ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по окружающему миру (старшая группа)

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаталова В.А.

 воспитатель МБДОУ д/с № 8, г. Североморск

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольное детство – период формирования  начал   экологической культуры, так  как в это время  закладывается  фундамент осознанного  отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  остаются в памяти человека на всю жизнь. Народная мудрость гласит: «Сбереги природу, и она тебя сбережёт». Сбережет, значит, сохранит во всех смыслах: физическом, духовном, нравственном.

Основная задача экологического воспитания дошкольников - научить детей понимать и любить природу.  Ушинский говорил, что «Логика природы есть самая доступная и самая полезная для детей логика», которая состоит во взаимосвязи и взаимодействии составляющих её компонентов. Следовательно, воспитывая гуманное отношение к природе, необходимо, сформировать представление о том, что: забота о природе -  есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. В этом заключается актуальность данной проблемы  на сегодняшний день.

Целью экологического воспитания является экологическая культура, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Для достижения данной цели  решаются следующие задачи:

  • Развивать познавательный интерес, желание активно изучать природный мир.
  • Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон.
  • Формировать понимание того, что в природе все взаимообусловлено, и нарушение людьми природных связей влечет за  собой необратимые последствия (и для природы, и для человека);
  • Формировать навыки безопасного и разумного поведения  в  природе, способность оценить возможные последствия своих поступков (правила  поведения  в  природе).
  • Обогащать опыт самостоятельный практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада.
  • Воспитание чувства сопереживания к объектам природы.

Одним из условий организации экологически-ориентированной деятельности детей старшего дошкольного возраста и накопления опыта экологически правильного взаимодействия детей с природой является создание  уголка природы, в котором размещаются дидактические игры: «Правила поведения в природе», «Можно – нельзя», «Что случится? Как помочь?», «Угадай по описанию» и т.д., настольно-печатные  игры: «В лесу», «Собираем грибы и ягоды», лото, игры-ассоциации, тематические альбомы, художественная  литература. Важно обогатить развивающую среду познавательно-справочной литературой, энциклопедиями, картами с изображением объектов природы, глобусом.

Для развития познавательных интересов, обеспечения самостоятельной, познавательно-исследовательской деятельности создаётся мини-лаборатория природы, в которой дети проводят несложные опыты, проверяют свои предположения, подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.

Интегративный подход обеспечивает проведение целенаправленной и систематичной работы по формированию экологической культуры дошкольников через разные виды детской деятельности.

В специально организованной образовательной деятельности  формируются представления об экологических связях, без  знания  которых  трудно   предвидеть   возможные последствия вмешательства человека в природные  процессы; систематизируются  знания  о природных объектах, (строение, особенностях внешнего вида, приспособляемости к условиям среды, способах питания, средствах защиты, пользы для человека).

Формирование правил экологически безопасного поведения в природе осуществляется через цикл специально организованных образовательных ситуаций, объединённых единой тематической направленностью «Охраняя и оберегая природу, мы заботимся о собственной безопасности и благополучии окружающих людей».

В процессе специально организованной образовательной деятельности проводятся следующие циклы игр-занятий с детьми:

«Растительный мир» -  раскрываются экологические связи между  живыми объектами природы,  характерные особенности внешнего вида,  показывающие приспособленностьк условиям внешней среды. Для формирования экологического мышления детям предлагаются такие  вопросы:  докажи  на  примерах,  что растения и животные тесно связаны между собой;  почему  для растений  очень важно, чтобы распространялись  их  плоды  и  семена?  Почему  плоды  дуба  и орешника не могут распространяться  ветром,  а  плоды  березы,  клена могут. Какую пользу приносят грибы животным?

 «Насекомые и  птицы», «Птицы зимой»- отмечаются особенности  приспособленности птиц к  условиям региона обитания,  обсуждаются возможные варианты помощи зимующим птицам, уточняются сведения о том, чем питаются зимующие птицы,  как изменяется их рацион питания. Рассматривая особенности строения клюва птицы, дошкольники получают сведения о характере кормаи способе его добычи. При   этом   закладывается   представления   о   взаимосвязи экологических факторов,  явлений живой и неживой природы.

 «Дикие животные» - совершенствуются представления о приспособленности  животных  к  условиям  жизни,  цепочках питания, уместно использование динамических схем – моделей (на   фланелеграфе или магнитной доске выставляются  изображения  животных  и  растений,  а  между   ними   стрелками выкладываются «цепочки питания»); графических опорных схем для составления рассказов о представителях животного мира.

«Природные сообщества» - дети знакомятся с ареолами обитания животных и произрастания растений: парк, луг, озеро, река, болото, море и т.д. Полученные представления помогают понять зависимость живых объектов от среды обитания и приспособленность к её условиям.

«Времена года», «Космос», «Удивительные камни» - формируются представления о многообразии свойств и качеств объектов неживой природы, знакомят с небесными телами и светилами, закрепляют знания детей о изменениях в природе по сезонам, цикличности изменений.

«Красная книга Природы»,  «Они должны жить», «Находятся под охраной и ждут помощи» - знакомит детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми; с правилами сбора растений, ягод и грибов.

Решению задач воспитания экологической культуры помогает ведение «экологического дневника», отражающего разные приёмы экологической работы  с дошкольниками (наблюдения за погодой, природой, живыми объектами, зарисовки, логические задания, развивающие игры, изучение  народных примет, использование  художественного слова).

  Целевые прогулки формируют представления о красоте родного края, способствуют эмоциональному восприятию окружающего мира. Во время прогулок закрепляются правила безопасного поведения в природе, уточняются сведения о растительном и животном мире,  характерных особенностях флоры и фауны данного региона.

 Расширить кругозор, углубить представления о явлениях природы, помогают наблюдения (краткосрочные и длительные). Зимой объектом длительного наблюдения могут быть птицы, прилетающие на кормушки, деревья, произрастающие на территории детского сада и на экологической тропе. Весной и летом дети наблюдают за растениями, птицами, насекомыми, цветочными клумбами на участке детского сада, огородными культурами, выращиваемыми детьми на учебно-опытном участке.

  Воспитанию гуманного отношения к природе способствует организация  минуток размышления («А как поступил бы ты?», «Подумай, что произойдёт, если…», «Почему цветок не весел?», « Как помочь деревцу?»), которые нацелены на установление причинно-следственных связей в природе,  развивают умение логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения.

Знания и навыки, полученные детьми в непосредственно образовательной деятельности, являются содержательной основой для осуществления совместной с педагогом и самостоятельной детской деятельности, закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных играх, через чтение художественной литературы, в творческой продуктивной деятельности и во время выполнения трудовых поручений.

Например, при  проведении сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «По морям, по волнам», «Грибники», «Лесное путешествие» и т.д. создаются ситуации, в которых дети ищут правильное решение для устранения  экологически опасной ситуации: «Как уберечь себя от опасности в лесу», «Почему нельзя рвать ландыши» и т.д.  Использование театрализованных игр вводят дошкольников  в обстановку какого-либо происшествия (заблудился, «вижу дым», «разноцветная река») и дети помогают герою правильно действовать в сложившейся ситуации.

Природа является основой детской изобразительной художественно-творческой деятельности. Свои впечатления и эмоциональные переживания, полученные во время экскурсий, целевых прогулок, наблюдений  в природе дошкольники выражают в рисунках,  поделках из природного материала, в аппликации и лепке. Так итогом знакомства с лесом и лугом, прудом и  рощей   является создание  рукописной книги с рисунками детей, в которой выделяются  правила  поведения  в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений.  В процессе наблюдений оформляется фотоальбом «Травушка-муравушка» с рисунками детей. Результатом длительного наблюдения стало создание рукописной книги «Добрая история».

          Большое значение для эффективной работы имеет взаимодействие с родителями. Консультации-памятки, папки-передвижки по правилам  поведения в природе дают возможность достигнуть полного взаимопонимания между педагогом и родителями в вопросах экологического воспитания дошкольников.

  В «Клубе любителей природы» дети вместе с родителями изготавливают гербарии  из листьев, лекарственных растений,  кормушки для птиц, оформляют  «Красная книга» и «Жалобную книгу Природы», в которую занесены редкие представители флоры и фауны Кольского полуострова, которым необходима помощь и защита.

Регулярно организуются выставки рисунков, поделок из природного материала, выполненные в соавторстве с родителями.

Огромное воспитательное значение в формировании экологической культуры дошкольников имеют  экологические акции  природоохранной направленности,  имеющие общественное значение и служащие средством экологической пропаганды среди родителей ( «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева,  «Борьба с Королём- мусором», «Чистюлька» - акции, направленные на поддержание чистоты на территории детского сада и пр.). Итогом проводимой работы являются  праздники, досуги, развлечения, игры-викторины, в которых участвуют дети и родители.  

Таким образом, в процессе экологическо-ориентированной деятельности у дошкольников формируются  основы экологической культуры: ребёнок проявляет гуманно-ценностное отношение к природе, соблюдает правила экологически безопасного поведения,  осознанно бережно относится к окружающим объектам природы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников...

Развитие речи через воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала

Вид конструирования из броссового материала позволяет интегрировать образовательные области в контексте ФГОС, развивать мелкую моторику, лексико-грамматический строй речи....

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.

В статье показана роль экскурсий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....