Конспект беседы: «Аир болотный и его лекарственные свойства»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Шипилова Антонина Прокопьевна

Знакомство с лекарственным растением: Аиром болотным и его лекарственными свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_air_bolotnyy.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»,

дошкольное отделение детский сад «Родничок»

Павловского района Алтайского края

Конспект беседы:

«Аир болотный и его лекарственные свойства»

Воспитатель:

Шипилова А.П.

п. Новые Зори. 2020г.

Цель: Знакомство с лекарственным растением: Аиром болотным и его лекарственными свойствами.

Задачи:

    Познакомить с лекарственным растением: Аиром болотным;

   расширить знания о его внешнем виде, месте произрастания и лечебных свойствах;

   активизировать и расширить словарный запас слов;

   воспитать бережное отношение к природе и бережное отношение к ней.

Материал:

    корзинка с картинками лекарственных растений;

      аир болотный (из аптеки)

Ход занятия.

-Здравствуйте,ребята

Я бабушка - Здравница

Живу, не старею

Никогда не болею

И вам доброго здоровья.

-В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите доброго здоровья (дети приветствуют друг друга).

Бабушка - Здравница: В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы. Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных растениях, целебных травах.

-А какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют: подорожник, мать и мачеха, одуванчик).

 А сейчас я хочу поделиться своими секретами, буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.

-Эта травка самый первый весенний цветок.

Ранние, весенние

Желтые цветы

Очень необычные

Зеленые листы

С одной стороны

Лист блестящий и гладкий

С другой — он светлее

Приятный и мягкий

Скажите, цветочек

Как этот зовут?

Излечит детишек

Он от простуд.

Дети: мать-и-мачеха

Бабушка - Здравница: а вы знаете, почему оно так называется?

Дети: у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как  в сказке «Золушка», она была злая.

А чем же полезна эта травка?

( лечат ею кашель, заваривают травку и пьют, как чай )

Молодцы!

А вот  следующая загадка.

Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук.

Дети: (Подорожник.)

-А где он растет? (Вдоль дорог).

-А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?

Ответы детей (Если поранились, то нужно помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживает).

-Слушайте еще одну загадку.

Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денечка через два

Облысела голова.

Правильно одуванчик.

-А что вы знаете об этом лекарственном растении?

(В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов).

Бабушка - Здравница:

В народе говорят:

Тот болезней не знает,

Кто никогда не скучает.

Давайте поиграем.

Физ.минутка. Игра «Одуванчик».

— Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).

— Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

— Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).

— Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают).

— Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают – 2 раза).

Садятся.

Бабушка - Здравница: А теперь я хочу познакомить вас с еще  одной лекарственной травкой.

Что, скажите, за растенье,

Можно встретить в водоёмах, 

В заболоченных лугах?

Что растёт вечнозелёным,

С мечевидною  листвою,

С корневищем, словно губка,  

С корешками на боках?

Эту пряность,  как  лекарство,

Превратили в эликсир.

Вы ответьте мне ребята

Как зовут его? ... (Аир)

-Это ребята Аир болотный (показ картинки)

 Это многолетняя трава с прямыми не ветвистыми  листьями. Взрослое растение имеет высоту от 50 до 120см.

Посмотрите, какое у растения корневище: толстое, извилистое, ползучее, длинное, цвет корневища  зеленовато – желтый, а внутри имеет бело - розовый оттенок. Вкус корневище имеет терпкий, горько – жгучий, а запах приятно пряный. Цветки аира болотного мелкие, зеленовато – желтые.

Растет аир  по берегам озёр, прудов и болот, тихих заводей и медленно текущих рек в канавах, на заброшенных заболоченных лугах, на илистой, песчаной почве, часто образуя сплошные  заросли.

Лекарственные свойства Аира болотного:

-В лечебных целях применяют корневища аира, он повышает аппетит имеет противовоспалительное, ранозаживляющее, болеутоляющее и успокаивающее средство. Аир укрепляет сосуды мозга, улучшает память, усиливает зрение.

-Так же аир применяют в кулинарии:

Из корневища аира заваривают чай, добавляют в небольших количествах в супы, соусы, бульоны, компоты из яблок, груш, ревеня. Многие ценят это растение при приготовлении сладких блюд, салатов, кондитерских изделий, хлеба. Засахаренные корневища аира очень вкусное лакомство.

Бабушка - Здравница: А сейчас сюрприз. Я для вас заварила необычный чай. Хотите его попробовать? (детям предлагается чай из аира болотного).

-Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому летом запасают лекарственные растения (травы).

Только собирать их надо правильно:

— нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут;

— нельзя пробовать ягоды и плоды, можно отравиться;

— после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, на них много пыльцы и грязи.

Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.

Природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительного возраста: "Лекарственные растения"

Знакомство детей с лекарственными травами и основами безопасного поведения...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ФИТОМОДУЛЯ

«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учётом их самобытности и региональных условий». В ходе эксперимента проводятся комплексные исследования, направл...

Конспект беседы "Лекарственные растения Крыма"

Содержит сведения о ромашке, зверобое, подорожнике, шалфее и т.д....

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Конспект познавательной беседы с элементами экспериментирования "Знакомство со свойствами ткани" в старшей группе.

Данная беседа-занятие позволяет на основе опыта, эксперимента, наблюдения  выявить свойства тканевых материалов, познакомить детей с их разнообразием и сферой использования, а также провести срав...

Конспект беседы "Лекарственные растения"

Познакомить детей с лекарственными растениями. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы. Воспитывать бережное отношение к растениям....