Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Перелетные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жилина Елена Владимировна

Обобщить знания детей о перелётных и зимующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_perelyotnyh_ptitsah.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

с использованием ИКТ в  

старшей группе «Перелетные птицы».

МДОУ «Детский сад «Василек»

 р.п. Мулловка»

 Воспитатель: Жилина Е. В.

Программное содержание

Обобщить  знания о перелетных и зимующих птицах: внешний вид, питание,  место обитания; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

 Развивать связную речь; закреплять и расширять словарь детей по теме «осень»; совершенствовать грамматический строй речи.

Воспитывать внимательное, бережное отношение  к природе, проявлять заботу о природе, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей. Воспитывать любовь к природе родного края.

Предварительная работа.

 Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы». Загадки о птицах, настольная игра «Собери птицу»;

 Заучивание стихов о осени, чтение художественных произведений природоведческого характера, загадывание загадок о осени.

Материал и оборудование

мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; видеозаписи и слайды с показом осени, перелетных птиц, иллюстрации птиц.

Ход  занятия:

Воспитатель:   Послушайте стихотворение:

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень

Воспитатель:  По каким приметам вы догадались, что это осень?

Дети:  Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее  и т.д.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами вспомним, что же такое осень? (время года). А, после какого времени она наступает? (после лета). Назовите  осенние месяцы.

Ребята! Вся ли осень одинаковая?

Дети: Нет

Воспитатель: Какая бывает осень?

Дети: Ранняя, золотая  и поздняя?

Воспитатель: Наступила пора прощания с осенью, и сейчас давайте вспомним, что изменилось в жизни природы и человека с приходом осени.(слайд №1) Что бывает ранней осенью?

 Ранней осенью солнышко еще греет, но не так сильно, как летом. Небо голубое и высокое, но часто появляются облака и тучки, моросит мелкий дождь. Трава постепенно желтеет, но  еще много осенних цветов(астры, георгины, хризантемы). Первыми желтеют листья на березе и липе. Люди одеваются в легкие куртки и плащи, берут с собой зонт от дождя. Постепенно исчезают насекомые, меняется жизнь лесных зверей: зайчик меняет серую летнюю шубку на белую, зимнюю, чтобы прятаться от лисы на снегу;  белочка тоже меняет шубку и становится бурой под цвет деревьев. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Осенью школьники идут в школу после летних каникул,  дети помогают взрослым в уборке урожая в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы.(слайд №2)

Воспитатель:  (слайд №3) Наступила золотая осень. Давайте с вами вспомним, какие изменения происходили в природе в этот период.

 Дни становятся  короче, а ночи длиннее, солнце светит, но уже не греет. Погода за день меняется несколько раз: то солнышко выйдет, то частый дождик моросит. Листья на березе совсем пожелтели, на рябине они стали оранжевыми, на клене – красными, на дубе – коричневыми. И начинается листопад. Это самое красивое время осенью, вся земля покрывается ковром из разноцветных листьев. Люди одеваются еще теплее: в теплые куртки, пальто, сапоги. Жизнь животных изменилась: медведь и еж залегают в зимнюю спячку до весны, насекомые совсем исчезли, и перелетные птицы улетели в теплые края. Дети в это время осени очень любят собирать осенние листья для букетов, делать бусы из рябиновых ягод, собирают семена цветов для будущей весны(слайд №4).

Воспитатель: 

«Поздняя осень». (слайд №5)    Дни стали короче, рано темнеет. Солнышко уже редко появляется. Все небо затянуто низкими, серыми тучами, часто идут проливные холодные дожди, по ночам небольшие морозцы, а по утрам – туманы. Почти все листья облетели  и деревья стоят голые, только елочки да сосны зеленые. Люди одеты по зимнему тепло: в теплые куртки, шапки, шарфы, перчатки, сапоги. Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками.  Птиц почти не слышно. Чтобы птицам помочь пережить зиму, люди делают кормушки, насыпают туда корм и развешивают на деревьях для зимующих птиц (слайд №6).

                                           (слайд №7). Физминутка «Тучка»

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

 

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают,улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель: Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?

Дети: О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель: Верно. И сегодня мы  поговорим о перелётных птицах.

Воспитатель: Перелётных птиц очень много. Назовите, каких птиц вы знаете.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду мы встречаем птиц. ( слайд №8)  Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети: Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель: Правильно.   Птицы - теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус. Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.

Главная причина отлета птиц - холод и отсутствие пищи. Самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Такие птицы называются насекомоядными. (слайд №9,10,11)

Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка - очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Воспитатель: Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. (слайд №12,13) Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика, жаворонка. (слайд №14) Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой:          (слайд №15)   журавли, гуси, лебеди летят клином, (слайд №16)  цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, (слайд №17)  утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. (слайд №18)  Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. (слайд №19)  А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети: В тёплые страны, на юг. 

Воспитатель: Хотите узнать как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы?

(слайд №20)

Ученые надевают на лапки птиц специальные кольца. Этот способ научного исследования называется «кольцевание птиц». Если птицу с кольцом обнаруживают в другом стране, об этом сообщают ученым, которые окольцевали птицу.

Так удалось установить, что перелетные  птицы улетают  на зиму в теплые края. Например, ласточки зимуют в Африке. Журавли улетают в Индию. В последние годы для изучения  перелетных птиц используют  и маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют  на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.

Воспитатель: Хорошо! А сейчас давайте немного поиграем.

Я буду называть перелётных и зимующих птиц. Если Вы услышите название перелётной птицы, то вы должны поднять руки вверх и помахать, если название зимующей птицы, то присесть на стульчик.

Воспитатель по очереди называет птиц (ворона, сорока, ласточка, голубь, журавль, воробей, цапля, синица, грач).

Воспитатель: Когда перелётные птицы снова возвращаются в родные края?

Дети: Весной, когда становится тепло.

Воспитатель: Давайте поиграем в  игру «Кто лишний». Вашему вниманию представлены иллюстрации птиц, вам нужно выбрать и назвать лишнюю птицу.

1) Грач, ласточка, петух, скворец. Кто здесь лишний?

Дети: Петух, он домашняя птица, а все остальные перелётные птицы.

2) Синица, воробей, голубь, жаворонок.

Дети: Жаворонок – перелётная птица, все остальные – зимующие.

3) Индюк, гусь, петух, ворона.

Дети: Ворона – зимующая птица, все остальные домашние.

Воспитатель: В заключение нашего занятия, я бы хотела прочитать стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по разделу программ "Познавательное развитие" тема: "Перелетные птицы"

Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает вклю...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"

Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Помоги птицам зимой»

       Программное содержание:          Познакомить детей с картой - схемой «Птицы». Закрепить понятия «перелетные» и ...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Перелетные птицы»

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Перелетные птицы»...

Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе

Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и будет интересна воспитателям, методистам и родителям. Викторина проводится с использованием интерактивных технологий. Занятие пров...

Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе.

   Расширение и уточнение представлений детей о видах транспорта, профессиях людей на транспорте, развитие математических представлений, речевой активности....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Перелетные птицы"

Знакомство с разнообразием видов птиц родного края, характерными их особенностями строения, образом жизни.  Закладывать основы экологического воспитания....