Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментированию «Песок и глина»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ибрагимова Лейсан Миннахметовна

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень – глина).

• Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.

• Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

• Расширять кругозор, словарный запас: бархан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_i_glina.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментированию «Песок и глина»

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень – глина).

• Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.

• Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

• Расширять кругозор, словарный запас: бархан

        

Материал: глина, песок, емкости для песка, крышки с вставленными трубочками -2шт,глина, подложки, одноразовые ложки, стеки, лупы, стаканчики для песка на каждого ребенка, магнитофон.

Для моделирования: глина, дощечки, стеки

Подготовка:

• Рассматривание карт.

• Чтение: Ю. Измайлов «Караван»; О. Дыбина «Неизведанное рядом»; В. Степанов «Путешествие в Азию»; В. Флинт «Животные пустыни».

Ход занятия.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Раз, два, три покрутись и в исследователей превратись (Дети крутятся вокруг себя)

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

В руках у вас лопата, ведерко и совок.

Вы любите, ребята пересыпать… (песок).

Белая, красная и голубая,

Когда я сухая, как камень тверда я.

Размочишь водой, буду влажной и мягкой.

– Молодцы, верно отгадали. Это песок и глина. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? И так, приступим.

Первый эксперимент Что такое песок из чего он состоит?

• рассмотреть через лупу

• обследовать сухой песок пальцами

• опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).

Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

Обследовать сухой песок пальцами. Рассмотреть в лупу. Опустить в песок магнит, появившиеся мелкие кусочки металла рассмотреть через лупу.

Вывод: песок очень мелкие камушки разного цвета, разной формы, разного размера, в песке можно найти мелкие частички металла.

Песок состоит из зёрнышек — песчинок. Зёрнышки бывают разной величины: одни покрупнее, другие помельче. Песчинки ничем не скреплены между собой. Песок сыпуч.

Чаще всего встречается песок жёлтый. Его можно увидеть на обрывистом берегу реки, в овраге. Им посыпают дорожки садов, парков, бульваров. Но бывает песок и другого цвета: белого, розового, серого и даже черного.

Второй эксперимент, что такое глина?

Рассмотреть кусочки глины.

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина тоже бывает разного цвета: коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. Её можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки, в овраге.

Динамическая пауза

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Третий эксперимент

Взять ложечки и насыпать песок из баночки в подложку.

- Легко ли сыпется песок? (его движение напоминает движение воды)

Возьмите кусочки сухой глины и попробуйте их насыпать.

- А как сыпется глина (комочками)

- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени?

Песочные часы. Когда песок из одной емкости пересыплется в другую пройдет 5 мин.

- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему?

Вывод: песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга,

Взять ложечки и насыпать глину из баночки в подложку.

- Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой. Чтобы отделить их друг от друга, надо растолочь сухой комок глины.

Четвертый эксперимент

Показать картинку с изображением пустыни.

-в пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются в глубь песка, а когда наступает ночь выползают целыми и невредимыми. В пустыни бывают песочные бури. Сейчас я вам покажу как это происходит.

Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются и двигаются. Кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее.

- почему при сильном ветре не удобно играть с песком.

Динамическая пауза аудио запись «Шум ветра»

Когда скажу песок, вы как песчинки кружитесь, скажу глина собираетесь в комочек (делаете круг, руки кладете на плечи,3-5 раз)

Пятый эксперимент

В баночку с водой опустите ложечку песка. Не размешивайте. Что происходит?

(Песок оседает)на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать, пыль осядет, окрашивая воду.

Тоже самое проделать с глиной. Оставить на некоторое время.

Вывод: песок тяжелый- он опускается на дно баночки, пыль легкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет.

Шестой эксперимент

Пропускает ли песок воду.

Полить песок и глину одновременно водой Что происходит? Вода проходит сквозь песок быстрее. Глина намокает медленнее. Меняет цвет.

Сделать бурь с мокрым песком.

Пальчиковая гимнастика.

Мирись.

-Кто кого обидел первый? Хлопаем в ладоши.

-Он меня, и он меня. Показываем указательные пальцы левой и правой рук.

-Кто кого ударил первый?

-Он меня и он меня. Пошевелить указательными пальцами поочерёдно.

-Вы же раньше так дружили! Хлопаем в ладоши.

-Я дружил, И я дружил. Пошевелить указательными пальцами.

-Что же вы не поделили?

-Я забыл, и я забыл. Пошевелить указательными пальцами.

Мирись - 3 раза Сцепить указательные пальцы.

И больше не дерись.

Седьмой эксперимент

Намочите свой песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете,можно ли будет играть ими после высыхания песка? Почему?

Возьмите глину слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? После высыхания можно будет играть вашими поделками? Почему?

Итог занятия

Занятие по экспериментированию  «Песок и глина — наши помощники» для детей подготовительной  группы

Тема: Песок и глина - наши помощники.

Цель: Систематизирование знаний детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

2. Продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Материал: песок и глина, стеки, тарелки и ложки одноразовые, песочные часы, карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, мультимедиа «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».

Ход занятия:

Воспитатель: Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите.

- Ребята, посмотрите, что это? (2 мешочка) Что в них я не знаю. Помогите мне разобраться.

- Как вы думаете (ответы детей) Молодцы!

Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина.

ОПЫТ №1

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок и глину.

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

- Как выглядит глина? (слайд 2)

Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков. (схема 1)

ОПЫТ №2

- Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (он сыпучий)

- А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее.

- Что легче делать? (насыпать песок)

- Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.

- А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)

- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (ответы детей)

- Что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 2 минута. (Демонстрирую)

- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?

- Давайте сделаем вывод.

Вывод: ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.

- Ребята, продолжим наши открытия.

ОПЫТ № 3

- Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

- А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)

Ф/минутка игра «Песок и глина» Давайте выполним модель песка и глины. (песок – дети встают с расстоянием между друг другом; глина - встают плотно друг к другу).

- Сделаем вывод: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко. (схема1)

- Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

(слайд 3 Показ иллюстрации "Пустыня")

- Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (рассказы детей)

(Рассказ воспитателя)

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают.

Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) (звук песка) Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?

ОПЫТ №4

- Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

- Что происходит с песчинками? Почему?

- А с кусочками глины? Почему?

ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые. (схема 3,4)

Ф/минутка игра «Песок и глина» (дополнительное условие – дует ветер).

ОПЫТ №5

- Проверяем проходимость воды через глину и песок. (наливаем воду через воронку)

Вывод: Песок легко пропускает воду и очищает ее, а глина водонепроницаемая. (схема5, 6)

- Какое свойство песка и глины вы еще знаете?

(слайд 4 Дети играют с песком)

(схема7) - Формуется только сырой песок.

(схема 8)- При высыхании фигурки из песка рассыпаются

(слайд 5) (схема9) - Формуется только хорошо размоченная глина. (схема10)- При высыхании фигурки из глины остаются крепкими.

Итог занятия:

- Давайте повторим все свойства песка и глины. (рассказы детей).

- Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые. А что такое полезные ископаемые? (ответы детей).

- Для чего нужен песок и глина? (Демонстрация слайдов 5,6 - песок: для игр, посыпают дорожки, при пожаре; глина – лепят игрушки, посуду.)

(слайд 7,8) С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые тоже очень любят работать с песком: скульпторы создают разные скульптуры (из какого песка, а художники рисуют картины.

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

В группе подготовлены подносы с песком – для рисования и кусочки глины – для лепки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, с элементами экспериментирования. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать...

Конспект занятия в разновозрастной группе по экспериментированию «Знакомство с песком и глиной»

Конспект занятияв разновозрастной группе по экспериментированию«Знакомство с песком и глиной»...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Мини-музей "Чудеса из глины." Гончарное ремесло"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ""Мини-музей "Чудеса из глины". Гончарное ремесло"....

конспект занятия в подготовительной группе "экспериментирование с почвой"

Тема: «Экспериментирование с почвой».Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-след...