Конспект НОД по Познавательному Развитию на тему: «История Блокады Ленинграда» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тюрина Елена Олеговна

Цель: Познакомить детей с героическим прошлым города Ленинграда.

Задачи:

  • Познакомить детей с героической историей обороны города Ленинграда, примерами боевых подвигов защитников Ленинграда;
  • Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
  • Развивать у детей интерес к истории своей страны; развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников.
  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx23.92 КБ
PDF icon blokada_len.pdf2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Познавательному Развитию

на тему: «История Блокады Ленинграда»

старшая группа

Цель: Познакомить детей с героическим прошлым города Ленинграда.

Задачи:

  • Познакомить детей с героической историей обороны города Ленинграда, примерами боевых подвигов защитников Ленинграда;
  • Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
  • Развивать у детей интерес к истории своей страны; развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников.
  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Предварительная работа: Рассматривание открыток и картинок, беседы о Городе-герое Ленинграде. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о ВОВ и Блокадном Ленинграде. Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет. Слушание стихотворений о блокадном городе Ленинграде.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация «Блокада Ленинграда», бинты, листы белой бумаги, хлеб.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

-Здравствуй, небо голубое!

-Здравствуй, солнце золотое,

-Здравствуй, вольный ветерок,

-Здравствуй, маленький дубок,

-Мы живем в родном краю,

-Всех я вас приветствую!

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало?  

                              (ответы детей)

Воспитатель: Нас окружает огромное множество слов. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Какими бывают слова». Сначала нужно поискать среди множества слов «сладкие слова».                                                (ответы детей)

Воспитатель: Конфеты, сахар, клубника, шоколад. Это все сладкие слова. А теперь вспомните и назовите «веселые слова».                         (ответы детей) 

Воспитатель: Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка. Это веселые слова.  Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать?  

(ответы детей)

Воспитатель: Слезы, болезнь, укол, расставание.  А есть слово страшное — это слово «война».  Почему же слово «война» такое страшное?

 - Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну рано утром 22 июня 1941 года напали злые враги – немецко-фашистские захватчики.                                          (слайд 2)

- Их главный руководитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолётами, пулемётами и напал на нашу страну.            (слайд 3)

- Фашисты хотели сделать наших людей рабами. Они хотели захватить и Москву – столицу нашей Родины. Весь народ встал на защиту страны. Так началась Великая Отечественная Война. Почему ее так называют? Потому что весь народ от мала до велика встал на защиту своего Отечества, своей Родины.                                                                                                    (слайд 4)

- Фашисты очень хотели захватить город Ленинград и пройти по его улицам. И враг окружил его со всех сторон.  В сентябре 1941 года вокруг Ленинграда образовалось кольцо блокады, длинной в 900 дней и ночей. Казалось, ещё чуть-чуть, и враг войдет в город.                                                          (слайд 5)

Блокада…. Как далеко это слово от наших мирных светлых дней.

- 27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день много лет назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко-фашисткой блокады. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург.

- Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада?                    (ответы детей)

- Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Опустели целые кварталы и трамваи стояли на путях.                                                                                                      (слайд 6)

- В кольце блокады оказалось много жителей этого города. Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины, дети и старики.                                                   (слайд 7)

- Город жил напряжённой жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то лётчику не видно - где же дома, города? Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб.                        (слайд 8)

- Во время бомбежки включалась сирена и люди прятались в бомбоубежищах. Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.                                                                           (слайд 9)

- С первых же сентябрьских дней в городе были введены продовольственные карточки. Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба – 125 грамм (показать детям кусок хлеба) выдавали жителю блокадного Ленинграда по карточке, которая была дороже денег, картин, шедевров искусства. При утере карточки люди не имели возможности получить даже такой кусочек хлеба.

(слайд 10)

- И это была вся еда на целый день. Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком?                                                                   (ответы детей)

- Людям не хватало еды. И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую назвали «Дорогой Жизни». Эта дорога спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.                                           (слайд 11)

- По Ладожскому озеру непрерывно двигались колонны машин с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

- В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага.                                                  (слайд 12)

- Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев. И 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады. В честь прорыва в городе был праздничный салют.                             (слайд 13)

Чтение стихотворения «Блокадные дни».

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

- На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».                            (слайд 14) 

Воспитатель: Это было очень тяжелое время для нашего города и для всей нашей страны. Поэтому мы с вами должны помнить о человеческом подвиге наших предков. Ребята, кто мне скажет, кто напал на нашу страну и захватил город Ленинград?                                                                          (ответы детей)

Воспитатель: Сколько дней длилась блокада?                           (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Когда наш город был полностью освобождён от немецко-фашисткой блокады?                                                     (ответы детей) 

Воспитатель: А кто скажет, как сейчас называется город, который во время Великой Отечественной Войны назывался Ленинград?           (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.  И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" на тему "Золотая осень"в старшей группе

Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать связную речь....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Свойства воды» в старшей группе.

КонспектНОД по познавательному развитиюна тему: «Свойства воды»в старшей группе. Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»  ...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «День Победы» в старшей группе.

Цель: Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:• Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы;• Расши...

Конспект занятия по познавательному развитию по теме "Волшебный магнит" в старшей группе

Сформировать представление о свойствах магнита. Учить самостоятельно принимать решение в русле экпериментальной деятельности. Занятии проводятся через игры - опыты "Не замачив рук", "Ба...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» в старшей группе (эксперименты)

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» в старшей группе  (эксперименты)Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть во...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Я — человек» в старшей группе.

Цель: пополнить знания детей о том, что такое человек, о работе внутренних органов человека и о том, как надо защищать свой организм, чтобы быть здоровыми.Задачи:Формировать представления детей об орг...