Конспект НОД по ФЦКМ на тему "Дикие животные зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Дикие животные зимой»

Цель: расширить знания детей о диких животных.

Задачи:

-упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

-развивать у детей словообразовательные навыки. Развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание.

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных с загадками;

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сегодня узнаем.

 Как вы думаете, как называют животных, которые не живут рядом с человеком, а живут в лесу? (дикие животные)

Воспитатель: Хотите узнать, как зимуют животные в лесу (Да)

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие в зимний лес. Вы согласны?

Воспитатель: Ну что ж, одевайте (имитируют) шапки, куртки! Беремся за руки и вперёд за мной!

(звучит музыка со звуками метели и вьюги)

 (Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво здесь.

Воспитатель: Что вы видите на картине? (ответы детей). Какое время года изображено на картине? (Зима)

Воспитатель: Мы пришли в зимний лес для того, чтобы узнать, как зимуют животные.

Воспитатель показывает картинки или слайды с животными, сопровождая рассказом.

1. Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется - сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать. Днем опасно зайцу бегать по лесу - он сидит в норе - прячется от всех. А к вечеру выходит из своего укрытия поесть да побегать вволю. Ест заяц зимой ветки деревьев, кору молодых березок и ив. Очень любит заяц горькую кору молодых осинок. Зубы у зайцев очень острые - как ножницы.

2.Белки зимуют в своих гнездах, которые обустраивают в дуплах деревьев или на разветвлении веток. Причем гнездо, как правило, имеет два входа на случай незваных гостей. Даже зимой белка часто выходит из гнезда, чтобы подкрепиться спрятанными за лето запасами орешков, которые она складывает у корней деревьев или в дупле.

3. Лиса зимует в норе. Зимние холода она переносит хорошо. Уже к концу осени у нее полностью меняется мех на зимний, более густой. Питается лиса в зимнее время мелкими грызунами, а также более крупными животными, если повезет. Нередко пищей становится домашняя и дикая птица, а также зайцы. Именно зимой они ищут себе место для будущего потомства, которое потом хорошо охраняют.

4. Волки - хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат. Зимой волк почти всегда ходит голодный. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей. Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей. Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя шуба. шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.

5.Лось - это лесной великан, и еды ему нужно очень много. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство. Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле - забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая досей почти с головой. Получается снежное теплое "покрывало".

 

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение, начатое воспитателем.

Злой, как… волк

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…волк

Прыгучая, как…белка

Колючий, как…еж

Неуклюжий, как…медведь

Рыжая, как…лиса

Воспитатель: Вот сколько разных животных можно встретить в зимнем лесу, хотя, наверно зимой мы не встретим ежа и медведя.

Воспитатель: Дети, а почему мы в лесу не видим ежа и медведя? (зимой спят)

Воспитатель: Где спит еж? (в норках), а медведь (берлога)

Воспитатель: Пока настоящие ежики спят, ежиками будите вы, ребята! Если согласны, вставайте за мной!

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Ежик шел, шел, шел, (Ходьба)

И грибок нашел. (Каждый ребенок собирает грибок – имитация)

Сел, поел и дальше пошел. (Присесть на корточки)

Ежик шел, шел, шел, (Ходьба)

Шишку он нашел. (Каждый ребенок собирает шишку – имитация)

Сел, поел и дальше пошел. (Присесть на корточки)

Ежик шел, шел, шел, (Ходьба)

Листик он нашел. (Каждый ребенок берет листик - имитация)

Сел, поел и дальше пошел. (Присесть на корточки – далее на стульчики)

запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев)

отдохнули, а теперь можно поиграть! Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные).

 

Воспитатель: Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Закройте глаза и поехали!

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? (в зимнем лесу)

Воспитатель: Что нового вы узнали, побывав в зимнем лесу? (как дикие животные зимуют)

Воспитатель: Каких диких животных мы встретили в зимнем лесу?

Воспитатель: Понравилось ли вам наше путешествие?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_zimoy.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Дикие животные зимой»

Цель: расширить знания детей о диких животных.

Задачи:

-упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

-развивать у детей словообразовательные навыки. Развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание.

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных с загадками;

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сегодня узнаем.

 Как вы думаете, как называют животных, которые не живут рядом с человеком, а живут в лесу? (дикие животные)

Воспитатель: Хотите узнать, как зимуют животные в лесу (Да)

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие в зимний лес. Вы согласны?

Воспитатель: Ну что ж, одевайте (имитируют) шапки, куртки! Беремся за руки и вперёд за мной!

(звучит музыка со звуками метели и вьюги)

 (Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво здесь.

Воспитатель: Что вы видите на картине? (ответы детей). Какое время года изображено на картине? (Зима)

Воспитатель: Мы пришли в зимний лес для того, чтобы узнать, как зимуют животные.

Воспитатель показывает картинки или слайды с животными, сопровождая рассказом.

1. Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется - сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать. Днем опасно зайцу бегать по лесу - он сидит в норе - прячется от всех. А к вечеру выходит из своего укрытия поесть да побегать вволю. Ест заяц зимой ветки деревьев, кору молодых березок и ив. Очень любит заяц горькую кору молодых осинок. Зубы у зайцев очень острые - как ножницы.

2.Белки зимуют в своих гнездах, которые обустраивают в дуплах деревьев или на разветвлении веток. Причем гнездо, как правило, имеет два входа на случай незваных гостей. Даже зимой белка часто выходит из гнезда, чтобы подкрепиться спрятанными за лето запасами орешков, которые она складывает у корней деревьев или в дупле.

3. Лиса зимует в норе. Зимние холода она переносит хорошо. Уже к концу осени у нее полностью меняется мех на зимний, более густой. Питается лиса в зимнее время мелкими грызунами, а также более крупными животными, если повезет. Нередко пищей становится домашняя и дикая птица, а также зайцы. Именно зимой они ищут себе место для будущего потомства, которое потом хорошо охраняют.

4. Волки - хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат. Зимой волк почти всегда ходит голодный. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей. Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей. Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя шуба. шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.

5.Лось - это лесной великан, и еды ему нужно очень много. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство. Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле - забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая досей почти с головой. Получается снежное теплое "покрывало".

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение, начатое воспитателем.

Злой, как… волк

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…волк

Прыгучая, как…белка

Колючий, как…еж

Неуклюжий, как…медведь

Рыжая, как…лиса

Воспитатель: Вот сколько разных животных можно встретить в зимнем лесу, хотя, наверно зимой мы не встретим ежа и медведя.

Воспитатель: Дети, а почему мы в лесу не видим ежа и медведя? (зимой спят)

Воспитатель: Где спит еж? (в норках), а медведь (берлога)

Воспитатель: Пока настоящие ежики спят, ежиками будите вы, ребята! Если согласны, вставайте за мной!

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Ежик шел, шел, шел, (Ходьба)

И грибок нашел. (Каждый ребенок собирает грибок – имитация)

Сел, поел и дальше пошел. (Присесть на корточки)

Ежик шел, шел, шел, (Ходьба)

Шишку он нашел. (Каждый ребенок собирает шишку – имитация)

Сел, поел и дальше пошел. (Присесть на корточки)

Ежик шел, шел, шел, (Ходьба)

Листик он нашел. (Каждый ребенок берет листик - имитация)

Сел, поел и дальше пошел. (Присесть на корточки – далее на стульчики)

запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев)

отдохнули, а теперь можно поиграть! Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные).

Воспитатель: Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Закройте глаза и поехали!

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? (в зимнем лесу)

Воспитатель: Что нового вы узнали, побывав в зимнем лесу? (как дикие животные зимуют)

Воспитатель: Каких диких животных мы встретили в зимнем лесу?

Воспитатель: Понравилось ли вам наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют» для детей с ФФНР (подготовительная группа)

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В альбоме "Логопедическое занятие "Как звери зимуют" содерж...

Конспект занятия познавательная беседа на тему " Дикие животные зимой"

Познавательная беседа для детей в подготовительной группе...

НОД по ФЦКМ на тему «Дикие животные». младшая группа

НОД по ФЦКМ на тему «Дикие животные»....

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Дикие животные зимой»

Цель: расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.Задачи: Образовательные: упражнять в умении соотносить внешние особен...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 5- 6 лет. Тема: «Путешествие в сказочный лес".( по лексической теме "Дикие животные зимой.")

обобщить знания детей по лексической теме «Дикие животные»;              развивать речь и коммуникативные способности детей...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Дикие животные в лесу» (лексическая тема «Дикие животные»)

Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра. Познавательный интерес не соответствует возрастной норме. Понима...