Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
методическая разработка (старшая группа) на тему

 

        В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: это непосредственно образовательная деятельность, наблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, занятия по физической культуре, праздники в рамках народного творчества.
 Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно предположить, что одним из оптимальных средств такого образования, детей является активное использование экскурсий, посредством которых решаются многие задачи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татьяна Анатольевна Климова

воспитатель, 1 квалификационная категория

Татьяна Васильевна Килина

воспитатель

МБДОУ детский сад № 47 г. Асбест

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Экскурсии  - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей. Он отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума [1].

В ходе экскурсии одновременно решаются разные задачи:

  • оздоровительные;
  •  познавательные;
  •  Нравственные;
  •  эстетические.              

Экскурсии проводятся в средней, старшей и подготовительных группах 1 раз в месяц. Экскурсии делятся на 2 вида:

- природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;

- экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать дошкольникам сезонные изменения, которые происходят в природе.

Структура экскурсии: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Продолжительность экскурсии 1час 30 мин.  Перед экскурсией воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.      

Конспект экскурсии в зимний период времени в  старшей группе

«У леса на опушке»

Цель: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в природе. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Задачи:  

Образовательные:

  • закрепить знания детей о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы;
  • закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе;

Развивающие:

  • побуждать детей к творчеству и фантазии;
  • активизировать внимание, слуховую память, наблюдательность, словесно-логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: картинки с изображением зверей и их следами,  кормушки, изготовленные дома, корм для птиц.                                        

Сопровождающие – воспитатель, младший воспитатель, родители (законные представители).

                                                  Ход экскурсии

1. Предварительная работа в группе. Вспомнить с детьми, каким был  лес поздней осенью, какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? Чтение стихотворения А. Пушкина «…Идёт волшебница зима», рассказа «Деревья зимой» Н.Павловой.

2. По дороге в лес.  Ребята, вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах. Давайте вспомним  их.

- Какой месяц начинает зиму? (декабрь)

- А какой месяц начинает новый год? (январь)

- И последний месяц зимы - это ... (февраль)

Отгадывание загадок:  не зверь, а воет (ветер); он всю зиму пролежал, весной в речку побежал (снег); с неба падает зимой, тихо кружит над землей, легкая пушинка белая… (снежинка; без рук рисует, без зубов кусает (мороз).

3. У леса на опушке. Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

- Что вы слышите?

- Какое у вас ощущение от зимнего леса?

Посмотрите, что изменилось по сравнению с осенью: погода, цвет неба, внешний вид леса.

- Какие пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Я буду начинать, а вы заканчивайте.
           1. Мороз не велик, …да стоять не велит.

2. Дым столбом… - к морозу..

3. Холодная зима –… жаркое лето.

4. Зима снежная – … лето дождливое

Перед тем, как зайти в лес, вспомним правила поведения в нём. Что нельзя делать в лесу, если мы его друзья? (Шуметь, ломать деревья и кустарники…)

- Слышите, как хрустит снег под ногами?  Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.) Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? (Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск).

- Ребята, подумайте и скажите, где снег быстрей тает, в лесу или в городе? (В городе). Почему?  (В городе снег грязный, лучи солнца сильней его нагревают).

Лес-дом для многих зверей и птиц, а мы с вами всего лишь гости.  Какой же он, зимний лес? (Красивый, всё покрыто снегом, будто пушистым ковром.) 
           - Скажите, как можно узнать, кто живет в этом лесу? (По следам, звукам)
           - Попробуйте, определить, чьи это следы? (Воспитатель показывает картинки со следами зверей, дети называют животных).

Игра «Кто мог оставить следы?»

Подвижная игра «Мороз - Красный нос».

-    А сейчас прислушайтесь. (Тихо в лесу, никто не щебечет.) А как вы думаете, почему? (Птицы улетели юг, им нечем питаться, холодно) Как  называют этих птиц? (Перелётные) Назовите несколько (грач, жаворонок, дрозд и др.)

-     А все ли птицы улетают в тёплые края?  Какие птицы остаются у нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири и др.)

- Почему они остаются? (Они могут добывать корм).
- Как их называют? (Зимующие).

-      А как мы можем помочь птицам? ( Подкармливать и делать для них кормушки). Дети при помощи взрослых развешивают изготовленные кормушки.

-    Чем мы угостим наших друзей? (Пшено клюют только воробьи, синицы любят сало, снегири рябину, воробьи – крошки хлеба). Дети наполняют кормушки. После чего было предложено собрать сломанные ветки, шишки, образовавшиеся мхи  для модели зимнего леса.

4. На обратном пути  дети обменивались  впечатлениями, вспоминали наиболее интересные, запомнившиеся моменты. В группе для закрепления полученных знаний  предлагались дидактические игры «Засели  лес животными», «Что за птица», подгруппами составляли рассказы «Что мы видели в лесу».

Литература:

1.  Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 53.

2 .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.  М.: Академия, 2001г.

3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.

4.  « Четыре времени года», С.А. Веретенникова, А. А. Клыков. М. Просвещение. 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры

Выступление на XI научно-практической конференции "Организация экологической работы с детьми дошкольного возраста в аспекте решения задач коэволюционного взаимодействия с миром природы...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.

В статье показана роль экскурсий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....