Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Светлана Владимировна Джаджиева

Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_k_dedu_folkloru.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы

«Путешествие в царство Фольклора»

Цель: формирование представлений детей о фольклоре.

Задачи:

 - способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора;

-  закреплять  знания о жанрах и видах устного народного творчества;

- содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений;

- побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.

Дидактическое оснащение и оборудование: снежинка - 2, рисунок солнца, мольберт, снежинки, мяч, 2 конверта, пазлы с русскими народными сказками, бубен.

Ход занятия.

1. Организационная часть

- Дорогие ребята, подойдите все ко мне, посмотрите друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение.

2. Основная часть

- Ребятки, посмотрите, что я увидела окошке, придя в группу.

Пушистая снежинка

К нам в садик залетела.

На подоконник наш

Вдруг отдохнуть присела
         - Посмотрите, этот снежинка необычная. На нем что-то написано.  Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой волшебник заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло.  Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»

- Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки – Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.

Как на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

- Итак, сегодня нас будет ждать дедушке Фольклор. Нам необходимо освободить его царство от злых чар злого волшебника. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)

- Давайте это проверим. Как вы умеете дружить? А еще мы с вами знаем пословице о дружбе, назовите их. Кто помнит? («Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги» и другие).

- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.

- Ребята, на чем мы отправимся в путешествие? (ответы детей)

- Мы с вами отправляемся в волшебное царство, поэтому я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь! (дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре).

- Вот мы и прилетели в царство  дедушки Фольклора (показ слайдов «Страна Фольклора»)). Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) снежинки. На каждом из них загадка. Давайте разгадаем их.

1. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут (дождь)

2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)

3. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)

4. Летом бежит, а зимой стоит (река)

5. Сидит девица в темнице – коса на улице (морковь)

6. Летом греет, зимой холодит (солнце)

- Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте сами сочиним загадку про солнце  (дети выполняют задание).

- Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко (показ слайдов). Царство просыпается. Можно идти дальше.

- Следующая остановка «Скороговорки».  Кто знает, что такое скороговорки? Разомнем наши язычки! Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете? (ответы детей)

- «Гроза грозна, грозна гроза»

- «Осип охрип, а Архип осип».

- «Раз дрова, два дрова, три дрова»

- «У ежа ежата, у ужа ужата»

- «Течет речка, печет печка».

- Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Ребята, а я знаю  скороговорку про солнце - «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.

- Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка – «Пословицы и поговорки». Что такое пословицы и поговорки? Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч и говорить начало пословицы, а вы мне в ответ – концовку. Будьте внимательны.

1. Старый друг (лучше новых двух)

2. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Хорошо в гостях (а дома лучше)

4. Добрый конец (всему делу венец)

5. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)

6. Хлеб всему (голова

- Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки. А кто из вас знает пословицу про солнце? (ответы детей – «При солнышке тепло - при матери добро» и другие)

        - А еще мы знаем игру про солнышко. Встаем в круг.

Вот как солнышко встает, 

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол

Хорошо, хорошо, 

Хорошо, хорошо, 

Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши

А под солнышком нам

Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся

- Молодцы, ребята. Следующая остановка – «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим что там.

- Что это? Какие это сказки? Давайте их соберем.

- Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте (дети выполняют задание).

- Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка – русские народные игры. В старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку про солнце? (ответы детей - «1, 2, 3, 4, 5- надо солнышку вставать, 6, 7, 8, 9, 10- солнце спит на небе месяц, разбегайся кто куда, завтра новая игра»)

- Давайте вспомним правила игры (ответы детей)

(Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» и ударит в бубен, тот назначается водящим)

- Ребята, посмотрите, солнце светит ярко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство Фольклора.

3. Заключительная часть

- Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей) Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? (ответы детей) 

- А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

- Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам прилетел еще одна снежинка. Давайте посмотрим, что там. Это послание от дедушки Фольклора: «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь».

- Преодолевая все препятствия, мы вспомнили, что такое фольклор, а также жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда...

Конспект занятия в области речевого развития "Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина" для детей старшей группы.

Конспект занятия в области речевого развития "Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина" для детей старшей группы....

Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....

Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" для детей старшей компенсирующей группы

Цель: активизация  и расширение словаря по  теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию  с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы  «Путешествие по сказкам»....

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...