Педагогический детско-взрослый экологический проект «Птичья стайка» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гырлина Валентина Владимировна

Ценность состоит в совместной деятельности детей, педагогов и родителей по изготовлению продукта проекта, наблюдение за деятельностью – эпизодическое участие в ней – партнерство – сотрудничество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический детско-взрослый экологический проект «Птичья стайка» для детей старшего дошкольного возраста

Берегите!

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку мелькающею в жите,

Берегите Землю! Берегите!

                               М. Дудин.

Краткое содержаниепроект «Птичья стайка» рассчитан на обучающихся воспитанников детского сада  в возрасте от 5 до 6 лет. Имеет педагогическую ценность и представлен:

- как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей;

- как способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.

Надеюсь, что проект будет интересен коллегам и применен ими в практической деятельности. Предполагается реализация целей и задач проектной деятельности в совместной игровой, непосредственно образовательной и других видах деятельности. Ориентирован на зоны актуального и ближайшего развития воспитанников (применение имеющихся и приобретение новых знаний о жизни птиц и влиянии окружающей среды на ни них).

 Кроме того, ценность состоит в совместной деятельности детей, педагогов и родителей по изготовлению продукта проекта, наблюдение за деятельностью – эпизодическое участие в ней – партнерство – сотрудничество.
Характеристика проекта
направление – эколого-социальное, природоохранная деятельность

вид – групповой

длительность – краткосрочный  - 3 месяца

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.  

Обоснование актуальности деятельности

Актуальность выбранной         темы определена тем, что судьба многих птиц во многом зависит от доброты, щедрости и милосердия человека. Мы – взрослые должны воспитывать у детей любовь и желание заботиться о птицах. Особенно тяжело птицам приходится зимой. Голодно и холодно, особенно когда после оттепели наступают морозы и деревья, и кустарники, и даже снег покрываются ледяной коркой. Птицам, даже таким проворным, как поползень приходится туго. Пуховая, теплая шубка птиц спасает от холода, но не от голода. Пара дней без корма, в холоде, означает гибель даже для здоровой птицы. А уж для ослабленной особенно. Птицам нужна помощь людей!

Цель проекта – развитие представлений у старших дошкольников об окружающем мире.
Задачи проекта 

  • Развитие познавательной активности дошкольников, поддержание детской инициативы, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора
  • Совершенствование экологической среды ДОУ и возрастной группы
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к жизни птиц во взаимосвязи с их экосистемой в сотрудничестве со взрослыми (родителями, педагогом).
  • Формирование желания  отражать свои впечатления о жизни птиц  в разных видах деятельности (изобразительной, трудовой, игровой, познавательной и др.)
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
  • Повышение  уровня экологической культуры у родителей воспитанников

Формы организации работы с детьми: наблюдения, экскурсии, презентации, выставки, НОД, чтение художественной литературы, сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные игры, викторины, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, проведение акции

Формы организации работы с родителями: семинар-практикум, консультации, наглядная информация, выставка совместного творчества, акции.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«ПТИЧЬЯ СТАЙКА»

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

п/п

Мероприятия

Время

проведения

1 этап - подготовительный

1.

Постановка цели проекта, исходя из интересов и потребностей детей

Вторая половина декабря 2019 г

2.

Вовлечение воспитанников в решение проблемы (обозначение детской цели)

3.

Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей)

4.

Подготовить художественную литературу, фотографии птиц, иллюстрации, фонограммы с записью голосов птиц

5.

Обсудить план реализации проекта с семьями воспитанников

2 этап - основной

Наблюдения в природе и работа в повседневной жизни

1.

Цикл наблюдений за птицами на прогулке «Птицы нашего участка»

Ежедневно

2.

Экскурсия в городской парк

Первая половина января 2019 г.

3.

Рассматривание картин из серии «Наши птицы», иллюстраций, фотографий

2-ая половина дня по плану воспитательно-образовательной работы

4.

Рассматривание с детьми «Красной книги»

Цель: Познакомить детей с птицами нашего края, занесенными в «Красную книгу». Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к своей природе.

2-ая половина дня по плану воспитательно-образовательной работы

5.

Чтение художественной литературы

К. Д. Ушинский «Проказы старушки зимы» С. Михалков «Птичья Столовая», Г. Скребницкий «Появились синички» , Г. Снигирев «Птицы наших лесов», А.А. Плешаков «Зеленые страницы», В. Бианки «Наши птицы», В. Чаплина «Птицы под нашим окном», потешки, загадки о птицах

НОД и 2-ая половина дня по плану воспитательно-образовательной работы

6

Слушание голосов и пения птиц в грамзаписи:

Т. Потапенко «Птички», Е. Теличева «Сорока» и другие произведения

НОД и 2-ая половина дня по плану воспитательно-образовательной работы

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми с интеграцией в другие виды деятельности

1.

Цикл бесед, занятий «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой»

Цель: Выяснить с детьми, что мы знаем о птицах, что хотели бы узнать? Какие птицы и как зимуют у нас? Что надо сделать, чтобы помочь им пережить суровое время года?

Январь, февраль по плану воспитательно-образовательной работы

2.

Презентация для детей «Зимующие птицы»

Январь

 по плану воспитательно-образовательной работы

3.

Рисование, лепка, аппликация «Птички», «Птичка на ветке», по замыслу

по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта

4.

Дидактические игры «Назови птицу», «Зимуют – улетают», «Угадай и назови по описанию», «Какая птица?», «Четвертый лишний» (Птицы), «Придумай предложение», «Кто сидит на кормушке», «Кто как поет», «Назови ласково», «Что это за птица?» и др.

по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта

5.

Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театрализованные игры, инсценировки

по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта

6.

Экологические игры: «Горячо – холодно», «Перелетные птицы», «Поломанные слова»: РОСОКА (сорока); ЦАКИНИ (Синица), ВАСО (сова)  и т. д.

по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта

7.

Подвижные игры: Игра с мячом «Кого чем угостим?», воробья – «Крошками, Снегиря – рябиной, синицу – салом, голубя – пшеном, свиристель – семечками»,

«Птичка, раз! Птичка, два!», «Собачка и воробьи», «Снегири и кошка», «Птицы и кукушка», «Птички в гнездышке», Летающий голубь», «Вороны», Птицы и автомобиль», «Воробушки»,«Совушка» и др.

по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта

Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей

1.

Организация «Синичкиной почты». Письма детей и их родителей с вопросами о птицах.

Декабрь 2019 г.

2.

Семинар-практикум для родителей «Мастерим кормушку»

12 декабря

 2019 г.

3.

Экологическая акция  по изготовлению кормушек. Поможем птицам зимой, и они нам отплатят добром! «Поможем птицам зимой, и они нам отплатят добром!»

24 декабря

2019 г.

4.

Развешивание кормушек на участке детского сада.

24 декабря

 2019 г.

5.

Организация «Птичьей столовой»

ежедневно

6.

Изготовление атрибутов для игр (шапочки, свистульки и т.д)

по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта

3 этап - заключительный

1.

Оформление выставки рисунков совместного творчества «Семейная академия»

25 февраля

2020 г.

2.

Подведение итогов по реализации проекта. Совместное определение перспективы развития проекта

25 февраля

2020 г.

3.

Презентация проекта «Птичья стайка» на педагогическом Совете МБДОУ

26 февраля

2020 г.

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • Повышение экологической культуры, формирование навыков экологически нравственного поведения у всех участников проекта
  • Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой
  • Повышение социальной компетентности дошкольников, успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников
  • Гармоничное формирование разных видов отношений детей к природе (в т.ч. к птицам) (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного)
  • Расширение кругозора воспитанников о жизни птиц
  • Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке
  • Отражение знаний, полученных детьми в ходе реализации проекта в различных видах деятельности
  • Преобразование предметно-развивающей среды в группе и на участке с участием родителей
  • Формирование интереса к совместной деятельности детей и родителей по охране и защите птиц
  • Экологическая акция  по изготовлению кормушек. «Поможем птицам зимой, и они нам отплатят добром!»
  • Выставка рисунков совместного творчества «Семейная академия»
  • Презентация проекта «Птичья стайка» на педагогическом Совете МБДОУ

Подведение итогов реализации проекта.

В реализуемом проекте наиболее интересно было наблюдать за тем, как ребята общаются, помогают друг другу в подборе  информации. Дошкольники много узнали о зимующих птицах, об их строении, отдельных частях тела,  характерных признаках и некоторых особенностях образа жизни  в холодное время года.  Дети научились заботиться о пернатых, они с удовольствием подкармливали их и принимали активное участие в изготовлении кормушек.

Результативность работы по развитию познавательной активности и расширению кругозора детей о жизни птиц (декабрь 2019 г. – март 2020 г.)
Методы: наблюдение за детьми, беседы по картинкам, вопросники, развивающие игры, продуктивная деятельность

 

Вывод: результативность могла быть выше, если бы в период проведения проекта не было бы вспышки ОРВИ среди детей.

Благодаря проекту участникам удалось проявить творческие способности, расширить кругозор, проявить любовь и бережное отношение к природе.

Жаркие споры, положительные эмоции, добрые чувства - каждому найдётся дело по душе!

Проектная деятельность  - это стимул к успеху каждого воспитанника!

Перспективы развития проекта

  1.  Дальнейшее проведение  исследований в зимних изменениях природы, и наблюдения за особенностями жизни птиц  в разное время года.
  2. Ведение календаря природы за прилетом птиц
  3. Оформление презентации для воспитанников «Перелетные птицы»
  4. Привлечение родителей к дизайну скворечников и их изготовление  через семинар-практикум «Прилетели скворушки!»
  5. Оформление альбома «Птицы нашего края» (совместно с родителями, детьми и педагогами)

Трудности

  1. Самая важная испытываемая трудность при реализации проекта – редкая возможность наблюдений с детьми за жизнью птиц из-за не частого прилета их на участок к кормушкам (возможно из-за теплой зимы, либо других экологических причин)
  2. Отсутствие интереса у некоторых родителей к совместной проектной деятельности
  3. Повышенный порог заболеваемости ОРВИ в детском саду.

Используемая литература:

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006

Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: АРКТИ, 2001

Ламберт Марк.  Детская краткая энциклопедия. Природа. Слово/Slovo, 1994

Маневцова Л.М., Саморукова П.Г.  Мир природы и ребенок. СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998

Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ООО «Фирма издательство АСТ» 1998

Николаева С.Н. Юный эколог. М.: «Мозаика-Синтез», 2002

Красная книга Смоленской области, Смоленск, СГПИ,1997 г.

Интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

Летний экологический проект «Защитники природы» (для детей старшего дошкольного возраста)

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.  Обретение эколо...

Экологический проект «Чудесная грядка» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Чудесная грядка»для детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...