы), обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету. 
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание. 

Загадки о животных:

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он - ...

Ответ: Тюлень

 

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь... 

Ответ: Моржи

 

Кто рыбу ловит и резвится,

Воды холодной не боится?

И как иголки у ежа -

Усы колючие у... 

Ответ: Моржа

 

Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы - бурый... 

Ответ: Морж

 

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же... 

Ответ: Пингвин

 

Гуляет он не по саванне,

А в море-океане,

И львиной гривы вовсе нет,

И рыбу ловит на обед.

Угадай, кто он такой? -

Царь зверей! Но лев... 

Ответ: Морской

 

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,

Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? - Морской... 

Ответ: Котик

 

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые... 

Ответ: Медведи

 

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый...

Ответ: Морж

 

В холодной плавает воде отличный рыболов,

На льдине отдыхает, свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень,

Рыбачил допоздна...

Ответ: Тюлень

 

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...

Ответ: Олень

 

В развалку ходит не спеша,

Великий рыболов.

В воде летает, что стрела,

Преследуя мальков.

Прогулки любит среди льдин,

Одежда-фрак, зовут...

Ответ: Пингвин

 

Пальчиковые игры по теме «Животные  холодных стран»

«Пингвины»

Два пингвина пошли гулять, (руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают)

А вторые – догонять. (указательные пальцы начинают «скакать»)

Третьи пингвины – бегом. («скачут» средними пальцами)

А четвертые – пешком. (не спеша передвигают безымянные пальцы)

Пятые поскакали (кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы)

И в конце пути упали. (расслабленные ладони падают на стол)

«Моржи»

У нас просторный водоем. (соединяют пальцы обеих рук, изображая водоем)

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа, (потряхивают кистями)

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене («плывут»)

То на боку, то на спине. (кладут руки на стол ребром, затем ладошкой вверх)

 Тюлень

 Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

(ладошками с плотно прижатыми к друг другу пальцами хлопаем по коленям или по столу)

Это ласты, а не лапы.

(качаем указательным пальцем из стороны в сторону)

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

 

  Три пингвина

 Жили – были три пингвина (хлопки).

Пик, Пак, Пок. (удары по столу на эти слова)

Хорошо и дружно жили (ладошка моет ладошку).

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

Зашагали вперевалку.

(ладошки «шагают» шлепают по столу)

Пик, Пак, Пок.

Наловили много рыбы (вращение кистей рук к себе).

Пик, Пак, Пок.

И еще поймать могли бы (вращение кистей рук от себя).

Пик, Пак, Пок.

Съели дружно все до крошки (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

Кроме маленькой рыбешки (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

 Жители Антарктиды

 Дружный народ в Антарктиде -

пингвины.

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Во всем коллективе они и едины:

(поочередно загибают пальцы

на каждое действие на правой, затем на левой руке)

Строем Пингвины идут на обед,

Хором орут по - пингвиньи: «Привет!»

Все, как один, дружно прыгают в воду,

Только услышат команду: «На старт!»

Все, как один, дружно делают ходу,

Если подкрался морской леопард.

Вместе они веселятся и злятся.

Вместе садятся высиживать яйца.

Вместе ругают своих пингвинят,

Хвалят друг друга или бранят...

(ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно на каждое действие)

Все, как один, ничего не читают.

Все, как один, никогда не летают.

Все, как один, проживают средь льдин.

Все, как один, носят имя — пингвин.

А. Усачев

Информация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?

Айзек Азимов

Уважаемые родители! Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Теме «Человек и природа». В наши дни угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах последнее время наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Активное участие родителей в этом процессе имеет огромную и очень важную роль.

  Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы, взрослые. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Мы не смогли научить видеть красивое, заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.  Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать. Должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

 Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности. Очень важно, чтобы наши ответы, родителей в первую очередь, побуждали ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

 Общение родителей с ребенком должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают родителей с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.   Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а также учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие. Создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы мамы или папы), способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

 Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать, и ребёнок будет счастлив.

 У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Самостоятельный или совместный труд с родителями в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.  Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.     Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.  Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.  Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы. Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

  Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания. Учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам, взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности....

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»...

План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».

План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Опубликовано 15.08.2021 - 12:58 - Дяговец Инна ИвановнаНастоящая рабочая программа учителя-логопеда  разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелы...

Арт-терапевтический проект «Волшебное дерево» для детей старшей, подготовительной групп комбинированной направленности

Арт-терапевтический проект «Волшебное дерево» для детей старшей, подготовительной групп комбинированной направленностиОписание проектаДля реализации проекта в МБДОУ ПГО «Детский сад ...