Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.
статья по окружающему миру

Комарова Татьяна Владимировна

В статье показана роль экскурсий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskusii.docx19.37 КБ
Файл fotogalereya_ekskursii.docx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Комарова Татьяна Владимировна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Сказка»,

Артинский городской округ

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры  у дошкольников.

    Экологическое воспитание предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека.

Ввести ребенка в мир природы, сформировать представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшие задачи детского сада. Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно предположить, что одним из оптимальных средств решения этих задач экологического воспитания детей является активное использование экскурсий.

Главное преимущество экскурсии — это наглядность, позволяющая раскрыть значимость природы в жизни человека. В работе с детьми используем все разновидности экскурсий, которые способствуют  воспитанию любви к природе и осознанное  и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы как пешеходные прогулки за территорию детского сада, целевые прогулки по территории детского сада, родному поселку, мини походы.

Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями  природы, расширить представления детей об экологических системах.

Так на экскурсиях дети знакомятся с водоемами нашего поселка, где мы обращаем внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая, например, «этажи» водоема, определяя взаимодействие между ними, цепочки связей и зависимостей.

На экскурсиях в леса, окружающие наш поселок знакомимся с растениями, животными и условиями их обитания, наблюдаем, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона. У детей формируются представления об их «жизни» в течение года. Расширение содержания знаний на последующей экскурсии осуществляется не только за счет увеличения круга наблюдаемых предметов и явлений, но и углубления, конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях.

  Экскурсии способствуют активному познанию окружающего мира, развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, способности выражать свои эмоции и чувства при взаимодействии с природными объектами и воспитывают у детей любовь и внимательное отношение к родным местам.

На экскурсиях дети знакомятся с определенными правилами и нормами поведения в природе, учатся любить и оберегать окружающую среду. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая правильное отношение к природе, ко всему живому.

      Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию способности выражать свои эмоции и чувства. В процессе тематических экскурсий чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

   Наряду с традиционными элементами экскурсии – наблюдением, беседой, трудовым поручением используем  и проблемные ситуации.  например, во время экскурсии в лес задаем детям вопрос «Кто в лесу сажает растения?». показывает детям семена, описывает их внешний вид и рассказывает о способах их распространения. Затем в детском саду вместе с детьми можно посадить растение и наблюдать за его ростом в дальнейшем. Это позволяет наполнить взаимодействие ребенка с природным окружением творческими формами выражения личностного отношения к реальности, проживание и оценивание своего «Я» в системе своих связей с миром природы.
   Учитывая возрастающее значение двигательной активности для физического воспитания и 
развития детей  во время экскурсий используем  различные игровые движения, подвижные игры.  Во время движения к объекту наблюдения проводим различные дидактические игры: «Кто где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое – неживое»; «Птицы – рыбы -  звери». Во время экскурсий дидактические игры  можно  проводить и с целью закрепления  программного материала по ориентировке в пространстве и развитию экологических представлений.
   После возращения с экскурсии– подводим  итоги экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Как вариант творческих заданий, можно предложить составление 
коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых мест нашего поселка. После экскурсии в сосновый бор, составили книгу с рассказами «Как детский сад ходил в лес», сочиняли сказку  старой сосны.

Во второй половине дня проводим исследовательскую деятельность где дети через лупу рассматривают предметы, принесенные с экскурсии, например, разные шишки -  потрогать их, погладить, понюхать, назвать цвет, форму, чешуйки, отметить их расположение на шишке, определить внешние признаки (шершавые, липкие, пахнут смолой или исследование «Волшебное превращение сосульки».

  Эмоциональные рассказы детей об экскурсиях в детском саду, их яркие  впечатления играют немаловажную роль в участии родителей в проектной деятельности. Так совместно с родителями созданы проекты «Деревья нашего края», «Животный мир Урала», книжки-малышки «Загадки природы».

    Общая практическая работа в процессе экскурсий объединяет детей, что отлично сказывается на становлении командных взаимоотношений. В ходе экскурсий знакомимся с правилами основ безопасного поведения в разнообразных ситуациях. Экскурсии хорошо влияют на физическое воспитание дошкольников, способствуют развитию двигательной активности, увеличению работоспособности.

 Активный отдых на природе вместе с родителями в выходные дни не только позволяет с пользой для здоровья провести время, но сплачивает взрослых и детей, побуждает детей любить природу, наслаждаться ее красотой.

Таким образом, посредством проведения экскурсий, осуществляется работа по воспитанию экологически грамотной личности, стремящейся к познанию окружающей среды, бережному к ней отношению.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры

Выступление на XI научно-практической конференции "Организация экологической работы с детьми дошкольного возраста в аспекте решения задач коэволюционного взаимодействия с миром природы...

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологичес...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...