Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рудская Ирина Николаевна

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека
  2. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
  3. Опытническим путем закрепить знания о воздухе: как увидеть воздух, как его услышать?
  4. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_elementami_eksperimentirovaniya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Воздух нам необходим»

Воспитатель МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин

Рудская Ирина Николаевна

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека
  2. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
  3. Опытническим путем закрепить знания о воздухе: как увидеть воздух, как его услышать?
  4. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникативная», «Физическая культура»

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, кубики, шарики, банка с водой, стаканчики с водой и соломинка, пластилин, губка, земля, небольшие листочки бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Настроенье наше каждый день меняется,

Потому что каждый день

Что-нибудь случается.

То мы злимся,

То улыбаемся,

То грустим,

То удивляемся,

То бывает, испугаемся

То, бывает, посидим,

Помечтаем, помолчим.

Давайте, сегодня начнем наш день только с хорошего настроения. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Подумайте, как хорошо нам сегодня вместе. Мы спокойны, добры, здоровы.

Дети, оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите, что нас окружает?

Дети: Нас окружают различные вещи: мебель, стены, потолок

Воспитатель: А что, по – вашему, находится между потолком и полом, между стенами – там, где пусто?

Дети: Там, где пусто, находится воздух?

Воспитатель: Скажите, зачем нужен воздух?

Дети: Воздух нужен, чтобы дышать: дышим мы, дышат цветы и все живое

Воспитатель: И это пока все, что мы знаем о нем. Поэтому, сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах

Дети, вы видите воздух?

Дети: Нет, мы его не видим

Воспитатель: Я его тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой». А почему мы его не видим?

Дети: Воздух прозрачный, через него все видно.

Воспитатель: А что еще в нашей группе прозрачное?

Дети: Окно, стекло, лампочки.

Воспитатель: А сейчас давайте глубоко вдохнем. Что мы вдохнули? (воздух). Вдохните еще раз и скажите, какой он на вкус?

Дети: Воздух безвкусный

Воспитатель: Вдохните еще раз носом и скажите, какого он запаха? (воздух без запаха)

Итак, мы можем сделать вывод, что воздух – это удивительное вещество без цвета, без запаха, без вкуса, но жизненно необходимое и людям, и животным, и растениям. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей планеты Земля. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный на юг, теплый на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. Воздушная оболочка Земли совсем небольшая, в космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.

(Под музыку влетает Карлсон)

Карлсон: Я – добрый Карлсон.

К вам сюда спешил,

Хотел вас всех удивить.

И даже рассмешить.

Я герой любимый

Все, в гости ждут меня,

Я добрый, сладкий Карлсон

Приветствуйте меня.

Здравствуйте, дети! Вот были мы с Малышом на крыше, ели там вкусное варенье, а когда оно в банке закончилось, и банка стала пуста, мы заспорили с Малышом и решили, что в банке ничего нет. Вот я спустился с крыши в ваш детский сад. Может вы, ребята, скажите, есть ли в ней что-нибудь?

Воспитатель: Дети, есть что-нибудь в этой банке?

Дети: В ней ничего нет

Воспитатель: Дети, но я утверждаю, что банка не пустая, в ней что – то есть. И я вам это попробую доказать. Дорогой Карлсон, оставайся с нами и внимательно слушай. Мы сейчас все вместе разберемся, что банка не пустая. Дети, возьмите полиэтиленовые мешочки, и заполните их кубиками, а ты Карлсон, помогай нам. Дети, каким стал мешочек?

Дети: Мешочек стал выпуклым.

Воспитатель: Почему он стал выпуклым? (это кубики сделали его таким)

Карлсон: Давайте теперь наполним мешочек шариками, которыми я очень люблю играть в свободное время с Малышом. Каким стал мешочек? Почему? (тоже стал выпуклым)

Воспитатель: Да, дети, сделаем вывод, если в мешочке что – то есть, он становится выпуклым. А теперь выложите из мешочков шарики и скажите, есть ли в них что-нибудь? Карлсон, как ты думаешь?

Карлсон: Не знаю, он пустой

Дети: Да, он пустой

Воспитатель: Мы сейчас это выясним. Скрутите мешочки со стороны отверстия. Какими стали мешочки? (выпуклыми). Но в выпуклом мешочке что – то есть, следовательно, его наполняет воздух. Карлсон, теперь ты догадался, что в твоей банке из – под варенья?

Карлсон: Никак не могу понять.

Воспитатель: А вы, дети, как думаете? (воздух). Правильно. Хотя воздух невидим. Все – таки его можно обнаружить. И сейчас я это вам докажу. Дети, смотрите я беру банку, на которой прикрепляю кусочек пластилина, кладу в него салфетку и прижимаю ее к пластилину, чтобы она не выпала. Повернув банку горлышком вниз, я быстро опускаю ее в таз с водой. Скажите, попала ли вода в банку?

Дети: Да, она намочила салфетку.

Воспитатель: Карлсон, а как ты думаешь?

Карлсон: Намочила, конечно

Воспитатель: Вынем из воды банку и потрогаем салфетку. Какая она? (сухая). А если салфетка сухая, значит, вода в банку не смогла попасть. Что помешало наполнить банку?

Дети: Воздух

Воспитатель: А сейчас слегка наполним банку. Что появляется на поверхности воды?

Дети: Появляются пузырьки воздуха.

Воспитатель: Откуда они взялись?

Дети: Это воздух выходит из банки, а его место занимает вода

Воспитатель: Интересно наблюдать, как воздух попал в воду, быстро подниматься пузырьками наверх, потому что воздух, дети, легче воды.

Карлсон: Дети, и я самый воздушный в мире Карлсон, люблю летать, а еще больше люблю играть. Хотите поиграть со мной?

Физкультминутка.

Чтоб варенье нам достать

Надо на носочки встать.

Карлсон к полке потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Он вареньем подкрепился

И моторчик зарядился

1, 2, 3 – мотор жужжит,

Карлсон по небу летит.

Мимо речки, над домами,

Может в гости к нам заглянет.

Поиграем, пошумим

Вместе с Карлсоном летим.

Карлсон: Я еще вспомнил одну интересную игру. Мы с Малышом часто в нее играем. Я вас научу. Подойдите к столу, возьмите соломинки, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот и осторожно дуйте. Что вы видите?

Дети: Пузырьки

Воспитатель: Дети, вы с Карлсоном играли: выдыхали воздух и видели в воде пузырьки. Можем с вами сделать еще один вывод. Если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух.

Сейчас возьмите губку и рассмотрите ее. В ней есть много отверстий – «дырочек». Дети, как вы думаете. Что в этих дырочках? (воздух). Правильно, и мы сейчас в этом убедимся. Опустите губку в воду и сожмите ее. Что вы видите?

Дети: Из дырочек идут пузырьки. Это выходит воздух, а опустив руку, мы увидим, как дырочки наполняются водой.

Воспитатель: Теперь возьмите кусочки земли и бросьте их в тазик с водой. Что вы видите? Появились ли пузырьки? Какой можно сделать вывод?

Дети: В земле есть воздух.

Воспитатель: Дети, скажите Карлсону, где есть воздух?

Дети: Воздух есть в пустой банке, в воде, в губке, в земле

Воспитатель: Дети, какими свойствами обладает воздух?

Дети: воздух невидимый, прозрачный, без запаха, без вкуса, заполняет пустоты, воздух необходим для существования всего живого на земле

Воспитатель: Ну вот, дети, как много мы сегодня узнали о воздухе, рассказали и показали на опытах нашему гостю. Но теперь ему пора возвращаться домой на крышу. И мы надеемся, что теперь они с малышом не будут спорить, что есть в их пустой банке. Давайте попрощаемся с Карлсоном и пригласим его еще раз в гости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе

quot;Мы порядок наведем и Фому убережем"Подготовила: Зинченко Надежда Ивановна. воспитатель I категории...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»Цель: познакомить воспитанников со свойствами в...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»

систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению...

Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…»

Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…» для подготовительной к школе группы...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в средней группе на тему: «Путешествие в страну фокусов с капелькой-Капитошей»

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой оби...