Проект "Выращивание лука в комнатных условиях"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Проект направлен на формирование основ исследовательской и трудовой деятельности дошкольников среднего возраста в процессе посадки лука и наблюдении  за его ростом. Развивает любознательность,интерес к исследовательской деятельности, эксперементированию.Расширяет представления детей об условиях, необходимых для роста растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vyrashchivanie_luka.docx661.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

Групповой проект

«Выращивание лука в комнатных условиях»

                                                                                                Участники проекта:

                                                                           дети  средней группы

                                                                           Руководитель проекта:

                                                                           Яковлева Галина Ивановна

                                                                           воспитатель МКДОУ

                                                                           детский сад «Теремок»

                                                                           База исследования:

                                                                           с. Родино МКДОУ

                                                                           д.с. «Теремок»

 

с. Родино

2020 год

                                                 

                         

                                  Содержание

  1. Введение  ……………………………………………………..3-4
  2. План реализации проекта ………………………………..4-5
  3. Литература………………………………………………….6
  4. Приложение………………………………………………….7    

 Тип  проекта: информационно – исследовательский     

Продолжительность:  среднесрочный

Срок реализации: март-апрель

Ожидаемые результаты:

-  Приобретут новый опыт исследовательской деятельности.

- Обогатятся знания дошкольников о луке, об особенностях его выращивания, о необходимых условиях для его роста.

-Сформируется уважение к труду и бережное отношение к его результатам.

- Дети научатся работать вместе, помогать друг другу.

Ориентированность проекта: на детей среднего  дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

Проблема экологии в нашей стране стоит очень остро, а дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. Работа с дошкольниками по проекту проводилась в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый являлся равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы.

Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. 

Цель исследования: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у  дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.

Задачи:

-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет).
- Воспитывать желание производить трудовые действия.
- Формировать чувство ответственности при уходе за луком.
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Объект исследования: репчатый лук

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
 наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации.

Этапы проекта:

1.Этап. Аналитический: 

Выявление знаний детей о луке.
2. Этап подготовительный, теоретический:
- подбор иллюстраций, художественной литературы;

- составление плана работы;

 - подготовка земли, луковиц для посадки.
3. Этап практический:

- НОД по экологическому воспитанию  «Посадка репчатого лука на перо»;

-Организация эксперимента «Наблюдение  за ростом лука».

4. Этап заключительный:

- Оформление огорода на окне.

- Оформление дневника наблюдений  за луком.

Результаты проекта:

-  Дети научились сажать и ухаживать за луком.

- У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в разных условиях.

- Научились сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Получили удовлетворение от совместной деятельности, радость переживания, сознание собственных  умений.

- Улучшился эмоциональный контакт между детьми, родителями, педагогами.

- Родители получили полезную информацию о содержании работы в ДО.

Литература:

1.В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

2.В е р а к с а Н. Е., Га л и м о в О. Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников (4–7 лет).

3.О.А. Соломенникова, Ознакомление детей с природой в детском саду в средней группе, Москва, 2014

4.С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада, Москва,2017

Приложение 1

Конспект  открытого НОД по экологическому воспитанию  в средней группе «Посадка репчатого лука на перо».

Цель: Создание условий для стимулирования интереса к исследовательской деятельности у детей по выращиванию лука в комнатных условиях.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет);

• Дать элементарные понятия о природных витаминах.

Развивающие:

• Расширять словарный запас детей (шелуха, перья-росточки);

• Формировать трудовые умения и навыки по посадке лука.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе, понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, интерес к труду в природе.

Оборудование: стаканы с рыхлой землей, лейки с водой, модели условий, необходимых для роста растений, фартуки, мешочек с луком, морковь, яблоко.

Ход НОД:

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

К солнышку руки мы потянули,

Лучик мы взяли и к сердцу прижали,

Мы улыбнулись, гостям лучик дали,

Здравствуйте, гости, мы вас всех ждали!

Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг.

Какое прекрасное утро!

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши, садятся)

Сюрпризный момент. 

 Раздается стук в дверь, воспитатель открывает дверь и  заносит посылку.

Воспитатель: Ребята нам прислали настоящую посылку! (рассматриваем)

-Интересно, что в ней? (высказывания детей)

-Кто ее мог прислать? (высказывания детей)

Воспитатель: (читает обратный адрес).

-Цветочный город, Незнайка. Давайте откроем.

Воспитатель: ( достает мешочек, письмо)

-Мешочек, письмо. Прочитаем, что нам написал Незнайка.

«Здравствуйте, ребята! Мои друзья, жители цветочного города заболели.

Доктор Пилюлькин сказал, чтобы они ели витамины, выращенные на  огороде. Я пошел в огород, но кроме снега ничего не нашел. Помогите моим друзьям – вырастите витамины у себя на окне. Незнайка»

Воспитатель: Странный какой-то Незнайка. Я знаю - витамины можно…(купить в аптеке). Что за витамины, которые растут на огороде?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Правильно, витамины есть во всех овощах и фруктах, поэтому их надо обязательно кушать, чтобы не болеть.

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте присядем и узнаем, что находится в мешочке. Для этого отгадайте загадки.

 (Загадывает загадки)

Очень горький и полезный!

Защитит от всех болезней!

И микробам он не друг –

Потому, что это – (лук).

«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …»

 «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает», «Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …» 

Дети: Лук!

Воспитатель: Как называется такой лук? (Репчатый).

Воспитатель: Ребята, какой формы лук? Какого цвета? А можно сказать, что он золотистый? (раздает каждому ребенку по луковице и спрашивает.)

Воспитатель: Это «шуба», про которую говорится в загадке. (Показывает детям шелуху.) Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь?

 Воспитатель: (разрезает луковицу и предлагает детям понюхать лук). Чем пахнет? (ответы детей) А почему вы плачете (ответы детей).

Воспитатель: Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.

Воспитатель: Зачем же тогда его используют, если он горький на вкус? Его трудно чистить и резать – все от него плачут?

Дети: В нём много витаминов, чтобы не болеть….

 Воспитатель: Горький, но очень полезный, в нем очень много витаминов, которые убивают микробы. Говорят: «Лук от семи недуг». Недуг это болезнь. 

(Собрать луковицы на тарелочки, поставить на столы для посадки).

Воспитатель: Значит, он может помочь друзьям Незнайки!

 Что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (прорастить. Правильно! Если репчатый лук прорастить, из его верхушки начнёт расти зелёный лук! (Показ наглядности).

Воспитатель: Что сделать, чтобы лук пророс?

Дети: лук надо посадить в землю или поставить в воду.

 Воспитатель: Луковицу можно вырастить в воде и в земле. Если луковицу поставить в воду, она будет расти в зелень, а если в землю, то будут расти и головка и зелень. 

Воспитатель: Ребята, какие условия нужны для лука, чтобы он вырос сочным и зеленым?

 Модели: почва, свет, тепло, вода. (Выкладываются на доске) Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый, почва – черный.

Физкультминутка:

Вот идет в огород  развесёлый народ.

Надо лук посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу).

Мы лопату возьмём, грядки вскапывать начнём.

Дружно все копаем, лучок мы сажаем (копают землю лопатой).

Не успели посадить, надо нам лучок полить (дети сажают лучок).

В руки лейку взяли, лучок поливали (дети поливают).

Солнышко припекай, наш лучок согревай (дети поднимают руки вверх и качаются).

Лучок вырастит большой (дети поднимают руки снизу вверх),

Будем кушать мы с тобой (дети гладят себя по животику)

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам покажу, как нужно сажать луковицу в землю. Посмотрите, у лука есть донышко. Когда мы будем высаживать луковицу, нам необходимо, высадить её в землю донышком, там вырастут корешки. (Показать заранее пророщенный лук). Земля нужна луковице для питания. А верхушки я обрезала, тогда лучше будут расти перышки.

Рассказать и показать алгоритм посадки лука.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/09/22/posadka_luka.jpg

Воспитатель: 

1)Мы насыпали в горшочек землю заранее, размяли, чтобы не было комков. Найдите иллюстрацию, показывающую этот этап работы.
2). Сделать лунку, углубление, палочкой аккуратно не просыпая землю.

Найдите иллюстрацию, показывающую этот этап работы.
3). Взять луковицу и опустить её в лунку корнями вниз.

Найдите иллюстрацию, показывающую этот этап работы.
4). Присыпать землёй, оставляя верхнюю часть луковицы.

Воспитатель: Как вы думаете, что следует ещё сделать, чтобы луковица выросла? Конечно, землю надо полить, чтобы напоить корешки лука.
5). Полить.
После этого нужно выбрать место для посаженных луковиц, чтобы им было светло и тепло.
Теперь я предлагаю вам посадить луковицы. (Дети  одевают  фартуки, приступают к выполнению задания). Звучит русская народная мелодия "Во саду ли в огороде".

Воспитатель: А где же нам лучше поставить лук? Конечно на подоконник там много света. А когда перья вырастут, мы срежем их и покрошим в суп или сделаем салат, поделимся с друзьями Незнайки.

Воспитатель: А теперь проведем эксперимент. Вы посадили свой лук в землю, а я посажу свой в стакан с водой и будем наблюдать, чей же лук быстрее вырастет, вести дневник наблюдений(Показ дневника).

III. Заключительная часть.

Рефлексия: Что было легко делать, а что трудно?

Воспитатель: Вы очень хорошо поработали. Вспомним пословицы и поговорки о труде.

Земля работу любит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд – кормит, а лень – портит.

Кто не работает, тот не ест.

Дело мастера боится.

Воспитатель: А пока наши витамины подрастают: их всем хватит – и нами жителям Цветочного города, вот вам витамины из аптеки. Мы угостимся, когда уберем рабочие места.

Воспитатель: 

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим доброе пожелание.

(Дети говорят друг другу хорошие, добрые, положительные пожелания. Воспитатель тоже желает доброго здоровья).

Посадка лука.

C:\Users\а\Desktop\к проекту про лук (2)\20200311_095303 (1).jpg

C:\Users\а\Desktop\к проекту про лук (2)\20200311_095312.jpg

C:\Users\а\Desktop\к проекту про лук (2)\20200311_095339.jpg

Приложение 2

Организация эксперимента – «Наблюдение за ростом лука»

Первый день наблюдения

Для каждого природного явления выбрали свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый.

C:\Users\а\Desktop\Проект лук\SAM_2865.JPG

Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.

C:\Users\а\Desktop\Проект лук\SAM_2866.JPG

Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим перечеркнутым  желтым кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.

C:\Users\а\Desktop\Проект лук\SAM_2867.JPG

Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету.

 Красный – наличие тепла и желтый - наличие света. Перечеркнутый синий круг - отсутствие воды.

Четвертую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.

C:\Users\а\Desktop\Проект лук\SAM_2859.JPG

Наша лаборатория

C:\Users\а\Desktop\Проект лук\SAM_2870.JPG

C:\Users\а\Desktop\Новая папка (2)\SAM_2885.JPG

C:\Users\а\Desktop\Новая папка (2)\SAM_2886.JPG
Вели  дневник наблюдений

Седьмой день наблюдения

Через семь дней предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить,

какие изменения произошли с ними:

1 - я луковица

Воды стало меньше. Появились маленькие корни.

2 – я луковица

Вода стала грязной.

3 – я луковица

На дне банки появились маленькие капельки воды.

4 – я луковица

Нет изменений.

Семнадцатый день наблюдения

1- я луковица

Листики стали выше, корни стали больше, воды – меньше

2 – я луковица

Вода грязная, появился неприятный запах, корней нет, зеленых листьев нет

3 – я луковица

Появились маленькие листья, выросли корни, капельки воды на дне банки.

4 – я луковица

нет никаких изменений

Двадцать седьмой день наблюдения

Через двадцать семь дней видим следующие изменения:

C:\Users\а\Desktop\Новая папка (2)\SAM_2890.JPG

C:\Users\а\Desktop\Новая папка (2)\SAM_2893.JPG

1- я луковица

хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука сильные, длинные корни, они пили много воды стрелки, у лука выросли крепкие, зеленые и сочные

C:\Users\а\Desktop\Новая папка (2)\SAM_2895.JPG

2 – я луковица

корешки выросли, но они более слабые стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые

3- я луковица 

корни не появились, ростки не выросли, луковица стала мягкой и вялой

4- я луковица никаких изменений не произошло

Вывод:

Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались необходимы: свет, тепло и вода.

А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада. Это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холодильнике.


C:\Users\а\Desktop\Проект лук\SAM_2869.JPG
Огород на окне


C:\Users\а\Desktop\Новая папка (2)\SAM_2898 - копия.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект проращивание лука в разных условиях «Господин Лук»

Детско-родительский образовательный проект проращивание  лука в разных условиях «Господин Лук»Вид проекта: Исследовательское  - экспериментальное.Продолжительность. Трехнедельный.Участники. ...

«Выращивание лука на перо в комнатных условиях»

Информация для родителейПроект...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ПОСАДКА И ВЫРАЩИВАНИЕ ЛУКА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ» средняя группа

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«ПОСАДКА И ВЫРАЩИВАНИЕ ЛУКА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ» средняя группа...

Проект "Выращивание лука разными способами в комнатных условиях"

Презентация "Выращивание лука разными способами в комнатных условиях"...

«Выращивание лука в комнатных усло-виях»

laquo;Выращивание лука в комнатных условиях»...