ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Дорогие родители! Как всем известно, наши маленькие изобретатели очень любят экспериментировать и изобретать что-то новое и интересное. У каждого родителя, воспитателя возникают вопросы- как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность ребенка? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. Мы подготовили в этой работе некоторое количество разнообразных опытов. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Дорогие родители! Как всем известно, наши маленькие изобретатели очень любят экспериментировать и изобретать что-то новое и интересное. У каждого родителя, воспитателя возникают вопросы- как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность ребенка? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. Мы подготовили в этой работе некоторое количество разнообразных опытов. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Надеемся, они вам понравятся.

Опыты по изучению свойств песка, глины, почвы

Опыт 1. Сыпучий песок.

Задача: ознакомить со свойствами песка сыпучесть. Оборудование: лоток, песок, лупа.

Насыпать песок в лоток. Рассмотреть через лупу форму песчинок. Взять песок в руку, пропустить сквозь пальцы. Песок сыпучий.

Результат: Песок высыпается из руки.

Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок, которые между собой не слипаются, поэтому его можно сыпать.

Опыт 2. Свойства мокрого песка.

Задача: ознакомить со свойствами мокрого песка. Оборудование: емкость, мокрый песок.

Предложить детям поместить мокрый песок в емкость и попробовать высыпать его. Затем сжать песок в ладонях, обратить внимание на принятую им форму.

Результат: Из песка можно делать постройки и поделки.

Вывод: Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются, песок держит форму.

Опыт 3. Песочные часы.

Задача: ознакомить с назначением песочных часов.

Оборудование: песочные часы.

Проследить за тем, как сыплется песок, ощутить длительность минуты.

Результат: Песок пересыпается за определенное время (несколько минут).

Вывод: Песочные часы используются для измерения промежутков времени в минутах.

Опыт 4. Свойства песка и глины.

Задача: учить сравнивать свойства песка и глины. Оборудование: песок, глина, лупы, тарелки.

Рассмотреть песок с помощью увеличительного песка. Он состоит из песчинок, которые очень маленькие, белого или желтого цвета. Похожи ли песчинки между собой? Чем различаются? Затем рассмотреть глину. Видны ли частички глины?

Результат: Песок сыпучий, а глина нет.

Вывод: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине очень мелкие слипшиеся частички. Глина чем-то похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 5. Волшебный материал.

Задача: выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Оборудование: песок, глина, дощечки, палочки.

Предложить детям слепить фигурки из песка и глины, дать им высохнуть и проверить их на прочность.

Результат: Дети опытным путем выясняют свойства глины и песка.

Вывод: Влажная глина сохраняет форму после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет. Можно предложить посуду из песка и глины, высушить и попытатьсяиспользовать по назначению. Песчаная посуда не держит воду, ломается; глиняная какое то время сохраняет форму.

Опыт 6. Что в почке.

Задача: установить состав почвы.

Оборудование: тарелки, почва, палочки ли пинцеты, лупа.

Предложить детям насыпать на тарелку немного почвы и рассмотреть, из чего она состоит (песок, глина, и растительные остатки).

Результат: Дети рассматривают наличие в почве глины, песка, перегноя и растительных остатков.

Вывод: Почва состоит из песка, глины, перегноя, растительных остатков. Чем больше в почве перегноя, тем лучше она питает растения.

Опыты по изучению свойств огня.

Опыт 1. Свечка в банке.

Задача:

- показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, показать становится меньше, а для горения нужен кислород;

- ознакомить со способами тушения пожара.

Оборудование: свеча, банка.

Предложить детям выяснить, как погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Взрослый зажигает свечу, потом накрывает ее банкой. Дети наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет.

Результат: Свеча через некоторое время гаснет.

Вывод: Для горения нужен кислород, банка не дает доступа кислорода, банка не дает доступа кислорода, и огонь гаснет. Для тушения огня используют так же воду, которая при высокой температуры превращается в пар и препятствует доступу кислорода. Огонь можно засыпать землей, тогда кислород не будет поступать, и пламя погаснет.

Опыт 2. Пламя свечи всегда направлено вверх.

Задача: показать, что пламя свечи направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха.

Оборудование: свеча.

Зажечь свечу, обратить внимание, куда направлено пламя. Подуть на огонь, пламя отклоняется, но если перестать дуть, пламя вновь направлено вверх. Затем свечу медленно наклонить.

Результат. Пламя свечи в обычном состоянии всегда направлено вверх.

Опыты по изучению свойств воздуха.

Опыт 1. Что в пакете.

Задача: учить обнаружить воздух.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты.

Рассмотреть пустой пакет. Что находиться в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал пустой?

Результат: Дети наполняют пакеты воздухом, закручивают их. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт 2. Игры с соломинкой.

Задача: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование: соломинки, емкость с водой.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри, куда исчезли?

Результат: Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод: Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воздух вверх пузырьками и лопается.

Опыт 3. Лодочка

Задача: показать, что воздух обладает силой.

Оборудование: таз с водой, лодочка.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы «Почему она плавает?»«Что ее толкает?»«Откуда появляется ветерок?» Результат: Лодка плавает, если на нее дуешь.

Вывод: Человек выдувает воздух, он толкает. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

Опыт 4. Поиск воздуха

Задача: учить обнаружить воздух.

Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой.

Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т. д.

Результат: Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха, если дуть трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки, при надувании шарика в него попадает воздух.

Вывод: Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.

Опыт 5. Что в пакете

Задача: сравнить свойства воздуха и воды. Оборудование: 2 пакета.

Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух. А чем различаются.

Результат:

Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда.

Различия: вода- жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяется некоторые вещества. Воздух- газ, он невидим, невесом. Вывод: У воды и воздуха есть сходства и различия

Опыты по изучению свойств магнита.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

• Знакомство с понятием "магнит".

• Формирование представлений о свойствах магнита.

• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Опыт 1. Что притягивает магнит.

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов – легких и знакомых малышу. Например- носовой платок, бумажная салфетка, карандаш, гайка, копейка, кусочек пенопласта, карандаш и т. д. И, конечно магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать. Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Опыт 2. Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры.

Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? На ощупь? А может с магнитом удобнее? Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло. На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод: Магнит может при магничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло. Взять бабочку с магнитиком посадить ее на лист картона, и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одной стороны картона на другой

«Химические опыты для детей»

Химические опыты для детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету.

Предлагаем вам подборку простых занимательных химических опытов для детей, которые можно легко провести в домашних условиях. С помощью этих экспериментов можно легко обучить ребёнка основам химии. Большинство занимательных химических опытов совершенно безопасны, но в тоже время очень познавательны и красивы. В случае, если химические эксперименты для детей требуют соблюдения правил обращения с реактивами, это обязательно будет указано в описании опытаХимические опыты для детей, если требуется, снабжены аннотацией, которые раскрывают сущность эксперимента и которые помогут вам ответить на вопрос любознательного малыша«Почему так происходит?». Ребенок обязательно должен понять наблюдаемые эксперименты для детей, так как только при этом можно добиться глубоких, а не формальных знаний.

Итак, вперед! Невероятный мир занимательной химии ждет вас!

1. Снежинка из буры своими руками

Снежинка из буры — это химический опыт по выращиванию кристаллов, который безопасен и достаточно прост для детей. Стоит ли упоминать про то, что снежинки действительно красивы?

Бура — это натриевая соль борной кислоты. Буру можно купить в аптеке, также её можно найти в хозяйственных магазинах.

Материалы для снежинок

Синельная проволока,

Нитка,

Стеклянная банка 0,5 л,

Бура,

Карандаш,

Кипяченая, а лучше дистилированная вода,

Пищевой краситель,

Ножницы.

Делаем снежинки из буры своими руками

Первым шаг создания хрустальных снежинок — изготовление формы. Отрежьте куски проволоки одинаковой длины. Скрутите их вместе, чтобы сформировать шестигранную форму снежинки. Должна получиться такая буква Ж. Попробуйте опустить форму в банку, она должна свободно проходить в горлышко банки.

Привяжите веревочку к одному из лучей будущей снежинки. Другой конец нитки привяжите к карандашу. Длина нити должна быть такой, чтобы форма в банке не задевала за дно и за стенки.

Заполните банку кипятком.

Добавляйте буру по одной столовой ложке за один раз в воду, помешивая для растворения после каждого добавления. Потребуется примерно 3 столовые ложки буры. Ничего страшного если на дно выпадет немного осадка.

При желании можно добавить капельку пищевого красителя.

Повесьте заготовку снежинки в банку, чтобы карандаш лежал на верхней части банки, а снежинка была полностью покрыта жидкостью и свободно висела не касаясь нижней части банки.

Оставьте банку на ночь.

А на утро вы сможете уже любоваться красивыми кристаллами.

2. Зубная паста для слона

«Зубная паста для слона» — простой химический опыт, который очень нравится детям. В результате опыта мы получим огромное количество густой пены. Такой тип химических реакций называется фараонова змея.

Зубная паста для слона:рецепт

Для проведения опыта нам понадобятся:

6% раствор перекиси водорода,

сухие дрожжи,

жидкое мыло или средство для мытья посуды,

5 капель любого пищевого красителя,

2 ложки теплой воды,

литровая пластиковая бутылка, воронка, тарелка, поднос.

Внимание! 6% раствор перекиси водорода может отбелить кожу или даже вызвать ожог! Поэтому не пренебрегайте правилами техники безопасности и используйте перчатки. Зубная паста для слона оставляет пятна, поэтому будьте уверены, что испачканную поверхность можно будет отмыть. Не пробуйте на вкус получившуюся пену и тем более не глотайте.

Важно. Использовать менее, чем 6% раствор перекиси водорода не нужно. Ничего не получится. Чем выше концентрация, тем лучше. Но чем выше концентрация, тем опаснее становится раствор перекись водорода, а мы выполняем опыт с детьми! Поэтому 6% для нас оптимальный вариант.

Итак, всё подготовлено, поэтому не будем медлить и начнем готовить зубную пасту для слона. Первым делом в тарелке смешайте ложку сухих дрожжей и теплую воду. Помешивайте их около минуты. Отставьте в сторону.

С помощью воронки осторожно перелейте раствор перекиси водорода в бутылку. Туда же добавляем пищевой краситель. Много лить не нужно, достаточно 5 капель. Далее добавим примерно ложку жидкого мыла. Тщательно перемешайте полученную жидкость, взбалтывая бутылку.

Теперь внимание! Будьте предельно осторожны на этом этапе! Вылейте дрожжи в бутылку и немедля отойдите. Раз, два и…

3. Малахитовое яйцо

Представляем вашему вниманию очень простой, но незаслуженно забытый общественностью опыт по взаимодействию карбоната кальция и медного купороса. С помощью этой химической реакции мы изготовим малахитовое яйцо! Опыт достаточно простой, но требующий терпения. Результаты появятся в течении месяца, но, поверьте, ожидание стоит того!

Проведение опыта малахитовое яйцо

Для проведения опыта не требуется каких-то специальных реактивов. Все уже имеется в хозяйстве, ну может быть кроме медного купороса. Где его добыть читайте в нашей статье «Где взять реактивы для опытов«. Итак, нам нужно подготовить:

куриное яйцо,

литровую стеклянную банку,

пластилин,

медный купорос (сухой,

перчатки,

воду.

Для начала нам нужно избавиться от внутреннего содержимого яйца, так чтобы осталась только скорлупа. Для этого аккуратно протыкаем два отверстия с противоположных сторон и выдуваем содержимое. Оно нам больше не нужно. Теперь помещаем внутрь скорлупы немного пластилина для веса. Пластилин нужен тут просто как балласт, в реакции он не участвует, но это то как раз и хорошо.

Наливаем полбанки теплой воды (0,5 литра в нашем случае). Добавляем ложку медного купороса и размешиваем до полного его растворения.

После этого предельно аккуратно опускаем скорлупу в банку. Пластилина-балласта должно быть столько чтобы скорлупа плавала в растворе или опустилась на дно. Если она будет плавать на поверхности добавьте еще пластилина, чтобы в итоге яйцо утонуло.

Всё! На сегодня опыт закончен. Теперь нужно набраться терпения и насладиться результатами своего труда.

Но наблюдения за ходом реакции можно проводить постоянно. На первых порах мы увидим, что с поверхности скорлупы начнут выделяться пузырьки газа. Затем, примерно через неделю, яйцо станет сине-зеленым. Ну а уже примерно через месяц мы увидим конечный результат — малахитовое яйцо. Поверхность яйца должна приобрести характерный малахитовый окрас.

Что произошло?

Произошла реакция карбоната кальция (из которого состоит скорлупа яйца) с медным купоросом. В результате образовался основный карбонат меди, который известен также как малахит! Также в результате реакции выделяется углекислый газ. Именно он — это те пузырьки, которые мы наблюдали в начале опыта.

4. Химический опыт Светофор

Сегодня мы проведем занимательный и очень красивый химический опыт под названием Светофор. Этот эксперимент можно смело отнести к лучшим химическим фокусам для детей. Но для того чтобы все получилось, сначало следует изучить немного теории.

Главным действующим веществом в химическом опыте Светофор является индигокармин. Это его простое название, настоящее же звучит так: динатриевая соль индиго-5,5-дисульфокислоты. По понятным причинам условимся далее называть этот краситель — индигокармин. Так вот. Индигокармин применяют как пищевые красители в производстве напитков, выпечки и прочих сладостей, которым нужно придать синий цвет. Индигокармин даже зарегистрирован как пищевая добавка Е132 или индиготин.

Также индигокармин используется в медицине и в химии как реагент с интересными свойствами. Например, его способность служить индикатором мы используем проводя химический опыт Светофор.

Как провести химический опыт Светофор

Для проведения химического опыта Светофор нам понадобятся:

индигокармин,

глюкоза,

каустическая сода,

статья на нашем сайте: Где взять реактивы для опытов,

горячая вода,

2 стеклянных сосуда,

защитные перчатки.

Обратите внимание, что для этого опыта мы обязательно должны использовать перчатки. Во-первых, можно испачкать руки индигокармином, а во-вторых, каустическая сода (гидроксид натрия) очень сильная щелочь способная нанести химический ожог.

Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки это 2 грамма. Приливаем к раствору глюкозы раствор около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его пока в сторонку. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина. Получается синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т. к. жидкость насыщается этим газом при переливании.

Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Действительно, как светофор! Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т. к. жидкость насытит кислород. И так далее, до тех пор пока не надоест.

Посмотрите этот замечательный опыт на видео, чтобы оценить его зрелищность и обязательно проведите этот и другие химические опыты для детей, представленные на нашем сайте по химии.

Индигокармин — пищевой краситель синего цвета, в бакалейных отделах.

Гидроксид натрия под названиями каустическая сода, каустик, едкий натр продается в магазинах радио- фото- или хозтоваров.

5. Опыт на смешение жидкостей

смешение жидкостейНа примере этого опыта покажем ребёнку, что разные жидкости имеют различную плотность и что из этого может выйти. Нам понадобится:

1/4 стакана подкрашенной воды,

1/4 стакана подсолнечного масла

1/4 стакана сладкого не очень густого сиропа.

Предложите ребёнку подумать, что произойдет если все эти жидкости смешать между собой в одном стакане. Затем вылейте по очереди все компоненты в один стакан: сироп как самый плотный осядет вниз, посередине расположится вода, а сверху будет слой подсолнечного масла.

Помимо познавательной функции химические опыты на смешивание жидкостей очень красивые. Поэкспериментировав с различными жидкостями, можно сделать неплохое украшение для кухни или даже подарок, смешав жидкости с различной плотностью в необычной и красивой бутылке.

6. Светящийся помидор

Попробуйте сделать очень простой, но в тоже время очень эффектный химический опыт «светящийся помидор». Полученный в результате эксперимента светящийся томат категорически нельзя употреблять в пищу, поэтому проведение этого опытадолжно происходить под присмотром взрослых. Приступим непосредственно к опыту.

Как сделать светящийся помидор

Чтобы сделать светящийся помидор нам потребуются простые ингредиенты, свободно продающиеся в аптеках и хозяйственных магазинах, и стоят они копейки. Дополнительно просмотрите статью в которой достаточно подробно описывается, где взять реактивы для химических опытов.

Итак, готовим следующее:

собственно помидор;

шприц с иголкой;

сера со спичек;

«Белизна»;

30% перекись водорода.

Перекись водорода свободно продается в аптеках, важно чтобы она была не менее 30%. Если не найдете такого, то можно использовать крепкий раствор таблеток гидроперита (тоже продается в аптеке). «Белизну покупаем в хозяйственном магазине. Кстати, «Белизну» можно заменить на Гипохлорит натрия. Когда все готово, в небольшую емкость засыпаем серу со спичек и добавляем «Белизну». Оставляем на некоторое время этот раствор в покое, до момента пока не образуется 2 слоя. Набираем раствор в шприц и со всех сторон обкалываем нашего пациента, он же помидор. После инъекции аккуратно вводим в самый центр помидора перекись водорода, выключаем свет и наслаждаемся результатом!

Вот так, буквально за пару минут мы провели химический опыт Светящийся помидор!

И еще раз! Светящийся помидор ни в коем случае нельзя кушать, иначе он может стать последним помидором в вашей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".

Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия....

Практическая деятельность детей, педагогов и родителей, как средство интеграции предметно - развивающей среды дома и детского сада. ( Из опыта работы).

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования - сотрудничество родителей воспитанников с педагогами. Одним из способов привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграци...

Занимательные опыты для детей и их родителей.

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении....

Рекомендации для родителей по экспериментированию «ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ» в формате #Сидим дома с пользой для детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по экспериментированию«ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»в формате #Сидимдомаспользойдля детей дошкольного возраста...