Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему "Посёлок, в котором я живу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Малахова Татьяна Владимировна

Расширение представления о родном посёлке Ивня, его достопримечательностях. Воспитание любви к «малой Родине». Совершенствование творческих способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Посёлок, в котором я живу"26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Малахова Татьяна Владимировна,

воспитатель,

МДОУ ЦРР детский сад «Сказка», п. Ивня, Белгородская область.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим

на тему "Посёлок, в котором я живу" («Знай свой край!»)

«Социально-коммуникативное развитие» - формирование представлений о родном посёлке, его достопримечательностях;

«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослым и детьми;

«Художественно-эстетическое развитие» - развитие продуктивной деятельности.

«Познавательное развитие» - формирование познавательного интереса детей к малой родине, желание активно изучать ее историю, культуру, достопримечательности, символику, умение правильно применять пословицы и поговорки о Родине.

«Физическое развитие» - развитие у детей физические качества: быстроту, координацию, реакцию на сигналы и действия. Формирование потребности в двигательной активности.

Цель:

- Расширение представления о родном посёлке Ивня, его достопримечательностях.

- Воспитание любви к «малой Родине». Совершенствование творческих способностей дошкольников.

Образовательные задачи:

  • Пробудить у детей интерес к прошлому, настоящему и будущему посёлка, желание сделать его лучше, современней и краше.
  • Закрепить и систематизировать знания о памятниках культуры, достопримечательностях.

Развивающие задачи:

  • Развивать память, речь, воображение, воспитывать любовь к родному краю.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать сохранению атмосферы доброжелательности, вызывать у детей радость, интерес от общения со сверстниками, интересными людьми.
  • воспитывать патриотические и гражданские чувства, бережное отношение и любовь к родному посёлку.

Активизация словаря: ивнянцы, земляки, дружелюбный, гостеприимный, радушный, щедрый, современный, многонациональный.

Предварительная работа:

  • тематические занятия и беседы о посёлке, его достопримечательностях: «Родной край», «Моя малая Родина» (цель: увеличение интереса детей к родному краю, его истории, культуре. Задачи: расширить знания детей об истории родного края. Познакомить с достопримечательностями посёлка Ивня. Активизировать и расширить словарь детей прилагательными: дружелюбный, гостеприимный, радушный, щедрый, современный). Беседы «Государственная символика России. Флаг Белгородской области», «Символика родного посёлка» (задачи: закрепить знания детей о государственных символах России, обобщить элементарные представления о происхождении и назначении флага, о символическом значении цвета. Развивать познавательный интерес, связную речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство любви к своему краю);
  • чтение художественной литературы (Польшина Н. М. «Посвящение родине», Клименова Л. И. «Ивня», Сериков В. П. «Ивня – моя красавица», Якшин В. Г. «Гимн Ивне»), рассматривание иллюстраций о посёлке Ивня;
  • игры-беседы «Узнай по описанию»«Достопримечательности моей малой Родины»;
  • прослушивание музыкальных произведений «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера);
  • заучивание стихотворений и пословиц, поговорок.

Планируемые результаты:

  • Расширить представления детей о посёлке, его достопримечательностях.
  • Самостоятельно выполнять рисунки будущего посёлка разными способами.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Карточки с символами (книга, силуэт человека, компьютер); слайды с изображением достопримечательностей (компьютерная презентация), экран; художественная литература, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки на каждого ребёнка, листы бумаги на каждого ребёнка (А 4).

Используемые технологии:

  • ИКТ – технологии,
  • здоровьезберегающие технологии (этюд приветствие, пальчиковая игра «Здравствуй!»),
  •  игровые технологии («По родному посёлку»). Цель: стимулировать мыслительную и речевую активность детей, расширить словарь прилагательными: дружелюбный, гостеприимный, радушный, щедрый, современный, зелёный, многонациональный.
  • Проблемная ситуация.

НОД:

  1. Водная часть:

Звучит песня «Моя Россия» (слова Соловьёва Н., музыка Струве Г.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением. 
1. Этюд приветствие «Доброе утро»:
Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Введение в игровую проблемную ситуацию:

Воспитатель вносит в группу конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мне передали конверт для вас. Хотите узнать, что в нём?

Дети: Да

Воспитатель открывает конверт, читает текст приглашения:

- Внимание, внимание!

Проводится конкурс на лучшие знания

О славном посёлке Ивня,

О том, как зарождался он

И что за люди жили в нём.

Чем сейчас он знаменит,

Какие тайны он хранит?

И главное, друзья, смекните,

О том, что будет, расскажете!

Как сделать Ивню нашу краше,

Комфортней, радостней, светлей,

Чтоб сердце радовалось наше,

Идя по улицам аллей!

3. Уточнение проблемы:

Воспитатель: о чём говориться в приглашении?

Дети: о проведении конкурса знаний.

Воспитатель: что нужно знать и уметь, чтобы участвовать в конкурсе?

Дети: чтобы участвовать в конкурсе, нужно хорошо знать историю посёлка, его настоящее и ещё рассказать о том, каким будет посёлок, как сделать его краше, комфортней.

Воспитатель: всё ли мы знаем, чтобы принять участие в этом конкурсе? Мне было бы очень интересно поучаствовать, а вам?

Воспитатель: Ребята, на доске есть карточки-символы, с помощью которых можно получить информацию, чтобы участвовать в конкурсе. Как вы думаете, что они обозначают?

(Дети называют символы-карточки с изображением лица человека, книги, компьютера). Из книг мы узнали о растениях и животных, обитающих в наших краях. С помощью интернета мы познакомились с историей возникновения нашего посёлка, узнали, кто был первым владельцем посёлка Ивня. А взрослые – ваши родные, воспитатели рассказывают вам о посёлке и отвечают на ваши вопросы.

Воспитатель: ребята, если мы решили принять участие в конкурсе, значит, вы хорошо знаете свой посёлок, его главные достопримечательности. Сейчас мы это проверим.

  1. Основная часть:
  1. Игра «Путешествие по родному посёлку» (на столах разложены карточки – названия заданий, дети читают): История, символика, памятники, дома и постройки, поэтическая.
  • Ребята, чтобы вы могли рассказать о своём посёлке незнакомым людям? Наш посёлок, какой? (дружелюбный, гостеприимный, радушный, красивый, зелёный, щедрый, богатый, современный). За что вы любите его? (Я люблю посёлок за то, что в нем есть…)
    (Ответы детей в кругу с мячом). Мы с вами - одна большая дружная семья. Про нас говорят - земляки.
    А как ещё можно назвать жителей посёлка? (ивнянцы).
  • Как вы знаете, у нашего посёлка есть свой герб. Для вас вот какое задание: на столе разложены 2 разрезные картинки герба Ивни, вам нужно сложить их. Справитесь? (на полотне герба Ивнянского района изображена плакучая ива, меняющая свой цвет с зеленого на золотой, что означает – смену времен, поколений, людей).
  • В Ивне находится братская могила погибших в Великую Отечественную войну солдат и мирных жителей, несколько мемориальных знаков, дом-усадьба А. А. Карамзиной-Клеймихель, Свято-Никольский Храм. Возле Ивнянской средней школы № 1 расположена Аллея Героев.
  • Я начну стихи читать, вам придётся
    продолжать.
    Что это за чудный дом?
    Сто детишек в доме том.
    Дом детишкам очень рад,
    Что же это?
    (Детский сад)
    В нём есть картины удивительные,
    Картины редкие и восхитительные.
    Но покупать их не позволят,
    Не потому, что много стоят.
    Ведь это клад страны моей,
    Не магазин здесь, а
    …(Музей)
    Здесь можно опустить письмо,
    Отправить телеграмму.
    По телефону позвонить в командировку
    маме.
    Ты можешь здесь купить конверт,
    Послать посылку срочно.
    Всем передать большой привет,
    Ведь это зданье
    …(Почта)

-Какие ещё достопримечательные места мы не назвали? (дом пионеров, дом культуры и отдыха, Физкультурно-оздоровительный комплекс, парк культуры и отдыха, хлебозавод, СОШ, администрация Ивнянского района, автостанция, детский сад «Сказка»).

  • Великую землю, любимую землю, 
    Где мы родились и живём 
    Мы Родиной светлой, мы Родиной милой, 
    Мы Родиной нашей зовём.
    -А вы знаете пословицы о Родине, о родном крае?
    (Ответы детей)
    «Где родился - там и пригодился»
    «Родной край - сердцу рай»
    «Родной посёлок, ты с детства нам дорог»
    «Родная земля, ты как мать нам мила»
    « Родина любимая, что мать родимая»

«Человек без Родины, что соловей без песен»

«Родина-мать, умей за нее постоять»

«Жить — Родине служить»

«На чужой сторонушке и весна не красна».

(чтение стихотворений о Родине, посёлке Ивня).

Презентация о достопримечательностях посёлка: герб, бюст А.П. Гайдара (его именем названы улица и детский санаторий), дом пионеров, дом культуры и отдыха, Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), памятник советским воинам, павшим в ВОВ, Свято-Никольский Храм, Аллея Славы, парк культуры и отдыха, дом-усадьба А. А. Карамзиной-Клеймихель, хлебозавод, СОШ, администрация Ивнянского района, автостанция, детский сад «Сказка».

Воспитатель: Ребята мы знаем о становлении нашего посёлка, вы показали хорошие знания о современных достопримечательностях, вспомнили пословицы и поговорки о родном крае. Что же нам осталось сделать, чтобы выполнить условия конкурса?

Дети: Нам нужно представить каким будет наш посёлок в будущем.

  1. Воспитатель: Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам нарисовать свои мечты.
  2. Пальчиковая игра «В гости к пальчику…»

(Дети воплощают в рисунках свои фантазии о посёлке будущего). Вместе с детьми составляем коллективную панораму на ватмане «Посёлок будущего!».

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: посмотрите, какая панорама будущего у вас получилась, я считаю, что вы полностью справились со всеми заданиями конкурса. Мы посмотрим, как справятся с этими заданиями дети других детских садов, и подведём итог — выберем победителя.

Рефлексия:

Воспитатель: ну и нам ребята пора заканчивать наше занятие, мы будем с нетерпением ждать результатов конкурса.

- Какие чувства вы испытываете сейчас? Я предлагаю вам выбрать тот цветочек настроения, который бы эти чувства передавал.

- Я тоже испытываю чувство гордости за вас. Я уверена, что вы, когда вырастете, будете делать всё для того, чтобы наш посёлок стал ещё краше и лучше.

- Давайте оставим ваши рисунки на выставке детских работ для того, чтобы познакомить с посёлком будущего наших малышей. А вы предложите своим родителям пройтись по достопримечательным местам в выходные дни, сделайте фотосессию, а мы вместе с вами составим замечательный альбом и покажем моим малышам.

Литература:

  1. «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста /Методические рекомендации / Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевой, Т.М. Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. –26с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
  3. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»: методическое пособие / Л.В. Серых, Г. А. Махова, Е. А. Мережко, Ю. Н. Наседкина. –  Воронеж: Издат-Черноземье, 2017. – 252 с.
  4. Сайт Ивнянская детская библиотека (ivdb.ucoz.ru/ index/ivnya_literaturnaya/0-40)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по гендерному воспитанию детей. Тема: «Вместе дружно мы живем»

Данное занятие направлено на формирование представления детей о своей половой принадлежности,  признаках различия, одежды, внешности девочек и мальчиков, а также на понимание и осознание детьми ч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке» Цель: Совершенствование представления детей о приемах ухода за расте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с социальным миром «Город, в котором мы живем».

Для реализации одной из задач образовательной области «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и т.д....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе ДОУ «Город, в котором мы живем»

Материал направленный на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многонациональности народов России посредством знакомства с людми разных национальностей , проживающих в родно...