Статья " Формы и методы работы по Экологическому воспитанию ДОУ"
статья по окружающему миру

Корнеева Валентина Анатольевна

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные ( наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа – кинофильмов), практические ( игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные ( рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Наглядные методы

Наблюдения

Наблюдения – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

В процессе кратковременных наблюдений, дети учатся различать форму, цвет величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при  ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

Наблюдения организуется воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы.

Подготовка к наблюдению. Подготовка к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии.Если наблюдение проводится в помещении ( в уголке природы, на занятии), следует продумать органтзацию: объект должен хорошо освящен ( лучше когда свет падает с боку), расположен таким образом, чтобы к нему легко подойти. Воспитатель в процессе наблюдениями использует разнообразные приемы( вопросы, загадки, игровые и трудовые действия)

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдения одного объекта. Здесь от  воспитателя требует  умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должы точно следовать указаниям воспитателя. В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, ( относится серии «Четыре времени года», «Домашние животные», №Дикие звери», и т.д. ) а также художественные картины ( « Золотая осень», « Грачи прилетели», «Лес зимой» и т.д.

Практические методы.

Игра. Представлений детей о доступных явлениях и предметах природы используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.

Дидактические игры. Способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять в новых условиях, обогащают словарь. Используют игры с предметами, настольно – печатные, словесные.

Подвижные игры. Это такие игры, как «Наседеа и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».Дети подражая действиям, имитируя звуки.

Творческие игры.  В игре дети отражают впечетления, полученные в процессе  занятий, экскурсий, повседневной жизни., усваивают знания о труде взрослых в природе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком , снегом, глиной, мелкими камешками, шишками.

Труд в природе.

 Имеет большое воспитательное значение. В процессе труда формируют бережное отношение к природе.

Труд детей в природе организуют форме индивидуальных поручений и как коллективный.

Элементарные опыты- он используется как способ решения познавательной задачи. Чаще всего опыты применяются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В младшей и средней группах воспитатель использует отдельные поисковые действия

Словесные методы. Необходимо сочетать с наглядными, использовать картины.дети получают знания о новых явлениях и предметах природы ( о половодье, об образе жизни зверей в лесу и.т.)

Рассказ воспитателя использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным  материалом – фотографиями, картинами. Без наглядности материал снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10- 15 мин.

Беседа. Выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией.

Итоговая беседа  направлена на обобщение полученных фактов, закрепление и уточнение..

Чтение художественной литературы.

В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения. Поэтому беседа не должна строится на пересказ прочитанного текста., следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями.

Формы ознакомления с природой.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия.

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.

Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и средней – 2 занятия в месяц, в старших – по 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

На занятиях детей младшего возраста используются наблюдения, игровой метод. Словесные методы чаще всего используются на занятии с детьми старшего возраста. Для рассматривания животных, комнатных растений картин сажают полукругом. 

Экскурсии

Экскурсия - один из видов занятий по ознакомлению с природой. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Через 2 – 3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы  детей о том, где были и что видели. В заключении проводится обобщающая беседа.

Работа в повседневной жизни.

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Прогулки.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы…. Также можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями…

Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Для этого можно использовать разнообразные формы организации ребят ( фронтальные, групповые, индивидуальные).Фронтальная организация используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых.

Дети старшей и подготовительной группы наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовают сезонные изменения в неживой природы, в жизни растений, животных, отражают труд людей.

Начиная со второй младшей группы проводят целевые прогулки

Наблюдения в уголке природы.

Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. К выполнению отдельных трудовых поручений привлекают детей младшей группы

 В своей работе по ознакомлении с природой я использовала: проект.

Проектная деятельность в средней  группена тему «Растительный мир нашего участка».

- Дети приобретали  знания о травах, цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Научились узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Закрепили  знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.

-У детей возникло желание бережно относится к растительному миру природы.

Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, их зависимости от времени года. Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации: Всем людям необходимо бережно относиться к растениям. Знать название и строение растения (корень, стебель, листья, плоды, цветы).Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям.

Как показали результаты исследования поставленные нами задачи мы выполнили.

Познавательно-исследовательский  проект  "Комнатные растения - наши друзья ".

Познавательно-исследовательская деятельность включало в себя: наблюдения за растениями в уголке природы. Проведение занятий. Художественно- эстетическое развитие. Чтение художественной литературы: . дидактические игры;

Совместная деятельность с воспитателем по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь) .Продуктивная деятельность

Составление перспективного плана работы по проведению проекта; составление паспорта о комнатных растениях, презентация комнатные растения (из интернета), подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о комнатных растениях, загадок; приобретение методической литературы; создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды; изготовление фотоальбома «Мои любимые комнатные растения» составление мини брашурок , книжек самодельных.

Проведённая мною работа способствовала успешному формированию экологической культуры   через ознакомление с растительным миром у детей среднего дошкольного возраста.   Разработанная и апробированная мною диагностика, позволила мне наиболее качественно выявить уровень сформированности у детей знаний о растительном мире и в последствии организовать воспитательно-образовательный процесс,  направленный на более углублённое воспитание экологической культуры по данному направлению.    

 

Проект «Формирование безопасного поведения  дошкольников в природе»»

 Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.( знакомство с правилами поведения в лесу

В этом проекте было разработано Консультации для родителей.

Картотека бесед по безопасному поведению в природе.

Изготовлена с детьми «Жалобная книга природы»,, дидактические настольные игры по безопасному поведению, ЛЭБУК где  были размещены игры, загадки, рассказы правила,раскраски, красная книга, по экологическому воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные ( наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа – кинофильмов), практические ( игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные ( рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Наглядные методы

Наблюдения

Наблюдения – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

В процессе кратковременных наблюдений, дети учатся различать форму, цвет величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при  ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

Наблюдения организуется воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы.

Подготовка к наблюдению. Подготовка к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии.Если наблюдение проводится в помещении ( в уголке природы, на занятии), следует продумать органтзацию: объект должен хорошо освящен ( лучше когда свет падает с боку), расположен таким образом, чтобы к нему легко подойти. Воспитатель в процессе наблюдениями использует разнообразные приемы( вопросы, загадки, игровые и трудовые действия)

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдения одного объекта. Здесь от  воспитателя требует  умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должы точно следовать указаниям воспитателя. В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, ( относится серии «Четыре времени года», «Домашние животные», №Дикие звери», и т.д. ) а также художественные картины ( « Золотая осень», « Грачи прилетели», «Лес зимой» и т.д.

Практические методы.

Игра. Представлений детей о доступных явлениях и предметах природы используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.

Дидактические игры. Способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять в новых условиях, обогащают словарь. Используют игры с предметами, настольно – печатные, словесные.

Подвижные игры. Это такие игры, как «Наседеа и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».Дети подражая действиям, имитируя звуки.

Творческие игры.  В игре дети отражают впечетления, полученные в процессе  занятий, экскурсий, повседневной жизни., усваивают знания о труде взрослых в природе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком , снегом, глиной, мелкими камешками, шишками.

Труд в природе.

 Имеет большое воспитательное значение. В процессе труда формируют бережное отношение к природе.

Труд детей в природе организуют форме индивидуальных поручений и как коллективный.

Элементарные опыты- он используется как способ решения познавательной задачи. Чаще всего опыты применяются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В младшей и средней группах воспитатель использует отдельные поисковые действия

Словесные методы. Необходимо сочетать с наглядными, использовать картины.дети получают знания о новых явлениях и предметах природы ( о половодье, об образе жизни зверей в лесу и.т.)

Рассказ воспитателя использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным  материалом – фотографиями, картинами. Без наглядности материал снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10- 15 мин.

Беседа. Выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией.

Итоговая беседа  направлена на обобщение полученных фактов, закрепление и уточнение..

Чтение художественной литературы.

В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения. Поэтому беседа не должна строится на пересказ прочитанного текста., следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями.

Формы ознакомления с природой.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия.

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.

Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и средней – 2 занятия в месяц, в старших – по 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

На занятиях детей младшего возраста используются наблюдения, игровой метод. Словесные методы чаще всего используются на занятии с детьми старшего возраста. Для рассматривания животных, комнатных растений картин сажают полукругом.  

Экскурсии

Экскурсия - один из видов занятий по ознакомлению с природой. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Через 2 – 3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы  детей о том, где были и что видели. В заключении проводится обобщающая беседа.

Работа в повседневной жизни.

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Прогулки.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы…. Также можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями…

Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Для этого можно использовать разнообразные формы организации ребят ( фронтальные, групповые, индивидуальные).Фронтальная организация используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых.

Дети старшей и подготовительной группы наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовают сезонные изменения в неживой природы, в жизни растений, животных, отражают труд людей.

Начиная со второй младшей группы проводят целевые прогулки

Наблюдения в уголке природы.

Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. К выполнению отдельных трудовых поручений привлекают детей младшей группы

 В своей работе по ознакомлении с природой я использовала: проект.

Проектная деятельность в средней  группена тему «Растительный мир нашего участка».

- Дети приобретали  знания о травах, цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Научились узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Закрепили  знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.

-У детей возникло желание бережно относится к растительному миру природы.

Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, их зависимости от времени года. Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации: Всем людям необходимо бережно относиться к растениям. Знать название и строение растения (корень, стебель, листья, плоды, цветы).Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям.

Как показали результаты исследования поставленные нами задачи мы выполнили.

Познавательно-исследовательский  проект  "Комнатные растения - наши друзья ".

Познавательно-исследовательская деятельность включало в себя: наблюдения за растениями в уголке природы. Проведение занятий. Художественно- эстетическое развитие. Чтение художественной литературы: . дидактические игры;

Совместная деятельность с воспитателем по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь) .Продуктивная деятельность

Составление перспективного плана работы по проведению проекта; составление паспорта о комнатных растениях, презентация комнатные растения (из интернета), подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о комнатных растениях, загадок; приобретение методической литературы; создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды; изготовление фотоальбома «Мои любимые комнатные растения» составление мини брашурок , книжек самодельных.

Проведённая мною работа способствовала успешному формированию экологической культуры   через ознакомление с растительным миром у детей среднего дошкольного возраста.   Разработанная и апробированная мною диагностика, позволила мне наиболее качественно выявить уровень сформированности у детей знаний о растительном мире и в последствии организовать воспитательно-образовательный процесс,  направленный на более углублённое воспитание экологической культуры по данному направлению.    

 

Проект «Формирование безопасного поведения  дошкольников в природе»»

 Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.( знакомство с правилами поведения в лесу

В этом проекте было разработано Консультации для родителей.

Картотека бесед по безопасному поведению в природе.

Изготовлена с детьми «Жалобная книга природы»,, дидактические настольные игры по безопасному поведению, ЛЭБУК где  были размещены игры, загадки, рассказы правила,раскраски, красная книга, по экологическому воспитанию детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : воспитатель I квалификационной категории Корнеева Валентина Анатольевна Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Слайд 2

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: Наглядные ( наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа – кинофильмов) Практические ( игровой метод, труд, элементарные опыты), Словесные ( рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Слайд 3

Наглядные методы Наблюдения

Слайд 5

Практические методы

Слайд 8

Формы ознакомления с природой. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Опыт работы. Сообщение воспителя на тематическом пед. совет....

Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:НаблюдениеБеседаИсследовательская деятельностьЭкспериментальная деятельность...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...

Презентация "Нетрадиционные формы и методы работы по  экологическому воспитанию дошкольников"

Познакомить педагогов с нетрадиционной формой и методом работы по экологическому воспитанию....

«Современные формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ»

1. Наглядные методы.В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей, рассматривание, показ Данная группа методов позволяет сформировать в сознан...