Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Климова Надежда Александровна

Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_ekologicheskiy_proekt.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе

Татьяна 
Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе

Семейный экологический проект«Земля – наш общий дом» в подготовительной группе

Семейный экологический проект в подготовительной к школе группе

«Земля - наш общий дом»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки проведения проекта: краткосрочный

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема

Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познавательное развитие».

Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки и игровые моменты. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы проекта, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это, поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.

Актуальность

Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме

экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей)наставника,организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.

Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Это возможно сделать, объединив разные области познания.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города и края.

Задачи проекта:

Образовательные:

-формировать умение конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;

-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам; расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

-дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру;

-развивать умение анализировать и делать выводы;

- развивать наблюдательность;

- развивать творческое воображение;

- развивать любознательность, творческие способности;

-развивать ценностное отношение к миру природы, продуктивную деятельность детей;

Воспитательные:

-воспитывать у детей и родителей бережное отношение к объектам живой и неживой природы; навыки экологически безопасного поведения в природе; дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр познавательно- исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

- развит интерес к явлениям и объектам природы;

- сформированы элементарные экологические знания и культура

поведения в природе;

- понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным,

птицам, насекомым;

-Дети умеют проводить несложные опыты с объектами живой и неживой природы, экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Родители:

-осознают необходимость экологического воспитания детей.

- повысили уровень экологической культуры;

Создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи

экологическому воспитанию дошкольников.

Содержание этапов проекта:

-подготовительный

-основной

-заключительный

Этапы проекта:

Подготовительный

1. Выбор и утверждение темы.

2. Определение целей и задач проекта.

3. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

4. Создание картотеки игр

5. Составление перспективно - тематического плана.

6. Проведение анкетирования с родителями, мониторинг познавательного развития детей.

7. Обеспечение условий для проведения проекта.

2 Основной

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ:

Дата Мероприятия Цель

1 1. Беседа «Наша кормилица -Земля». Приложение. стр. 2 Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

2. Экологические сказки«Экологические сказки о воде». Приложение. стр. 12

3. Экологическая игра«Юные экологи». Приложение. стр. 19

2 1. Игра-викторина «Знатоки природы». Приложение. стр. 21 Способствовать развитию нравственных качеств характера. Воспитывать чувство восхищения родной планетой, чувство принадлежности к сообществу землян.

2. Экологический опыт «Где спрятался воздух?». Приложение. стр. 39

3. Подвижные игры«Земля, воздух,вода,огонь». Приложение. стр. 35

3 1. Дидактические игры«Какая я птичка?». Приложение. стр. 19 Закрепить у детей представления о разнообразии животного и растительного мира Земли. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Раскрашивание«Времена года».

3. Чтение художественной литературы: В. Н. Танасийчук «Экология в картинках». Приложение. стр. 13

4 1. Экспериментирование свойства материалов:«Горит - не горит». Приложение. стр. 31 Способствовать развитию нравственных качеств характера. Воспитывать чувство восхищения родной планетой, чувство принадлежности к сообществу землян.

2. Подвижные игры:«Охотники и зайцы». Приложение. стр. 35

3. Рисование«Деревья зимой».

5 1. Беседа «Вода и её превращения». Приложение. стр. 3 Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

2. Просмотр с детьми короткометражного фильма

«Улыбка природы»

Беседа по его содержанию.

3. Экологическая игра«Найди, о чем расскажу». Приложение. стр. 20

6 1. Экспериментирование с водой«Растворится- не растворится». Приложение. стр. 31 Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян.

2. Чтение художественной литературы: Ю. Демянская «Дом Земли». Приложение. стр. 13

3. Беседа:«Мы -часть природы». Приложение. стр. 4

7 1. Рисование«Птицы улетают на юг»Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян

2. Экологическая игра «Польза- вред». Приложение. стр. 20

3. Беседа: Наша «Красная Книга». Приложение. стр. 5

8 1. Опытно-экспериментальная деятельность:

«Для чего нужны растения?». Приложение. стр. 33 Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

2. Обсуждение проблемных ситуаций «Мы- друзья природы»

3. Подвижные игры:«Лягушки и цапли». Приложение. стр. 36

9 1. Рассматривание альбомы«Природа и я». Формировать навык коллективной работы. Вызвать эмоциональную отзывчивость при прослушивании песни «Пусть всегда будет солнце» Развивать творческие способности в художественной деятельности.

2. Аппликации«Елочка».

3. Экологические сказки«Экологические сказки о грибах». Приложение. стр. 14

10 1. Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от

мусора». Приложение. стр. 25 Уточнить и расширить представления детей о нашей родной земле, воспитывать чувство гордости, что люди берегут, охраняют уголки природы

2. Чтение художественной литературы«Сказка о маленьком кедре»Приложение. стр. 15

3. Опытно-экспериментальная деятельность «Что происходит с мусором?». Приложение. стр. 33

11 1. Беседа«Прозрачный невидимка» Приложение. стр. 7 Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания с окружающим миром; умение решать творческие задачи, правильно оценивать результаты своей деятельности.

2. Аппликации:«Подснежник».

3. Заучивание пословиц и поговорок. Приложение. стр. 16

12 1. Опытно-экспериментальная деятельность «Загрязнения почвы». Приложение. стр. 34 Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян

2. Заучивание наизусть: В. Орлов «Общий дом». Приложение. стр. 18

3. Нетрадиционные формы рисования«Елочка» из риса

13 1. Беседа «Помогите птицам». Приложение. стр. 9 Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян

2. Аппликации«Скворечник».

3. Экологическая операция«Поможем птицам».

14 1. Дидактические игры«Берегите природу». Закреплять знания детей о лекарственных растениях и приемах ухода за ними.

Углубить знания о свойствах растений.

Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Развивать мыслительную деятельность, память, речь.

2. КВН «Знатоки лекарственных трав». Приложение. стр. 27

3. Заучивание наизусть: П. Воронько «Журавль». Приложение. стр. 19

Работа с родителями

1. Оформление папки- передвижки «Планета земля»;

2. Исследовательская деятельность «Опыты в домашних условиях»;

3. Конкурс «Лучший опыт о защите планеты Земля»

4. Памятка для родителей «Берегите Землю;

5. Принять участие в выставке:«Мусорная фантазия»;

6. Принять участие в акции«Поможем птицам»;

7. Выставка рисунков детей и родителей “ Мир глазами детей “;

8. Беседа «Я – пример для ребенка экологически безопасного поведения в природе»;

9. Памятка «Воспитание экологической культуры у дошкольников».

3 Заключительный

• Обработка результатов по реализации проекта, внесение поправок, дополнений;

• Оформление материалов, подготовка отчётности.

Продукт проекта:

Результаты проекта:

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологическойдеятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «Земля – наш общий дом» были достигнуты следующие результаты:

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- появился интерес к явлениям и объектам природы;

- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Используемая литература.

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по экологическому воспитанию "Земля-наш общий дом" в подготовительной группе

На занятии использованы игры, работа по карточкам, работа на "Древе жизни", географической карте, разыграна сценка "Кто главнее", проведена психогимнастика...

Экологический проект:"Земля-наш общий дом" средняя группа

Цели проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правилного взаимодействия с окружающим его большим миром природы...

Конспект итогового интегрированного занятия по экологическому воспитанию «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе.

Итоговое занятие по экологическому воспитанию.Здесь говорится о том , что Земля - наш общий дом  для всех людей и всех живых существ....

Проект "Земля наш общий дом" в подготовительной группе

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над  землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель ...

Экологический праздник "Земля наш общий дом!" в подготовительной к школе группе

Программное содержаниеРасширять и закреплять знания детей о природе и её охране;Развивать у детей интерес к познанию природы и её обитателей. Развивать интеллект и любознательность;Воспитывать любовь ...

ЭкоДефиле «Нет места мусору» группы компенсирующей направленности в рамках экологического проекта «Земля наш общий дом»

ЭкоДефиле -  это самый доступный способ передачи этих знаний детям дошкольного возраста. В то же время целью представления, театрализованного ЭкоДефиле является не только просветительская работа,...