Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
статья по окружающему миру

коваленко наталья юрьевна

Материал для педагогов из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskaya_tropa.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 31 муниципального образования Каневской район

 

                                                                                                  

 

«Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

(из опыта работы)

Коваленко Наталья Юрьевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад № 31

ст.Каневская

2019г.

Мы любим лес в любое время года,

 Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

М. Пляцковский

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования, в том числе и дошкольным.

Дошкольный возраст – благоприятный этап в развитии экологической культуры человека, так как взрослых уже перевоспитывать крайне сложно, поэтому мы должны обратить внимание на подрастающее поколение. В этот период ребёнок становится личностью, формируется позитивное отношение к природе, окружающему миру. Появляется уникальная возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Почему проблема экологического воспитания в детском саду стала актуальной? Причина – деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Поэтому в нашем детском саду ведется большая работа по воспитанию экологической  культуры дошкольников. И одним из направлений этой работы является создание экологической тропы

Организация «экологической тропы» в детском саду тесно связана с вопросами   экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологическая тропа – представляет собой специально оборудованную в образовательных целях природную территорию, на которой создаются условия для выполнения системы заданий.

Ведь дети не всегда могут применять имеющиеся знания на практике. Дети дошкольного возраста нуждаются в возможности увидеть всё то, о чем мы им говорим, и лучше воспринимают и надолго запоминают увиденное, если мы воплощаем это в яркий образ. Поведение ребенка идет в разрез с его знаниями, потому что детям не хватает общения с природой в естественных условиях, где бы они могли наблюдать изменения живого и неживого мира природы во времени, воочию видеть пагубное влияние человека на природу.

В рамках реализации данной темы я поставила перед собой цель: Экологическое воспитание детей путём практико-ориентированной деятельности на экологической тропе.

Достижения поставленной цели представляется возможным посредством решения ряда задач:

- Расширять кругозор детей на базе ближайшего непосредственного наблюдения;

- Научить детей наблюдать за объектами живой и неживой природы в разные времена года;

- Развивать умение узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям;

 - Побудить у детей любовь и бережное отношение к природе.

На территории нашего детского сада мной и другими педагогами  была разработана и создана экологическая тропа. Я изучила литературу, обследовала территорию детского сада  и выделила наиболее интересные объекты, составила картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов, выбрали вместе с детьми хозяйку тропы, создали и оформили видовые точки на территории детского сада. Огромную помощь в оформлении территории, изготовлении атрибутов я оказали  родители воспитанников.

Картосхема экологической тропы находится в начале тропы.

На маршруте нашей тропы есть 10 точек это:

- ельник;

- берёзовая аллея;

- огород;

- кубанское подворье;

- парковая территория;

- лещина;

- каштановая аллея;

- цветочная клумба;

- калина;

- фитогрядка.

На каждой из точек предусмотрено ежедневная работа с использованием различных форм и методов работы с детьми:

- Экологические беседы;

- Наблюдения;

- Опытно-исследовательская деятельность;

- Экскурсии;

- Целевые прогулки;

- Трудовой десант;

- Труд в природе;

- Чтение художественной литературы;

- Экологические игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- Конкурсы, викторины и.т.д.;

- Акции.

Экологическому воспитанию дошкольников невозможно без взаимодействия с родителями. Поэтому я все время нахожусь в постоянном контакте с родителями  и  использую следующие формы и методы при работе с ними:  

- Детско-родительские проекты

- Совместное творчество детей и родителей

- Субботники по облагораживанию и благоустройству территории ДОУ

- Участие в конкурсах

- Оформление экологической тропы, изготовление оборудования

- Совместные социальные акции.

  Своим опытом я делюсь с педагогами на практических семинарах, создаю творческие группы, провожу консультации, веду экологическую  школу, делюсь своим опытом работы на разных площадках.

 С целью создания единого социально-образовательного пространства и формирования экологической культуры дошкольников, нами  ведется планомерная работа по расширению внешних связей с социумом, Детский сад активно сотрудничает с СДК «Колос» и парком «300-летия Кубанского казачьего войска», организуя совместные мероприятия, проекты, праздники, акции.

Мы  ходим в оранжерею, проводим занятия, выращиваем рассаду цветов, наблюдаем за ростом растений, облагораживаем  клумбы и территорию детского сада. Проводим экскурсии в парк, зоопарк, наблюдаем за растениями на клумбах в парке, как за ними ухаживают.

Под моим  руководством, ребята сами выращивают рассаду для нашего огорода,  наблюдают за прорастанием семян, появлением листочков, ухаживаем за рассадой на окне, затем нашу рассаду высаживаем в огород и ведем наблюдение до созревания плодов. Дети с удовольствием ухаживают за растениями, поливают их, рыхлят почву, убирают сорняки.

Целевые прогулки по берёзовой аллее позволяют мне в естественной обстановке знакомить детей с объектами и явлениями природы в разные времена года. Красота природы, окружающая детей вызывает глубокие переживания, доставляют большую радость. И всё это способствует воспитанию любознательности и пытливости.

На точке кубанское подворье я знакомлю детей  с жизнью и бытом наших предков. Дети рассматривают  объекты деревенского подворья, предметы домашнего обихода, слушаем русские народные сказки, поём и слушаем кубанские песни, играем в игры.

В парковой зоне я вместе с детьми наблюдаю за различными видами деревьев, сравниваем их, находим сходства и различия, учимся делать выводы. Наблюдаем за насекомыми в траве и на растениях. Собираем природный материал для поделок.

Мною проводятся различные игры на закрепление знаний по экологической культуре: «Угадай дерево», «С какого дерева листок», «Насекомые». Так же в парковой зоне проводятся праздники, конкурсы, театрализованная деятельность. На деревьях развешены кормушки для зимующих птиц, которых мы подкармливаем и наблюдаем за ними зимой. Совместно с родителями мы развесили скворечники для перелётных птиц.

На каждой из точек экологической тропы мною проводились различные виды деятельности. Для удобства работы, я создала картотеку работы на экологической тропе для старшего возраста, которой пользуются все педагоги нашего ДОУ.

Все это помогло мне решить поставленные задачи:

  Расширился кругозор детей, они научились наблюдать за объектами живой и неживой природы в разные времена года. Узнают представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям. Умеют ухаживать за огородом, выращивать различные растения. С удовольствием участвуют в опытно-экспериментальной деятельности.  Бережно и с любовью относятся к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологичес...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей

        Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность....

Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Экологическая тропа - это одна из современных  форм воспитания и образования детей. Экологически значимое  пространство, на образовательном  маршруте, которое  выполняет познавател...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. Методическое пособие.

Методическое пособие направлено на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в части организации экологической тропинки на территории детского сада и её  ис...