Лёгкие планеты Земля
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект тематической прогулки в старшей группе

Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рисунок моя семья26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 8 комбинированного вида

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Конспект

образовательной деятельности в ходе режимного  момента (прогулки) с детьми старшей  группы компенсирующей направленности по теме:

«Лёгкие планеты Земля»        

Разработала: воспитатель первой квалификационной категории                                                                                                  Оксана Викторовна Клочко

Цель:

Развитие социального и эмоционального интеллекта детей.

Образовательные задачи:

-Актуализировать знания детей о деревьях и кустарниках;

-Расширять и уточнять представления детей о природе;

-Пополнять и активизировать словарь детей по лексической теме «Деревья. -Кустарники».

Развивающие задачи:

-Продолжать развивать речь, как средство общения;

-Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, загадки, хороводы);

-Развивать внимание, память, логическое мышление;

-Продолжать развитие просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания;

-Развивать наблюдательность.

 Воспитательные задачи:

-Привлекать детей к посильному труду в природе;

-Разъяснять значимость труда дворника;

-Прививать детям чувство благодарности за их труд;  

-Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.                                              

Предварительная работа:

Экскурсии: «В осенний парк», «По территории детского сада»;

Рассматривание: альбомов русских художников И.Шишкина, А.Саврасова, И.Левитана, предметных картинок «Деревья и кустарники», энциклопедии «Моя первая книга о человеке»;

Чтение: «Ты и лес» Л.Радзиевская, «Старик сажал яблони» Л.Толстой, «Внучка

старой вишни» В.Сухомлинский, «Мальчик-с-пальчик» Ш.Перро, «Как появляется цветок» И.Гурина, стихов о ягодах и фруктах;

Загадывание загадок.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность:

Участие родителей в проекте «Полезные свойства кустарников».

Материалы и оборудование: персонаж экологической тропы домовёнок Кузя,

сменный атрибут – топор, корзина с шишками, графические модели листьев клёна разного цвета, дуба, берёзы, платочки для хоровода.

Ход:

(Игровой приём, активизирующий внимание детей):

Воспитатель:

-Ребята, вы знаете, сегодня утром я встретила нашего домовёнка Кузю с топором, я так удивилась!

-Кузя! Зачем тебе топор?

-Чтобы вырубить все деревья , - сердито ответил мне Кузя.

-Зачем?

-Надоели мне эти листья, подметаешь их, подметаешь, никакого порядка нет!

-Кузя, так нельзя, разве ты не знаешь какую пользу приносят деревья?

-Нет, не знаю, зачем они вообще нужны?

(Приём, закрепляющий знания экологического характера):

Воспитатель:

-Ребята, давайте мы с вами пойдём на  прогулку и расскажем ему, почему нельзя рубить деревья.  Дети выходят на прогулку, встречают Кузю, здороваются, рассказывают  Кузе, зачем нам нужны деревья и кустарники.

Примерные ответы детей:

-Деревья и кустарники дают нам тень, когда нам жарко;

-Дают нам вкусные и полезные плоды, называют какие: (яблоки, груши, персики, шиповник, малина, орехи и т.д.)

-Радуют нас своей красотой круглый год;

-Осенью можно поиграть с листьями;

-Красиво цветут и т.д.

 (Приём дифференцированной похвалы):

Воспитатель:

-Умница, Артём, как много ты назвал фруктов, которые растут на деревьях.

-Юлечка, как ты красиво рассказала про цветущие деревья!

-Арсений, какой ты молодец, вспомнил про шиповник! И т.д.

(Приём познавательного  рассказа  воспитателя, обобщающий и дополняющий их ответы):

Воспитатель:

-Леса ещё называют «Лёгкие нашей планеты», потому что днём деревья активно поглощают солнечную энергию, впитывают в себя углекислый газ,  при этом они выделяют кислород, он входит в состав воздуха, которым мы с вами дышим, ночью деревьям тоже не до сна, чтобы они могли продолжать свою работу днём, они дышат кислородом. Таким образом, если вырубить все деревья и кустарники, нам нечем будет дышать, а дышать нам помогают лёгкие, которые находятся у нас в груди. Вот поэтому леса и  называют «Лёгкие планеты Земля».

(Приём, активизирующий  дыхательные  органы (дыхательная гимнастика):

Предлагаю детям сделать глубокий вдох, попробовать объяснить, чем пахнет

осенний воздух(прелой листвой, свежестью, прохладой, иногда дымом от

костров…), выдохнуть, повторить несколько раз.

( Приём,  подводящий детей к наблюдению за трудом дворника, активизирующий внимание детей):

Воспитатель:

-Кузя, посмотри, какая чистота вокруг, дети, кто следит за порядком на территории детского сада?

Дети отвечают: дворники, воспитатели, помощники воспитателей и сами дети.

(Приём, побуждающий использование в речи фольклора):

Предлагаю детям заучить пословицу «Чисто не там, где метут, а там, не сорят», объяснить её смысл.

Примерные ответы детей:

-Нужно бросать бумажки в мусорное ведро и тогда будет чисто.

-Нельзя мусорить, потому что это некрасиво.

-Нужно часто подметать, следить за порядком и т.д.

(Приём активизирующий двигательную активность, закрепление игровых правил):

Воспитатель:

Предлагаю поиграть в подвижную  игру «Такой листок – лети ко мне».

Напоминаю правила игры: «Бежать можно только после того, как правильно назовёшь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок, лети ко мне».

 (Приём, развивающий логическое мышление):

Воспитатель:

Загадываю загадку:

«Висят на ветках в колючих жилетках,

Осень пришла кожуру сняла». (Каштан).

Дети размышляют, отгадывают.

(Приём, мотивирующий детей на сбор природного материала для последующего ручного труда):

Воспитатель:

-Дети  давайте соберём плоды каштанов в корзинку для Кузи, из них можно сделать разные поделки, а ещё, Кузя, из каштанов делают настойку для лечения суставов.

Дети собирают плоды каштана в корзинку, мотивирую их, что они собрали так много плодов, что хватит не только на поделки, но и лекарство для нас с Кузей.

Загадываю загадку:

«Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей». (Берёза)

Предлагаю детям полюбоваться красотой берёзки, вспоминаем с детьми, что берёза является одним из символов России.

(Приём, формирующий интерес к русскому народному фольклору, координирующий речь с движением):

Воспитатель:

Предлагаю встать в хоровод вокруг берёзки, раздаю платочки.

Хороводная игра «Берёзка»

«Ты берёзка белена, белена.

А макушка зелена, зелена.

Летом то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь там и шумишь

Осень наступает,

Листочки опадают».

(Приём, активизирующий внимание детей):

После хоровода беру Кузю на руки, делаю вид, что слушаю, что он говорит.

-Ребята, Кузя сказал мне, что он устал, а вы знаете, что от дерева можно зарядиться энергией? Угадайте, какое дерево зарядит нас позитивом.

Загадываю загадку:

 «Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год». (Ель)

(Приём,  обучающий элементарной релаксации с экологическими объектами):

Подходим к дереву, предлагаю детям закрыть глазки и мысленно попросить ель поделиться своей энергией. Обнимаем дерево,  после этого предлагаю детям сыграть в  подвижную игру «Собери шишки»

(Прием, формирующий волевые усилия и выдержку, закрепление игровых правил):

Воспитатель:

Напоминаю детям, что начинать собирать шишки нужно по сигналу воспитателя по одной, не толкать других детей во время игры.

(Приём, закрепляющий знания детей о видах деревьев):

Дальше продолжаем путешествие по территории детского сада, загадываем загадки о деревьях, называем их:

«Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок». (Дуб)

«Жёлто-красная одёжка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это …(клён)».

«Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину-

Увидишь сердцевину,

Из плодов он твёрже всех,
Называется… (орех)».

«Ветки длинные раскинул,

Узкие листочки вынул,

Осень разукрасил

Златовласый … (ясень)».

(Приём персонифицированной оценки детей):

Воспитатель:

-Настенька, как чётко ты произнесла звук «Ш» в слове «ладошка»!

-Никита, как быстро ты угадал загадку про орех! И т.д.

(Приём  развития просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация):

Во время путешествия выполняем упражнение «Эхо»

-Давайте представим, что мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «Ау!», «Ау, Катя!», «Ау, Настя!) и т.д. (громко, тихо, протяжно, быстро, медленно).

(Приём смены атрибута, побуждающий детей к диалогу, развивающему логическое мышление):

Приходим на участок, я незаметно убираю топор от Кузи.

Привлекаю внимание детей  и говорю им:

-Ребята, посмотрите, Кузя уже стоит с веником, как вы думаете, что это значит?

Примерные ответы детей:

-Он понял, что рубить деревья – это плохо.

-Что деревья приносят человеку пользу.

-Чтобы на участке было чисто, нужно вовремя подметать.

-Кузя хочет помочь нам в уборке участка и т.д.

(Приём дифференцированной похвалы):

-Какая, ты умница, Катя, всё правильно объяснила Кузе.

-Арианна, ты такая добрая, пожалела Кузю, ведь каждый может ошибаться и т.д.

Воспитатель:

-Давайте поможем нашим дворникам и вместе с Кузей подметём дорожки от мусора.

Подметание дорожек от листьев.

(Приём краткого обобщения образовательной деятельности на прогулке):

Воспитатель:

-Дети наша прогулка подходит к концу.

-Важно ли то, что вы сегодня узнали?

-Что позволило нам помочь Кузе?

-Зачем мы это делали?

-Для чего это  нам пригодится в жизни?

-Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

-Какое задание больше всего понравилось? Почему?

-Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней прогулке?

(Прием педагогического экспромта, возникший в ходе  образовательной  ситуации, которой не было в плане):

В конце прогулки дети увидели на вазоне паучка, я  читаю стихотворение:

«Паучок сплёл паутинку

Кружевную пелеринку.

Очень чуток его сон.

Ждёт добычу в сети он».

(Приём постепенного перехода к следующему виду деятельности, мотивирующий детей на выполнение дальнейших действий):

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, зачем паук  сплёл паутинку?

Примерные ответы детей:

-Он хочет спать.

-Паучок проголодался и хочет поймать муху на обед и.т.д.

Пора и нам с вами заканчивать прогулку.

Впереди нас ждёт вкусный обед!

Вечером дети могут нарисовать рисунки, сделать поделки из природного материала, чтобы Кузя вспоминал интересную прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Социально – значимый проект в старшей группе по экологии на тему «Лёгкие планеты»

Формировать экологическую культуру детей, расширять представления о многообразии растительного мира....

игра "Лёгкие планеты. Лексическая тема "Деревья"

Данная игра представлена в слайд-шоу. Для детей младшего, среднего дошкольного возраста....

Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»

Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...


 

Комментарии

Оксана Викторовна спасибо большое за уточнение методов и приемов при проведении образовательной ситуации. Очень интересно для начинающих воспитателей.