Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Ладик Наталья Николаевна
организация разнообразного по содержанию труда. формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud._dekabr.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке

           Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

 Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).

 Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).

Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, умение планировать.

 Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

По длительности труд на прогулки:

      Младшие  дошкольники – 5-7 мин.

Средние  – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от  характера труда

Старшие дошкольники – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от  характера труда.

            На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно  формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. 
            На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех. 

            Труд на прогулке способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.

           Труд дошкольников на прогулке создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость.  Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.        

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младших  группах дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

             Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.

            Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.      Детей  следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

          При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.

          Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

          При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

-  летом рекомендуется работать  с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

 -материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Памятки для детей, воспитателей и родителей
Как научить ребёнка трудиться?
1.Познакомьте ребенка с правилами:
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.

2.Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.

3.Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.

Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

Пословицы о труде
Пословицы о труде помогут в трудовом воспитании детей. Собранные пословицы о труде, отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений.

• Землю красит солнце, а человека — труд.
• Делу — время, а потехе — час.
• Кто не работает, тот не ест.
• Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• В труде рождаются герои.
• Суди о человеке по его труду.
• Труд всё побеждает.
• Труд кормит, а лень портит.
• Где труд, там и счастье.
• Воля и труд, дивные всходы дают.
• Без труда жить — только небо коптить.
• Всякое дело концом хорошо.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• Больше дела, меньше слов.
• Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
• Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
• Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
• Кто мало говорит, тот больше делает.
• Работай до поту, поешь в охоту.
• Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
• Люби дело — мастером будешь.
• Слезами делу не поможешь.
• Доброе начало — половина дела.
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Каков мастер, такова и работа.
• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
• Есть терпение — будет и умение.
• Рукам работа — душе праздник.
• Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
• Откладывай безделье, а не откладывай дело.
• Кончил дело — гуляй смело.
• Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Без работы день годом кажется.
• Белые ручки чужие труды любят.
• Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.
• Торопливость делу не помогает.
• Труд кормит, а лень портит.
• Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
• Безделье — мать всех пороков.
• Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
• Делаешь наспех — сделаешь на смех.
• Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
• У лодыря, что ни день, то лень.
• Труд всегда даёт, а лень берёт.
• Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
• Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
• Не бойся работы — пусть она тебя боится.
• Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
• Слаще всех плодов — плод человеческого труда.
• Больше науки — умнее руки.
• Всякий человек на деле познаётся.
• Без работы и машина ржавеет.
• На миру и работа спорится.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Без хорошего труда нет плода.
• Терпенье и труд все перетрут.
• И швец, и жнец, и на дуде игрец.
• Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
• Не умел шить золотом, так бей молотом.
• Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
• Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
• Кто не работает, тот не ест.
• Была б лишь охота - наладится каждая работа.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
• В рабочее время - язык на засов.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Дело мастера боится.
• Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.
• Встать раньше - шагнуть дальше.
• Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
• Работа - с зубами, а лень - с языком.
• Плуг от работы блестит.
• За все браться - ничего не сделать.
• По труду и доход.
• Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
• Без труда и отдых не сладок.
• Всякая земля хороша, если рук не жалеть.
• Всякий человек у дела познаётся.
• Кто рано встает, тому Бог дает.
• В труде рождаются герои.
• Умей дело делать, умей и позабавиться.
• Всякое уменье трудом дается.
• Доход не бывает без хлопот.
• Бог труды любит.
• Кончил дело - гуляй смело.
• Любовь к труду - у людей на виду.
• На работу с радостью, а с работы с гордостью.
• Не боги горшки обжигают.
• Делу - время, потехе - час.
• Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
• Поле труд любит.
• От труда здоровеют, а от лени болеют.
• Утренний час дарит золотом нас.
• Хлеб даром не даётся.
• Хозяин тот, кто трудится.
• Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
• Терпение и труд всё перетрут.
• От трудов праведных не нажить палат каменных.
• Труд кормит, а лень портит.

Формы организации  трудовой деятельности на прогулке для старших дошкольников:

*операция «Помоги птицам» (сделать кормушки для птиц)

*операция «Ступеньки» (посыпать песком дорожки, ступеньки)

*операция «Снежный городок» (строительство из снега, командами)

*операция «Помоги деревьям» (сгребание снега к стволам деревьев)

*генеральная уборка участка

*ремонт кормушек, снежных построек

*операция «Чистые дорожки» (подмести дорожки)

*операция «Цветник» (рыхление, уборка, полив)

*операция «Игрушки» (кто лучше соберёт игрушки в корзины)

*операция «Чистая одежда» (от снега)

*операция «Сбор  семян»

*пересадка растений

*сбор урожая картофеля

*сбор листьев для гербария, ягод рябины

*операция «Помоги малышам» (собрать игрушки, подмести дорожки…)

*операция «Новый год» (украшение участка)

*операция «Трудовой десант» (в микрогруппах. соревнование) и другие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации труда в природе с воспитанниками средней группы ДОУ

Выбранная тема является актуальной,так как,ознакомление детейс природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего р...

Организация труда в природе с детьми среднего дошкольного возраста

Организация труда в природе с детьми среднего дошкольного возраста    Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самоб...

Организации труда в природе «Осенние листья» Средняя группа

Цель: Приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе. Задачи: Расширить знания детей о характерных признаках изменения природы, подчеркнуть красоту осенней п...