Конспект Экскурсия старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект экскурсия старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_starshaya_gruppa.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОСЕННЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

В ГОРОДСКОЙ ПАРК

с детьми старшей группы

«Лес в октябре»

Цель: формирование экологических представлений у старших дошкольников.

Образовательные задачи:

— расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи различных явлений, происходящих в природе осенью, закрепление понятий «осень», «признак»;

— продолжение знакомства с представителями растительного мира родного края.

Развивающие задачи:

— уточнение пространственных направлений и отношений, освоение действия условного обозначения ведущего признака наблюдаемого объекта;

— развитие наблюдательности при определении особенностей сосновых шишек, их строения;

— формирование навыков элементарного экспериментирования (побуждать детей задавать познавательные вопросы на природоведческую тему, искать на них ответы).

Воспитательные задачи:

— воспитание эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости на красоту родного края;

— формирование умения действовать по указанной инструкции

Предварительная работа:

-   зарисовка условных обозначений природных явлений;

-  отгадывание загадок о природе, животных деревьях;

-  заучивание стихов и песен об осени;

-  повторение названия деревьев.

Материалы и оборудование:

1 часть:  синица (игрушка или изображение), конверт с письмом, иллюстрации (цветы, деревья, кустарники летом, летний пейзаж), плоскостные изображения  ели,  лиственного дерева без листьев, листья зеленого и желтого цветов, панно «Времена года» из четырех частей.

2 часть: маршрутная карта экологической тропы, условные значки с изображением признаков разных времен года, корзинки.

3 часть:  синица (игрушка или изображение), панно «Времена года» из четырех частей, плоскостные изображения ели,  лиственного дерева без листьев, листья зеленого и желтого цветов; иллюстрации (цветы, деревья, кустарники осенью, осенний пейзаж), лупы, шишки, собранные на прогулке.

Ход экскурсии:

Экскурсия проводится в близлежащий  парк в октябрьский день, когда дети могут заметить изменения осенней погоды по сравнению с летней. За  синицу говорит педагог.

 1 часть — вступительная (мотивационная)

Воспитатель: Ребята, у нас в детском саду появилась птица, которая прилетела к нам из леса. (Воспитатель  показывает детям синицу, предлагает рассмотреть птицу, отметить особенности ее внешнего вида, сравнить с другими птицами, уже знакомыми детям (воробей, голубь)).

Воспитатель: Эта птица называется синица. Скажи, пожалуйста, зачем ты прилетела к нам в детский сад?

Синица: Я прилетела к детям, а зачем и почему — они должны  догадаться сами. Помочь им в этом сможет письмо, которое я принесла из леса.

Воспитатель: Что ж, давайте почитаем.

«Здравствуйте, ребята!

Пишут вам лесные жители — растения!  Мы знаем, что совсем недавно вы все были в отпуске, «отдыхали, грелись на солнышке, купались в речке, бегали по зеленой травке среди ярких цветов и зеленых деревьев, любовались бабочками и стрекозами, слушали веселое щебетание птиц. За лето вы подросли, стали здоровее, сильнее, умнее. И с нами — растениями леса — тоже произошли изменения. Хотите узнать, какие? Приходите к нам в парк, сами все увидите и, наверное, догадаетесь, почему улетают птицы и куда прячутся насекомые. Мы будем очень рады встрече с вами. Надеемся, что наш наряд вам понравится и что вы, захотите рассказать об этом «своим родителям и всем знакомым, нарисовать наши портреты и сделать поделку из природного материала».

Показать детям иллюстрации с изображениями отдельных цветов, деревьев и кустарников в летнем наряде, картину с изображением летнего пейзажа, по которой беседует с детьми.

Воспитатель: Какого цвета летнее небо? (Летнее небо голубого цвета)

Воспитатель: Чем покрыта земля летом? (Земля летом покрыта травой, цветами)

Воспитатель: Какого цвета листья на деревьях? (Листья на деревьях зеленого цвета)

Воспитатель: Чем пахнет летний лес? (Летний лес пахнет цветами, свежей зеленью)

Воспитатель: Кто живет в летнем лесу? (В летнем лесу живут белочки, зайчики, бабочки, стрекозы, комары, птицы)

Воспитатель: Чьи голоса можно услышать в летнем лесу? (В летнем лесу щебечут птицы, стрекочут стрекозы, жужжат комары)

Обратить внимание детей на панно «Времена года», изображения располагаются на панно: заполнена первая  часть — «лето».

Предложить рассмотреть карту экологической тропы, обратить  внимание детей на условные обозначения остановок. Обговорить предстоящий маршрут:

 «Выйдем за ворота детского сада. Перейдем автомобильную дорогу по пешеходной дорожке, зайдем в парк».

Первая остановка - «Парк», вторая - «Цветочная клумба», третья - «Кустарники», четвертая - «Хвойная полянка». При этом отмечается местоположение «остановок» относительно пути следования: справа, слева, прямо и т.д.

2 часть — прогулка в парк  (познавательная)

Следовать по намеченному маршруту, проговаривая направления движения, на остановках, выполнять задания.

Проводится игровое упражнение «Расскажи, что слева, расскажи, что справа».

Воспитатель: Какого цвета осеннее небо? (Осеннее небо серое, солнце спрятано за облаками)

Воспитатель: Назовите деревья, которые вы видите. (Дети называют знакомые деревья, педагог может познакомить детей с новыми названиями)

Проводится подвижная игра «Беги к своему дереву» 

Цель — закрепление названий деревьев.

Воспитатель: Где цветы, которые вы видели летом? (Цветы завяли)

Воспитатель: Чем покрыта земля? (Земля покрыта опавшими листьями)

Воспитатель: Откуда они? (Листья опали с деревьев)

Воспитатель: Какие деревья сбросили листья? (Лиственные — осины, ивы и березы)

Подвижная игра «Ветер и листья»

Дети слушают слова, которые произносит воспитатель. Когда  воспитатель  произносит слово «ветер», дети начинают кружиться; при слове «листья» разбегаются в разные стороны, приседают.

Воспитатель: Какие деревья остались зелеными? (Зелеными остались хвойные деревья — сосны и ели)

Воспитатель: Под какими деревьями лежат шишки? (Шишки лежат под соснами)

Воспитатель:  А вы знаете, ребята, что под чешуйками что-то есть, но узнать  это можно, если взять шишки с собой в детский сад и рассмотреть  их более внимательно. (Сбор природного материала)

Воспитатель: Какого  цвета осенние листья? (Осенние листья желтые, красные, оранжевые, есть и зеленые)

Воспитатель: Какого цвета осенний лес? (Золотой)

Педагогическое сопровождение: Обращать внимание детей на красоту природы в парке, на яркость красок осенней листвы, отмечаем, что большинство листьев желтого цвета. Сообщать детям, что желтый — любимый цвет осени.

Воспитатель: Чем пахнет лес?

Дыхательные упражнения:

 «Птицы летят», «Сдуй листик», «Ворона», «Шарик».

Воспитатель: Правильно, лесной воздух пахнет грибами, ягодами,  опавшей листвой. Кого мы встретили в нашем парке? Почему не видно бабочек, стрекоз, птиц, белочек и т.д.?

Вспомнить летний пейзаж и сказать, какие изменения они заметили в осенней природе.

Дети вместе с воспитателем устанавливают последовательную цепочку взаимосвязанных явлений: солнце слабо греет — стало холоднее — листья желтеют — дует холодный ветер — с деревьев срывает желтые листья — деревья становятся голыми — насекомые прячутся от холода внутрь деревьев — птицам нечем питаться — они улетают в теплые края.

Воспитатель: Почему эти изменения произошли?

Воспитатель: Ребята, что можно взять из осеннего леса, чтобы показать другим детям и родителям о тех изменениях, которые произошли в природе с уходом лета и наступлением осени? (Дети собирают желтые и красные листья и сосновые шишки)

Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться в обратный путь. Посмотрите внимательно, мы чистую полянку оставили, или на ней появились бумажки и другой мусор.

Не надо мусорить в лесу!  
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу, 
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
 
(М. Крюков)

На обратном пути следовать согласно маршруту, проговаривая направления своего движения.

3 часть — заключительная (рефлексивная)

Проводится в группе.

Воспитатель: Ребята, не забудьте рассказать родителям о том, что вы увидели в осеннем парке.

Предлагаю изобразить все осенние признаки, составить портрет осеннего дерева, нарисовать осенний лес.

Дети укрепляют условные значки осенних признаков на маршрутной карте экологической тропы. На панно заполняется вторая часть — «осень». На плоскостном изображении лиственного дерева зеленые листья заменяются на желтые, часть листьев — опавшие. Рядом с летним пейзажем вывешиваем осенний пейзаж.

Загадки:

Летом вырастают,

А осенью опадают.

(Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки.  

 (Осенние листья.)

Разбежались по опушке,
       В белых платьицах подружки. (Березы.)

У меня длинней иголки, Чем у ёлки.

Очень прямо я расту В высоту. (Сосна)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

В этот гладкий коробок бронзового цвета
       Спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь.)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Исследовательская деятельность (проведена  на  образовательной деятельности по ознакомлению с природой).

Воспитатель: Ребята, вот вам первое задание: возьмите лупы и рассмотрите сосновые шишки, которые мы с вами принесли с прогулки.

Наблюдение 1: «Чудесные чешуйки». 

Рассматриваем с детьми собранные шишки, предложить  потрогать их, погладить,  понюхать. (Дети называют их цвет, форму, показывают чешуйки, отмечают их расположение на шишке, определяют внешние  признаки: шершавые, липкие, пахнут смолой).

Воспитатель: Ребята, вспомните, какие были шишки в лесу, как располагались их чешуйкиответы детей. Погладьте шишки и попробуйте объяснить, как они изменились и почему. (Чешуйки у шишки раскрылись в теплом помещении)

Наблюдение 2: «Что спряталось в чешуйках шишек?» 

Дети рассматривают шишки, заглядывают под чешуйки, обнаруживают семена. Обращаю  внимание детей на размер шишек, их форму, цвет, легкость, наличие пленки.

Воспитатель: Из каждого семечка может вырасти сосна, но для этого нужны хорошие условия: влажная земля (почва) и бережное отношение людей (на маленький росток нельзя наступать). Давайте, собирем семена в коробку, а весной посеем.

Задание (домашнее): «Кому в лесу нужны сосновые шишки?»

Воспитатель: Ребята, дома с родителями поговорите о том, кому в лесу нужны сосновые шишки. Нарисуйте животных, которым нужны шишки, составьте об этом рассказ и попросите родителей записать его на обратной стороне рисунка.

 

Дети вместе с педагогом благодарят синицу за то, что она передала им приглашение лесных жителей — растений. Говорят, что они догадались, почему он прилетел к ним в детский сад: в лесу становится холодно и голодно. Обещают приходить к ней в гости, кормить его и рассказывать обо всех изменениях, которые будут происходить в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа

Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....

Конспект экскурсии в группе раннего возраста

Экскурсия в медицинский кабинет....

Экскурсия (старшая группа)

10 февраля воспитанники старшей группы "Непоседы" посетили выставочный зал м-на "Северный". По словам детишек, они впервые посетили этот зал. Нас встретили очень приветливо и добродушно, и провели о...