Элементарная познавательная деятельность младших дошкольников по теме «Снег и его свойства».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Иртакова Айана Ивановна

Элементарная поисково-познавательная деятельность  с детьми позволяет ответить на интересующие ребёнка вопросы, сформировать у них представления о явлениях природы; выявить причины взаимосвязи,  обеспечить наиболее высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементарная познавательная деятельность младших дошкольников  

Проект «Познаем  мир»

по познавательно – исследовательской деятельности

во второй младшей группе

Тема: Элементарная познавательная деятельность младших дошкольников по теме «Снег и его свойства».

Тип: Информационно - поисковый.

Продолжительность проекта – краткосрочный (1 неделя)

Форма реализации: прогулки, наблюдение, элементарное экспериментирование в зимнее время года.

Объект исследования: снег

Участники: дети, родители, воспитатели.

Проект разработал: воспитатель Иртакова А.И.

Проблема проекта:

Недостаточное внимание воспитателей и родителей формированию познавательного интереса ребенка, а также создание вокруг него условий для элементарной поисковой деятельности.

Практическая значимость проекта:

Проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована, поэтому изучение экологического сознания совместно с поисковой деятельностью так важно для воспитания развитой личности.

Актуальность проекта

 В период дошкольного детства у детей происходит понятие первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка.

Дети младшего дошкольного возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда не замечая самого главного. Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 3-4 лет интересует прежде всего, внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? Уже с  4 лет ребенок пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить, поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт, но очень важно определить меру  участия взрослого в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.

Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей    3-4 лет уже начинает появляться поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.

Элементарная поисково-познавательная деятельность  с детьми позволяет ответить на интересующие ребёнка вопросы, сформировать у них представления о явлениях природы; выявить причины взаимосвязи,  обеспечить наиболее высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.

Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста системы знаний о снеге и его свойствах методом поисково-познавательной деятельности.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах снега.

2. Создать условия, побуждающие детей к активной познавательной и практической деятельности.

3.  Сформировать у детей эстетическое восприятия чувства, развить сенсорные способности.

4.Активизировать активный словарь дошкольника.

Для педагогов:

1.Установить взаимоотношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития познавательного интереса детей.

2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемах друг друга.

3. Активизировать  и развивать воспитательные умения родителей по развитию познавательной деятельности детей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для родителей.

1.Дать представление родителям воспитанников о значимости развития познавательных интересов ребенка для всестороннего его развития.

2.Способствовать созданию активной позиции в совместной познавательной деятельности с детьми.

3. Заинтересовать родителей в элементарной опытнической и экспериментальной деятельности с детьми.

Этапы работы над проектом

Этап первый:

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей в познание окружающего мира.

2. Определение задач проекта.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

Этап второй:

1. Определение структуры образовательной деятельности.

2. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.

Этап третий:

1. Презентация проекта.

Перспективный план работы и основные направления

 поисково-познавательной деятельности

Дни недели

Содержание совместной деятельности

Ресурсы

Участники

Понедельник

Беседа о зиме с использованием сюжетных картинок по теме.

НОД «Зима пришла, много снега принесла»

Программные задачи: учить детей отвечать на поставленные вопросы, поддерживать диалог, расширить знания детей о времени года, развивать познавательный интерес, расширить активный словарь детей, воспитывать желание узнавать новое о снеге.

Манипулирование со снегом:

Удерживание снежинок на варежке, на ладони;

Подбрасывание снега руками, лопатой.

Выкладывание снежинок по  трафаретам

Группа

Группа

Участок

Группа

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети, родители.

Вторник

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Подбери слово», «Какой, какая, какие», «Доскажи словечко»

НОД «Выпал первый снег»

Программные задачи: познакомить детей со свойствами снега, формировать понятие о связи между выпадением снега и наступлением зимы, развивать познавательную активность, воспитывать  интерес к опытнической деятельности.

Рассматривание снежинок при помощи лупы, лепка снеговиков

«Этот удивительный снег» - занимательные опыты и эксперименты

Группа

Группа

Участок

Группа

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Родители, дети

Среда

Чтение потешек, стихов о снеге с использование  слайд-шоу.

НОД «Веселые снеговики»

Программное содержание: закрепить знания детей о свойствах снега, навыки рисования снеговиков из частей круглой формы, разной величины и деревьев из вертикальных и наклонных линий (ель); развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.

Подвижная игра «Снежинки – пушинки»

Изготовление построек из снега

Просмотр мультфильма «Снегурушка и лиса»

Группа

Группа

Участок

Группа

Воспитатели, дети

Воспитатели, педагог по изодеятельности, дети

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели, дети

Четверг

Описательные загадки о зиме и снеге

НОД «Рассказывание из личного опыта «Что мы делаем зимой»

Программное содержание: учить детей выражать свои впечатления от прогулок,;побуждать детей использовать в своих высказывания полученные сведения о свойствах снега, развивать умение слушать друг друга, воспитывать дружелюбие.

Игры со снегом, катание на санках, лыжах

Вечер развлечения «Веселые снежинки»

Группа

Группа

Участок

Спортивный зал

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети, родители

Пятница

Игры с использование компьютера «Что лишнее?», «Исправь ошибку художника»

Спортивный праздник «Ой, зима, ой зима, игры да забавы»

Группа

Участок

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети, инструктор по физвоспитанию, родители

Результаты реализации проекта (ожидаемые результаты):

Для детей:

1. Прогулки, экскурсии, наблюдения, элементарные экспериментирования стали традиционными моментами в  жизни детей в детском саду.

2. Дети обращаются к взрослым с вопросами с познавательной направленностью, умеют рассуждать; под руководством взрослого делают выводы.

3. Дети не только охотно слушают, но делятся впечатлениями о явлениях природы, с помощью взрослого устанавливают причины, взаимосвязи.

4.  Дети не только констатируют события, явления, но и начинают проявлять себя маленькими созидателями.

5. В результате проведенной в определенной системе поисково-познавательной деятельности у детей появился определенный запас знаний:

- снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная;

- снежинки имеют разную форму;

- снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;

- на снегу отпечатываются следы;

- снег бывает мягким, пушистым, рыхлым, тяжелым, липким;

- из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;

- из твердого снега можно вырезать фигурки;

- снег от тепла превращается в воду;

- снег холодный, брать его голыми руками нельзя, есть его нельзя.

6. В ходе анализа проблемных ситуаций дети не боятся делать высказывания.

7. Различные способы проверки предположений способствуют развитию у детей интереса к познавательной деятельности.

Для педагогов:

Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;

Обогащена развивающая среда для поисково-познавательной деятельности детей;

Пополнен информационный материал для родителей о значимости развития познавательной деятельности детей.

Подготовлен информационный диск для родителей «Опыты и экспериментирование со снегом».

Для родителей.

Возросла активности родителей детей группы в совместной познавательной деятельности с детьми.

Родители принимают активное участие в изготовлении построек из снега на участке группы.

Программно-методический материал

  1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2014.
  2. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2015.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2013.- 79с.
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: детство-пресс, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - исследовательская деятельность в старшей и подготовительной группах. Тема: Снег и его свойства.

Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анал...

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий. Тема: «Снег и его свойства».

Целью конспекта НОД с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий на тему "Снег и его свойства" является формирование у детей 4-5 лет первоначальных представле...

Печатное пособие"Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников"

Научный руководитель и редактор: В.А.Деркунская - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена....

Конспект НОД по реализации образовательной области познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Снег и его свойства»

Конспект НОД по реализации образовательной областипознавательное развитие на тему: «Снег и его свойства»Цель: Создание условий для формирования знаний у детей о свойствах снега.Задачи: Обр...