Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Гусакова Татьяна Сергеевна

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю

 (подготовила воспитатель  Гусакова Т.С.,

МДОУ детский сад №28 «Ласточка»)

              Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

                Детский сад «Ласточка» расположен в селе Акатьево Коломенского г.о.- это живописное место, вокруг широколиственные леса, богатые растительным  и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. В селе протекает река Ока, богатая разнообразной рыбой: щукой, окунем, плотвой. Рядом находится усадьба известного музыканта С. Кусевицкого, предприятия мясомолочной промышленности. И конечно же, исторический город Коломна со своими достопримечательностями.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего МДОУ анкетирование показывает:

- к 6-7 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию поселка, края;

- у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края;

- 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка из-за высокой занятости;

- 40 % родителей затрудняются в знании истории поселка, края.

Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Исходя из этого наш детский сад «Ласточка» общеразвивающего вида взял в качестве краеведческое направление.  Возникла необходимость дополнить образовательный  процесс материалами  по ознакомлению детей с особенностями родного края-села Акатьево. Творческой группой МДОУ разработана программа  «Родной край»,которая является вариативной частью ООП МДОУ и нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания; позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность; предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Модель познания родного края представляет собой спираль, где на каждом новом витке происходит закрепление прошлого опыта и состоит из следующих блоков:«Я и мое тело», «Моя семья», «Детский сад», «Родное село»,  «Флора и фауна родного края», «Население и его культура».

Цель:

Создать условия для приобщения  детей дошкольного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края, укрепления духовно-нравственного  здоровья подрастающего поколения.

Задачи:

1.Осознание дошкольниками своей связи с окружающим их «малым миром», формирование личностно – значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона;

2.Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села Акатьево, о вкладе, который внесли жители поселка в историко-культурное наследие региона;

3.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности дошкольников по сохранению природы родного края;

4.Способствовать развитию речи ребенка через малые формы фольклора;

5.Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого отношения к окружающим, формировать умение делать нравственный выбор.

6.Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерства и педагогики сотрудничества.

Система  работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально  использовать  образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.

Семьи наших воспитанников постоянно информируются   по вопросам краеведческого характера посредством  проведения консультаций ,мастер-классов, Дней открытых дверей, размещения сведений о МДОУ в социальных сетях, привлечения к участию в создании развивающей предметно-пространственной  среды, в оснащении и оборудовании мини-центров краеведения в группах, благоустройстве территории детского сада, организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного творчества. При взаимодействии с семьями воспитанников разработаны  и реализованы  ряд проектов с детьми и родителями, которые предполагают принципы партнерства детей и взрослых : «Вода-водичка», «Посадили дети репку», «Люблю березку русскую»,«Путешествие в мир пейзажной живописи».В процессе работы над проектами дети ставили эксперименты со снегом, наблюдали за дождем, вместе со сказкой, элементами творческих игр ухаживали за овощами  на огороде, собирали урожай для кукол и сотрудников детского сада, учились любоваться красотой и неповторимостью родного края, изображая увиденное на занятиях по художественному творчеству. Актуальность  темы проекта «Дружная семья» (знакомство с историей и традициями славянских народов) заключается  в необходимости знания дошкольников о народах, населяющих планету, современная политическая обстановка, миграция населения. На занятиях и в свободном общении дошкольники знакомятся с разными странами, их государственной символикой, народной музыкой, знаменитыми художниками, поэтами. При таком непосредственном общении формируется многонациональная культурная среда, где дети с раннего возраста учатся уважать друг друга, дружат и вместе познают окружающий мир.

Ежегодно проводятся тематические дни и культурно- досуговые мероприятия: «День знаний», «Знатоки своего села», День матери, День инвалида ,День защитника Отечества, День Росии, Рождество, Масленица, Троица, Дни здоровья .

Воспитанники МДОУ совершили экскурсии в различные уголки родного края и  объекты социального окружения: в Администрацию сельского поселения «Акатьевское»,музей Акатьевской ООШ, библиотеку, Сельский дом культуры, усадьбу известного музыканта Кусевицкого  ферму, гараж  ЗАО «Акатьевское», Пожарную часть, на берег р.Оки, к памятнику воинам, погибшим в  ВОВ, Храм преподобного св. Серафима Соровского, почту, ФАП, предприятия торговли и бытового обслуживания.

Обобщая сказанное можно сделать вывод ,что приобщая детей к историческим данным родной культуры и  традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт российской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии у дошкольников интереса к художественной литературе, воспитании любви к художественному слову

Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и в семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя....

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов по теме: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе".

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов. Интерес к художественной литературе у детей возникает при правильной организации совместной деятельности детского сада...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка....

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю...

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю»

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю»  К проведению тематического дня «День Матери»...