Проект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет совместная образовательная деятельности с использованием технологии «Детское экспериментирование» Тема: «Таинственный воздух и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Путилова Наталья Михайловна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_detskoe_eksperimentirovanie.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Путилова Наталья Михайловна,

 старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Артинский городской округ

«Детские исследования: содержание и алгоритм проведения»

Каждый ребенок по своей природе – исследователь. Однако современная окружающая среда не способствует развитию у детей исследовательских навыков. Все чаще они получают готовую к применению информацию. Организация, каких современных технологий и активных форм работы с детьми позволит педагогам создать условия для самостоятельного приобретения детьми новых знаний и умений, читайте в этой статье.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытом,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

 и нравственном уровне в сравнении с теми,

 кто такой школы не прошел.

К.А. Тимирязев

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без внедрения инноваций. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей и поддержку детской инициативы.

Деятельность МАДОУ «Детский сад «Радуга» имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей.

Развитие - это процесс качественного изменения. В нашем дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях нашего дошкольного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование нашими педагогами инновационных педагогических технологий.

Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки Росси от 17.10.2013 № 1155, одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.

Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети получают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Необходимо использовать технологии, которые ориентированы на формирование личности ребенка, на его всестороннее развитие в самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Следуя требованиям стандарта к организации образовательной деятельности, наши педагоги акцентируют внимание на исследовании детьми объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. При организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми педагоги используют доступные и интересные дошкольникам формы работы с детьми. В данной статье представлены лишь некоторые из них.

«Детское экспериментирование».

Данная форма организации совместной образовательной деятельности предусматривает активную деятельность детей по изменению исследуемых объектов. Она направлена на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности, стремление самостоятельно находить решение проблем.

Дети любят разные виды экспериментов (например, мыслительный: он подразумевает действия в уме). Но самые интересные эксперименты- опыты с настоящими предметами и их свойствами (водой, льдом, снегом, воздухом и т.д.), которые помогают ребенку понять существование признаки неживой природы, растительного мира и т.д.

Алгоритм проведения СОД (по А.И. Ивановой):

  • постановка исследовательской задачи (дошкольником раннего, младшего и среднего дошкольного возраста помогает воспитатель, в старшем дошкольном возрасте дети справляются с этим самостоятельно);
  • прогнозирование результата (относятся только к детям старшего дошкольного возраста);
  • повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
  • распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), которые помогают организовать работу сверстников, комментируют ход и результаты совместной деятельности воспитанников группы (относятся только к детям старшего дошкольного возраста);
  • проведение эксперимента (под руководством воспитателя);
  • наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов;
  • формулировка выводов (детям раннего и младшего дошкольного возраста помогает воспитатель, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети делают это самостоятельно).  

Проект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет

 совместная образовательная деятельности

с использованием технологии «Детское экспериментирование»

Тема: «Таинственный воздух и его свойства»

Возрастная группа: дети шестого года жизни

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» /Иванова А.И.

Цель: создание условий для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека и живых существ;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей (воздух сжимается, приобретает форму предмета, занимает место в предмете)
Развивающие:
- развивать внимание, воображение, познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении экспериментов.

Оборудование: использование ИКТ -  презентация - обозначения свойств воздуха; отрывок из мультфильма: «Смешарики»
Раздаточный материал: стакан, полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой, шприцы без иглы, воздушные шары, салфетки, пластилин, цветная вода, мыльный раствор, трубочки, духи, лимон, чеснок, лук, апельсин, ванилин, шоколадная конфета

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Действия,

деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемые результаты

Постановка исследовательской задачи

 Ведущий: Ребята, я очень рада видеть вас всех. Я хочу посмотреть в ваши красивые глаза. Пусть наши взгляды встретятся. У меня сегодня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

Ребята, слышите какой - то сигнал. Что бы это могло быть? (ответы детей)

 Нам на электронную почту пришло видеописьмо. Давайте посмотрим его. Голос инопланетян: Мы поймали вашего друга Лосяша и хотим увезти на свою далёкую планету. Он не соглашается. Говорит, что на нашей планете нет воздуха, а он без него не может жить. Нам стало интересно узнать, где находится воздух, какой он и для чего он нужен. Если вы ответите на наши вопросы, мы  отпустим Лосяша.

Ребята, Лосяш попал в беду. Поможем сказочному герою?

Собирает детей вокруг себя. Эмоционально включает в действие. Вовлекает в слушание.  Показывает на экране отрывок из мультфильма.

Задает вопросы от имени ученого.

Дети размещаются в кругу.

Выражают эмоции посредством действий, слов.

Внимательно слушают, смотрят, стараются понять проблему

Отвечают на вопросы.

Проявляют сопереживания

Умеют управлять своим поведением, проявляют готовность к действию. Соблюдают общепринятые нормы поведения.

Проявляют готовность к действию.

Проявляют любознательность.

Умеют отвечать на вопросы.

Прогнозирование результатов

Ведущий:

 Ребята, по вашему мнению, где можно изучить свойства воздуха и ответить на вопросы инопланетян?

 Правильно, в лаборатории.

Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

 И так уважаемые помощники прежде чем работать в лаборатории, нужно одеть спецодежду. Вот теперь вы мои помощники - маленькие ученые - исследователи. А я буду главным научным сотрудником, который руководит работой.

В конце нашей работы вы поделитесь своими выводами и впечатлениями о свойствах воздуха, о том новом, что вы узнали в ходе экспериментов.

Предоставляет возможность для сотрудничества.

Поощряет детей к высказыванию, стимулирует процесс мышления.

Слушают.

Настраиваются на выполнение заданий

 Способны сделать выводы по конечному результату исследований.

Уточнение правил безопасности

 Давайте вспомним правила безопасности и поведения при проведении опытов.

1. Надо соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

2. Вы должны быть внимательными, аккуратными, спокойными.

3. Выполнять работу только после моего объяснения, брать предметы после моего разрешения и только те, которые я назову.

Напоминает о правилах поведения в лаборатории, технике безопасности при проведении опытов.

Вспоминают  правила безопасности, опираясь на иллюстрированный материал.

Готовы соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории

Выполнение эксперимента

(наблюдение результатов, фиксирование результатов эксперимента)

 Перед вами, коллеги, стоит задача, с помощью опытов, как можно больше узнать о воздухе.

Сейчас я вас приглашаю подойти  к 1 столу (полиэтиленовые пакеты – на каждого ребёнка, воздушный шар, насос, картинки с изображением мяча, шины, спасательного круга, резиновой лодки)

1 опыт: «Где живет воздух?» (перед каждым ребенком на столе прозрачный  пакет).

 Возьмите со стола полиэтиленовый пакет, что в нем?
Сомните его. Что происходит?   Почему?

  Откройте его и попробуйте поймать воздух, закрутите пакеты.
Что в пакете?  Какой он? Вы его видите?
На что стал похож пакет?
 Откроем пакет, поместим руку в него, что мы видим? А куда делся воздух?

 Вывод: воздух прозрачный, не видимый

 Обращается к мини-лаборатории, предметам опыта.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Побуждает детей к самостоятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания (опыта)

Размышляют и отвечают на вопросы

Берут на себя ответственность и работают самостоятельно.

Проводя опыты

Выражают свое мнение по вопросу о дальнейшей работе,

выполняют задание в соответствии с установленными требованиями.

Выстраивают порядок и последовательность при выполнении опыта. Делать логический вывод.

Делают вывод: прозрачный, не видимый

2 опыт: (может ли воздух сжиматься)

Поймайте ещё раз воздух?  Сдавите пакет. Почему?

Ребята, а что ещё можно надуть воздухом?

Достает не надутый воздушный шар.

 Какой шарик?

 Почему его так называют?

Чем наполнили шар?  

Каким стал шар?  (дать возможность потрогать). Воздух в шарике сжимается. Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха

 (Воспитатель отпускает шар, не завязав его).

Воздух с силой вырвался из шарика: воздух был сжат там.

Ребята, где можно в жизни использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг, в резиновом мяче, резиновые лодки, в шинах велосипеда, автомобилей) 

Вывод: Воздух сжимается и приобретает форму того предмета, в какой он попадает – презентация (мяч, шину - колесо) 

Переходим ко 2 столу  (глубокий таз с водой, прозрачный стакан, полоска бумаги, пластилин, шприц на каждого ребёнка, салфетки).

Активизирует внимание детей.

Вопросы к детям

Комментирует высказывания детей.

Показывает иллюстрации предметов, наполненные воздухом.

Дети слушают, трогают, пытаются руками сдавить пакет

Называют те предметы, которые можно надуть с помощью воздуха.

Дети повторяют свойство воздуха.

Наблюдают за действием педагога.

Высказывают свои предположения.

Воздух сжимается, шар стал упругим.

Приобретает форму того предмета, который заполняет

3 опыт: (Занимает ли воздух место)

Беру в руки стакан, ко дну стакана прикрепляю полоску бумаги с помощью пластилина, переворачиваю вверх дном и опускаю стакан в воду.

Как вы думаете, что произойдет с бумагой?  Самое главное условие, что стакан надо держать прямо, не наклоняя, пока он не коснется дна. Посмотрите, что произошло.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Воздух не дал воде приблизиться к бумаге.
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде?
Откуда они взялись?

 Из стакана вышли пузыри  воздуха, и  полоска бумаги намокла.
Вывод: В стакане был воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место в ёмкости .

(Презентация  на экране)

Демонстрирует и словесно описывает опыт.

Выстраивается порядок и последовательность опыта.

На ощупь определяют свойство бумаги, высказывают, что их предположение ошибочно.

Сосредотачивают внимание.

Вывод: воздух занимал место в стакане, поэтому бумага не намокла.

Воздух вышел из стакана и бумага, намокла.

4 опыт: Выполняем вместе со мной. Берём шприц, набираем в него немного воздуха, приподняв поршень, затем набираем из вазы воды, оттягивая поршень до  упора.  Направьте шприц по направлению к вазе, чтоб никого не замочить. Осторожно нажимайте на поршень. Наблюдайте, что происходит? (поршень, не прикасаясь  к воде   выталкивает воду из шприца при помощи воздуха). В этом опыте вновь помог воздух, который давил на воду при помощи поршня.

Вывод:  действительно воздух занимает место.

Показывает, объясняет, предлагает выполнять совместно.

Выполняют упражнения  вместе с педагогом.

Ребята приходят в выводу: воздух – занимает место, с его помощью поршень выдавил воду из шприца

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко, (поднимаемся на носки)

Дышим мы легко - легко.(повторить)
Плавно руки вверх подняли (руки через стороны вверх)
И кистями помахали. (руки вверх машем кистями)
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали. (5 раз вперёд и назад)

Сделали по пять прыжков. (на месте)
И к работе все готовы! (маршируем на месте)

5 ОПЫТ  (имеет ли воздух запах)
 Как вы думаете, имеет ли воздух запах?
 Сейчас мы это проверим. По просьбе педагога дети закрывают глаза, вдыхают и говорят, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок, шоколадную конфету, кофе, духи, лук, ванилин). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что- то почувствовали, только один ребёнок ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Настя ничего не почувствовала, потому что я ему ничего не дала понюхать. Он вдохнул просто воздух.  Какой из этого можно сделать вывод? 
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы. Запах передаётся по воздуху. 

Показ и словесное сопровождение педагога

Педагог  подходит к каждому ребёнку, даёт понюхать один из приготовленных предметов.

Дети стоят в кругу,

Индивидуально отвечают, какой запах почувствовали

Используют материал, который можно

Дети отдохнули

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы. Запах передаётся по воздуху

6 ОПЫТ (воздух нам необходим)

  Сделайте глубокий вдох, а затем выдох.  Что мы с вами вдохнули и выдохнули?

  А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.  Человек не может долго не дышать?
 Возьмите трубочку в рот. Вдыхаем воздух через нос, а затем его выдуваем через трубочку. Что происходит?

Значит, внутри нас есть воздух.  Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Педагог приглашает к 3 столу.

Педагог проговаривает последовательность опыта.

использовать для опыта

Человек не может жить без воздуха.

Воздух находится внутри нас.

Формулировка выводов

Наша лабораторная работа подошла к концу. Ребята поделитесь вашими впечатлениями, какой опыт вам особенно понравился, запомнился. Расскажите нам о нём.

Голос инопланетян: « Спасибо, ребята! Вы ответили на все наши вопросы. Мы убедились, что воздух для Лосяша действительно очень необходим. Мы его освободили, благодаря вам».

В подарок от научного сотрудника дети получают  подарки (мыльные пузыри)

На экране: Лосяш радуется, что дети ему помогли.

Своими знаниями вы можете поделиться со своими друзьями, дома с родителями. На этом  наше изучение о свойствах воздуха не заканчиваются. Мы продолжим на следующих встречах. Спасибо всем за сотрудничество!

Предлагает поделиться впечатлениями, рассказать о запомнившемся свойстве воздуха.

Поощряет детей к высказыванию.

Инициирует общее обсуждение детей, комментирует высказывания.

 Дарит  детям мыльные пузыри в подарок.

Педагог включает отрывок, что Лосяш свободен.

Рассказывают, опираясь на презентацию на экране.

выстраивают полный ответ.

Выражают собственные суждения,  оценивают свою деятельность. Определяют свое настроение во время НОД.

Дети радуются вместе с героем.

Делятся своими впечатлениями с друзьями, дома с родителями

Делают выводы, обобщают знания о воздухе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Проект педагогического мероприятия с детьми старшей группы «Форд-Боярд»

спортивно- познавательная игра  с использованием здоровьесберегающих и интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6 - 7 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием ТИКО-конструктора «Фантазёр», «Класс» тема: «Знатоки природы»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми 6 - 7 лет (образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием ТИКО-конструктора «Фантазёр», «Класс»...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием ТИКО-конструктора «Класс» тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель мероприятия:  совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; развивать самостоятельность детей в выборе Тико конструкции, умение видеть конструкцию предмета и анализиров...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием конструктора LEGO WeDo тема: «Самолёт»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием конструктора  LEGO WeDoтема: «Самолёт»...