ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
проект на тему

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.

Альмятова Мавжудя Ахатовна.

воспитатель второй категории

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования  «Планета детства «Лада», детский сад №201«Волшебница», г. Тольятти, Самарская область

       Детский сад – первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка. Поэтому одним из основных направлений работы нашего детского сада является взаимодействие с семьями воспитанников. В основе этого взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает активную совместную работу педагогов и родителей, позволяющую лучше узнать друг друга, способствующую усилению их взаимоотношений. Детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьёй.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей, родителей в процессе развития детей.

       В последние годы практически в каждом нормативно - правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с родителями воспитанников, а также взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Федеральные Государственные требования к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования).

       Поэтому главным в работе нашего коллектива является «открытость детского сада» -  вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

      В своей работе мы применяем разнообразные формы и методы взаимодействия с семьей, основная цель которых – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместное их решение. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.

     Основные формы работы с родителями нашего детского сада:

  1. родительские собрания, в которых родители выступают как организаторы и участники;
  2. совместные праздники и развлечения («Семейные старты», «Фестиваль народных игр», чемпионат «Волшебницы», «Масленица», оздоровительные досуги и т.д.);
  3. создание информационного пространства в группах (информационные стенды, газеты, брошюры);
  4. обмен информацией через электронную почту, сайт детского сада, социальные опросы и анкетирование;
  5. детско-родительские проекты (макеты по благоустройству территории детского сада, выставки поделок и рисунков);
  6. проектная деятельность педагогов, направленная на взаимодействие работы детского сада с родителями воспитанников.

      Подробнее мы остановимся на такой форме работы с родителями, как проектная деятельность. Метод проектов интегрирует в себе различные виды деятельности для осуществления конечного результата; ведет к результативности в работе по формированию предпосылок исследовательской деятельности, ведь ребенок – это маленький исследователь, который стремится к активной деятельности. А больший интерес в исследовании дошкольников привлекают объекты природы. Исходя из этого, мы решили реализовать проект под названием «Чудеса на клумбе». Любой проект ориентирован на самостоятельную деятельность детей – групповую, индивидуальную, которая предполагает решение какой-то проблемы. Но мы учли тот факт, что дети средней группы не способны самостоятельно решить эту проблему, вот тут-то и возникла идея вовлечения родителей в деятельность проекта.

     Осуществляя нашу работу над проектом, мы познакомили родителей с его целями и задачами, объяснили, что все это будет способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его экологической культуры. Ведь экологические знания и навыки детям мы даем не только в непосредственно образовательной деятельности, но и во время прогулок и экскурсий.                 

     Наблюдая за природными объектами, дети сравнивают, обобщают, анализируют, учатся понимать красоту окружающего мира. Развивать эти качества необходимо не только в детском саду, но и в выходные дни, на даче или просто гуляя по улице: какие разные бывают деревья, кусты, какие причудливые облака, как много птиц и насекомых обитают рядом с нами.

     Родители с радостью и энтузиазмом приняли эту форму работы, ведь у каждого появился шанс проявить себя, показать, какое он сможет «сотворить чудо на клумбе» вместе со своим ребенком. И со стороны детей был виден огромный интерес при работе над проектом. Каждый малыш был горд за результаты своей работы, потому что он дома, вместе с родителями находил пути решения поставленных проблем.

      Проектная деятельность дает оптимальный результат при реализации деятельностного подхода. Наши наблюдения показали, что наиболее эффективно деятельностный подход реализуется в экспериментальной и трудовой деятельности детей и взрослых. Лето - благоприятный период для организации познавательно-исследовательской деятельности.

                      В ходе работы над проектом родители воспитанников принимали активное участие.

  1. Оказывали помощь в подборе информации, изготовлении поделок, рисунков, организации выставок, издании стенгазет и фотоколлажей;
  2. создавали авторские дидактические игры;
  3. придумывали сказки, рассказы;
  4. изготавливали книжки-малышки;
  5. приобретали саженцы однолетних и многолетних растений;
  6. оказывали помощь по благоустройству группового участка и территории детского сада;
  7. участвовали в социально-экологической акции «Наш зеленый детский сад».

       В ходе реализации нашего проекта дети запомнили названия многих цветов и деревьев, научились различать их семена, ухаживать за зелеными насаждениями, сравнивать деревья и кустарники. В процессе наблюдений в природе родители с детьми создали календарь «Наша клумба», в котором разместили результаты наблюдений, фотографии, рисунки детей.

       Благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики использованная проектная методика способствовала:

  1. актуализации знаний, умений и навыков всех участников проекта;
  2. успешному сотрудничеству детей и родителей;
  3. стимулировала детей к творческой деятельности и бережному отношению к природе;
  4. способствовала экологической воспитанности детей.

     Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, гордостью, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться у более опытных родителей воспитанников.

Проект «Чудеса на клумбе»

Цель проекта: создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников; вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс детского сада.

Задачи проекта:

  1. формировать экологическую культуру всех участников образовательного процесса;
  2. популяризировать среди взрослых и детей дошкольного возраста идеи сохранения, бережного отношения и приумножения зеленых и цветущих насаждений;
  3. воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения через привлечение дошкольников и их родителей к совместной практической природоохранной деятельности;
  1. расширить экологические знания детей об окружающей природе;
  2.  расширить знания детей о цветах, их роли в жизни человека;
  3.  научить детей выращивать цветы и ухаживать за ними;
  4.  развивать способности к поисковой деятельности.

Вид, тип проекта: долгосрочный, познавательный.

Срок реализации: сентябрь-август.

Возрастная группа: средний дошкольный возраст.

Месяц

Мероприятие

Участники

I этап - Подготовительный

Сентябрь

Разработка дизайн - проекта «Чудеса на клумбе».

Составление плана мероприятий на год

Воспитатели Род.комитет

Октябрь

Анализ литературы по данному вопросу.

Подбор информационного материала детьми и родителями по содержанию и подбору посадочного материала.

Участие в акции «Наш зеленый детский сад».

Воспитатели Родители

Дети

II этап - Исследовательский

Сентябрь

Наблюдение: какие цветы растут на нашей клумбе.

Д/и «Назови части растений», «Для чего нужны цветы», Труд: прополка цветочной клумбы и полив. Сбор семян цветов (ноготки, бархатцы).

П/и «Распускайся цветок».

Чтение художественной литературы о цветах.

Воспитатели Родители

Дети

Октябрь

Наблюдение за цветами на клумбе: какие изменения произошли в цветнике. Почему некоторые цветы высохли, а некоторые цветут.

Труд: уборка цветочной клумбы от сухих цветов.

Д/и «Угадай цветок по описанию», «Составь букет».

Чтение: «Про защиту красоты и бумажные цветы».

Развлечение «Осенины» - совместно с родителями

Воспитатели Родители

Дети

Ноябрь

Беседа: какие цветы мы можем/хотим вырастить в следующем году.

Труд: упаковка семян цветов в пакеты. Укрывание от холода на участке многолетних растений.

Д/и «Составь цветок из частей», «Угадай цветок».

Работа с родителями: изготовление пособий для д/игр.

Экологическое развлечение «Берегиня» - совместно с родителями

Воспитатели Родители

Дети

Декабрь

Наблюдение за бархатцами, которые пересадили в горшок с клумбы.

Беседа: какие условия нужны для того, чтобы цветы хорошо выросли; почему цветы зимой на клумбе не растут.

Труд: уход за комнатными растениями.

П/и «1,2,3, к ромашке (розе и т.д.) беги»

Работа с родителями: изготовление атрибутов для подвижных игр.

Воспитатели Родители

Дети

Январь

Наблюдение за геранью (строение, форма листьев).

Опыт: срезать отросток от герани  и поставить в воду, обратить внимание, что произойдет через несколько недель.

Заучивание стихов о природе.

Работа с родителями: составление рассказов про растения и изготовления книжек-малышек.

Воспитатели Родители

Дети

Февраль

Подготовка семян к посеву в горшки. Замачивание семян.

Наблюдение за тем, какие изменения произошли с семенами.

Д/и «Отгадай загадку».

Работа с родителями: заготовка семян в домашних условиях.

Воспитатели Родители

Дети

Март

Посев семян в горшки. Завести дневник наблюдений за ростом рассады.

Работа с родителями: уход за растениями дома, составление алгоритмов роста растений

Воспитатели Родители

Дети

Апрель

Наблюдение в природе – какие растения появляются первыми.

Подготовка цветника к посадке – вскапывание, удобрение.

Работа с родителями: привлечь родителей к уборке и подготовке цветника и участка группы.

Воспитатели Родители

Дети

Май

Высадка рассады цветов.

Работа на клумбе: рыхление, полив.

Наблюдение за клумбой: рост цветов.

Изготовление календаря наблюдений «Наша клумба».

Работа с родителями: организация совместной деятельности с детьми по посадке и уходу за цветами.

Воспитатели Родители

Дети

Июнь

Наблюдение за клумбой: какие цветы растут на ней.

Труд: уход за клумбой – полив, рыхление.

Развлечение «Наше лето» - совместно с родителями.

Воспитатели Родители

Дети

Июль

Наблюдение за клумбой.

Труд: уход за клумбой – полив, рыхление.

Работа с родителями: оформление выставки детских рисунков «Чудеса на клумбе».

Воспитатели Родители

Дети

III этап - Обобщающий

Август

Работа с родителями: изготовление фотоальбомов «Чудеса на клумбе».

Презентация проекта «Чудеса на клумбе» на общем родительском собрании, на Педагогическом Совете.

Воспитатели Родители

Дети

Литература

1.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ - 2009.

2.Комиссарова Т.В., Панкратова М.Н. Тольяттинские августовские Педагогические чтения – Тольятти: МОУДПОС «Ресурсный центр», 2010

3.Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе - Екатеринбург: изд-во Дома учителя, 2007.

4.Цветкова Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями – сборник материалов – Москва: ТЦ Сфера, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брат...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Консультация для родителей « Изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

Консультация для родителей« Изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры дошкольников»...

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....