Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в Зимнюю сказку».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в Зимнюю сказку».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в Зимнюю сказку».

                                                                                                                                                                       Подготовила

Морковкина Татьяна Алексеевна,

воспитатель

Чебоксары 2020

Программное содержание.

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о зиме.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о зиме.
  • Закрепить знания детей о диких животных, об их детёнышах
  • Формировать представления детей о снеге, о его свойствах.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей.
  • Познакомить со значением слов «белокожа», «светлолица»; со значением слов метель, вьюга, пурга;
  • Формировать умение понимать смысл образных выражений загадки;
  • Упражнять образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных;
  •  Учить детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к зимним явлениям природы, умение видеть красоту, хрупкость природы.
  • Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.
  •  Воспитывать любовь к природе.

Активизация словаря: «белокожа», «светлолица», метель, вьюга, пурга.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин на зимнюю тематику.

2. Чтение стихотворений о зиме, о снеге, о зимних месяцах.

3. Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.

4. Беседы с детьми про зиму, составление небольших рассказов о зиме, о диких животных, об их детёнышах.

Материал и оборудование:

  • Презентация ТСО, аудиозапись, волшебный колокольчик, создание образа волшебный зимнего леса, две волшебные дорожки, волшебная коробочка, ласковый снежок, карточки с изображением различных ягод на каждого ребёнка;
  •  иллюстрации с изображением зимнего леса; 
  • «снежинки» для награждения.

Образовательный результат: 

  • У детей сформированы элементарные экологические знания,
  • Расширилось представления детей о зиме.
  •  Владеют знаниями детей о диких животных, об их детёнышах
  • Сформированы представления детей о снеге, о его свойствах.
  • Используют в речи прилагательные.

Методы:

В вводной части: художественное слово, беседа, объяснения.

В основной части: беседа, показ презентации на протяжении всего НОД в следующих моментах, рассматривание деревьев в лесу, снега, а также о природных явлениях - это метель, вьюга, пурга;  словесная игра «Отгадай загадку» с показом картинки - ответа;  словесно-дидактическая игра «Какие звери» также с показом иллюстраций; дидактическая игра «Закончи предложение»,  игра-разминка «На водопой»,   объяснения.

В заключительной части: беседа, метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы; поощрение, анализ занятия.

Приёмы:

 – пояснение, напоминания, повторения, обобщения, собственные ответы.

Литература:  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.

Ход НОД.

Воспитатель:

- Ребята, проходите, вставайте в круг, к нам пришли гости давайте поздороваемся.

А сейчас ребята давайте поздороваемся мы с вами:

Доброе утро, ребята!

Доброе утро!

Доброе утро, солнце!

Доброе утро, небо!

Доброе утро всем, всем нам!

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в зимний лес, но для начала отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

- Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом

- Все покрыла серебром!

Воспитатель:

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? Почему зиму называют здесь царицей? Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Воспитатель:

- А сейчас ребята мы отправляемся в путешествие в зимний лес. А попадем мы туда с помощью волшебного колокольчика, закрываем все глазки и произносим волшебные слова громко и чётко, чтобы волшебный колокольчик сработал у нас: «Колокольчик зазвени. В сказку нас перенеси!»

Игра «Длинный - короткий»

- Ребята но, чтобы в сказку нам попасть нужно, выбрать тот путь, который нас первый приведёт в сказочный лес? (длинный или короткий)

- По волшебному пути в сказку сможем мы пройти!

- Мы попали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно, да, ребята, а как?

- Деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. (Воспитатель обращает внимание детей на презентацию)

Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.

- Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий).

- Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)

- Ребята, а еще зимой часто бывает: вьюга, метель, пурга. (Воспитатель обращает внимание детей на презентацию). А что это такое? Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой.

Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: Вьююююуууу, я вьююююуууга. Так метель себя назвала.

Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров не видно вокруг ничего. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

Ребята давайте с вами повторим, что зимой часто бывает: вьюга, метель, пурга.

- А сейчас ребята мы с вами поиграем в «Ласковый снежок». Я вам кидаю снежок с простым словом, а вы возвращаете его мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)

Зима – зимушка,

Заяц – зайчик

Снег – снежок

Нора – норка

Лес – лесочек

Снежинка - снежиночка

Лиса – лисичка

Белка - белочка

- Какие вы молодцы, правильно отвечали.

Воспитатель:

- А сейчас я вам загадаю загадки:

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц- показ на слайде правильного ответа)

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под волчий вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь-показ на слайде правильного ответа)

Я, сознаюсь виновата:

Я хитра и плутовата

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (Лиса-показ на слайде правильного ответа)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк-показ на слайде правильного ответа)

Воспитатель:

- Ребята, а о каких животных шла речь в этих загадках? (О диких). Ребята, а почему этих животных называют дикими? (Ответы детей-  потому что они живут в лесу, сами себе добывают пищу и т. д.)

- Ребята, что вы знаете ещё о диких животных. Ну, например такое знаете: Дидактическая игра «Закончи предложение» (Воспитатель обращает внимание детей на презентацию)

Зайчик пушистый, а ёжик – колючий.

У белки хвост длинный, а у зайца короткий.

Медведь – большой, а зайчик маленький.

У лисы – лисята, а у волка – волчата.

Белка живёт в дупле, а медведь в – берлоги.

Зайчик зимой беленький, а летом – серенький.

Молодцы ребята с этим заданием вы отлично справились…

- У всех животных есть свои детишки! А кто у кого мы сейчас с вами и вспомним…

Игра-разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая)

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед)

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку)

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах)

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Воспитатель:

-Ребята, после прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть.

- Лесные звери хотят угостить нас чаем. Садитесь за стол. К чаю будут пироги. Возьмите картинки на них нарисованы ягоды, из которых приготовлены пироги. А теперь попробуем пирожки. На моем нарисован персик, значит, это пирог с персиковой начинкой, персиковый пирог. А у вас? (С клубникой - клубничный, с земляникой - земляничный, с вишней - вишневый, с яблоками - яблочный, со сливой - сливовый, с абрикосами - абрикосовый, со смородиной - смородиновый, с черникой - черничный, с брусникой - брусничный, с клюквой - клюквенный, с малиной - малиновый.)

-Ой, ребята посмотрите я что-то вижу под деревьями – да, здесь же волшебная коробочка. Давайте, ребята посмотри, что же в ней есть. Да здесь же нам лесные звери приготовили загадку: «Одеяло бело, всю землю одело».- Что это?

- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

– Зачем зимой человек надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.

– Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело». (Снег одел землю, как одеяло и под ним тепло)

– Почему под снегом тепло? (потому что он не пропускает холод)

– Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает?

(Слой снега не пропускает холод в берлогу к медведю)

-Ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

«Колокольчик зазвени. В детский сад нас перенеси!»

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Что из нашего путешествия вам больше всего запомнилось и понравилось?

–Сегодня хорошо работали, старались.

-За ваши старания на занятии я бы хотела вам подарить вот эти волшебные сказочные снежинки. Спасибо, ребята за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО "Познавательное развитие.Ознакомление с миром природы" Тема: "Путешествие в зимний лес"

Путешествие в зимний лесПрограммное содержание: Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать заботливое отношение к окружающей природе. Расширять представления о лесе и его обитателей....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в сказку «Золушка»"

Цель:  формировать элементарно-математические  представления.Задачи:Образовательные:Формирование умений  упражнять  в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке; совершен...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в королевство Математики»

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе(ФЭМП) Тема: Путешествие по сказке «Репка» .

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в  младшей группе(ФЭМП)Тема: Путешествие по сказке «Репка» . Возрастная группа: вторая младшая....