Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Миронова Дарья Александровна

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет)

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие

Цель: Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Миронова Дарья Александровна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Виды детской деятельности

Игровая.

Коммуникативная.

Музыкальная.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

4.

Форма организации

Образовательная деятельность

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

Путешествие в прошлое

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

-игровой сюрпризный момент – появление  куклы Катюши;

- просьба помочь решить проблему;

-использование художественного слова.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

-использование ИКТ, беседа, создание развивающей среды, художественное слово, создание проблемной ситуации, использование кейс-метода, обследование, анализ, выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей:

- индивидуальная работа детей  в процессе нетрадиционного рисования, создание композиции;

- физминутка, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.

5.Приемы оценки и самооценки:

-похвала, поощрение, самоанализ результатов своей деятельности.        

3.

Интеграция образовательных областей

Социально - коммуникативное:

-беседа о характере и поступках героев Великой Отечественной войны;

- дидактические игры;

- элементы театрализации;

Художественно-эстетическое:

 -рисование салюта нетрадиционной техникой рисования.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная группа (6-7 лет)

5.

Цель:

Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

6.

Задачи:

  • Образовательные:
  • - познакомить дошкольников с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
  • - сформировать у детей старшего дошкольного возраста чувство исторической сопричастности к своему народу;
  • - обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

 Развивающие: 

- развивать представление о разных родах войск;

- закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества;

- развивать речь, поддерживать инициативу детей.

  • Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине

7.

Планируемые результаты:

- ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники;

- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Центр познавательной активности:

- мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук, диск с записями музыки, видеофильма, презентаций).

Центр продуктивной деятельности:

- мольберт, альбомные листы, краски, трубочки для выдувания, салфетки, кисточки.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседы о Родине, заучивание стихов, пословиц, рассказов о героях-защитниках Родины в годы  ВОВ, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций о ВОВ, слушание музыкальных композиций, посвященных ВОВ.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

30 мин.

№ п/п

Структурные компоненты занятия

Содержание

Длительность

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Ход совместной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Дарья Александровна, я воспитатель, но воспитатель не простой, сегодня я воспитатель – солдат.( стоят полу кругом)

Послушаем голос Левитана.

(Звучит голос Левитана)
Воспитатель: Такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась великая отечественная война. Но люди не испугались, поднялись и пошли  навстречу темным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества.
Воспитатель:Ребята кого можно назвать защитникам отечества?

Дети:(солдат, матросов, лётчиков, пограничников)

Воспитатель: Да, все, те, кто защищал свою Родину от врагов.
Воспитатель: Ребята, наш народ всегда помнит о своих защитниках страны. Слагает  о них песни, стихи, возводит памятники, хранит материал о защитниках отечества в музеях. Садимся

(Раздаётся стук в дверь.Воспитатель открывает дверь и вносит куклу в солдатской одежде).
Кукла Катюша: Здравствуйте, ребята, я Катюша, солдат из прошлого. Я пришла к вам из  штаба Великой Отечественной Войны. Я несла вам в детский сад секретный пакет, но потеряла его. В этом пакете было важное сообщение для вас ребята. Не могли бы вы мне помочь найти пакет?
Воспитатель: Как хорошо, что ты пришла к нам с ребятами. Ребята, что будем делать?  

Дети:Поможем кукле Катюше найти секретный пакет.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Катюше?

Дети: Мы отправимся в путешествие.

Воспитатель:   Да, ребята, для этого мы  с вами отправимся в путешествие, в прошлое, в 1941 год – начало войны. Вы готовы?

Дети: Да.

2 мин.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Тогда я предлагаю  полететь на нашем корабле: встанем в круг, возьмемся за руки.

(Идут по кругу)

Вместе говарим.

Дети: Раз, два, три наш корабль полети!

Воспитатель: Ребята, закроем глаза, присядем и встанем.

(Дети выполняют движения под музыку)

Воспитатель: Открывайте глаза.

(В это время на экране появляется фото Брестской крепости).

1 мин.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Посмотрите ребята, мы попали с вами  в прошлое, пройдемся по некоторым городам-героям и, возможно, найдем секретный пакет, который потеряла кукла Катюша.

Воспитатель:

 Посмотрите ребята мы находимся у Брестской крепости. Но  чтобы солдаты нас не заметили нам надо надеть форму, давайте наденем военные пилотки.

(Дети надевают пилотки солдат- пограничников)

2 мин.

II.

Основная часть:

Актуализация опорных знаний. Способов, действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной деятельности детей

18 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: Герои пограничники первые встретили врага. 22 июня 1941 года на рассвете здесь разорвались первые немецкие снаряды и бомбы. ( садятся)

Сейчас мы с вами просмотрим видео фрагмент «Брестской крепости»

(Просмотр видеофильма «Брестская крепость»)

Воспитатель: Ребята, кто сражался за Брестскую крепость?

Дети: (Солдаты-пограничники)

Воспитатель: Что вы можете сказать о них. Какие они?

Дети:(Смелые, мужественные, отважные).

Воспитатель: Ребята, мы побывали у Брестской крепости. А пакет не нашли, может быть Катюша потеряла его в городе Севастополе? Давайте полетим туда. Садимся в наш корабль: встанем в круг, возьмемся за руки.

(Идут по кругу)

Дети: Раз, два, три наш корабль полети!

Воспитатель: Закроем глаза, присядем и встанем. Открывайте глаза. 

(В это время на экране появляется фото с изображением города  Севастополя).
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы попали в город Севастополь. Давайте наденем бескозырки.

(Дети надевают бескозырки)

Для севастопольцев война началась 22 июня 1941 года, когда вражеская авиация сбросила на город первые бомбы. Севастополь отважно защищали моряки Черноморского флота и жители города. Героическая защита Севастополя, продолжалась 8 месяцев

9 мая 1944 г. Севастополь -был освобожден. За выдающиеся заслуги перед Родиной 1 мая 1945г. Севастополю присвоено звание города – героя.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я попрошу вас подойти к столам, чтобы выполнить задания с кейсами. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды по 4 человека.

(Дети делятся на две подгруппы)

Воспитатель: Ребята, откройте кейсы, посмотрите, что в них?

(Дети открывают кейсы)

Воспитатель: Что находится в вашем кейсе?

Дети: Картины с изображением военной техники.

Воспитатель: Какая военная техника изображена на картинках?

Дети: Самолет, вертолет, танк, корабль, подводная лодка, фрегат, крейсер.

Воспитатель: Ребята, положите в кармашек только те картинки,изображениях которых относятся к морякам.

Воспитатель: Что лежит в вашем конверте?

Дети: Картины с изображением разных военных профессий.

Воспитатель:Люди каких военных профессий изображены на картинках?

Дети: Летчик, пограничник, танкист, капитан, матрос, радист, штурман, боцман, кок, подводник.

Воспитатель: Ребята, положите в кармашек  картинки  с изображением людей, которые служат на корабле.

(Дети 2 команды выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями.

Воспитатель: Ребята, мы путешествуем уже долго, но пакета не нашли, что нам делать?

Дети: Искать дальше.

Воспитатель: Ой, а вот какая-то записка, здесь что-то написано. Давайте прочитаем.

Он поднимает в небеса,
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну!

Воспитатель: Ребята, о ком говорится в этой загадке?

Дети: В этой загадке говорится о летчике.

Воспитатель: В годы Великой Отечественной Войны  лётчики героически защищали нашу Родину от врага. Они защищали небо  и не давали фашистской авиации бомбить наши города и сёла. Сегодня я расскажу о некоторых героях – летчиках Великой Отечественной Войны, которые навечно вписали свое имя в этот героический список.

(Демонстрируется презентация о героях-летчиках)

Никола́йФра́нцевичГасте́лло (23.05 1907)

Лётчик герой , который совершил огненный таран- направил горящую машину , т.е самолёт в механилированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

Маресьев Алексей Петрович (07.05.1916 – 18.05.2001) тоже

Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик, Герой Советского Союза.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага. 5 апреля 1942 года самолет Маресьева был сбит. 18 суток пробирался летчик к своим. В результате врачи были вынуждены ампутировать обе отмороженные ноги летчика.

Маресьев продолжил летать и героически защищать Родину. спас жизнь двум советским летчикам и сбил сразу 2 вражеских истребителя. 

Покрышкин Александр Иванович (06.03.1913 – 13.11.1985)

Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза. В Советском Союзе официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе.

Воспитатель:Одним из героев-лётчиков, который сражался за освобождение Родины, был наш земляк, герой Советского Союза

лейтенант Александр Дятлов, уроженец села Васильевка, что под Бугурусланом. Когда началась Великая Отечественная война, Когда началась ВОВ Он и его товарищи летали бомбить железнодорожные станции и мосты, переправы на реке Днепре.Шесть боевых орденов и более десятка полученных им медалей — награды за мужество..

.

Воспитатель: Ребята, а здесь секретный пакетик.  Давайте вернемся в детский сад и отдадим его Катюше.  Встанем в круг, возьмемся за руки.

(Идут по кругу)

Дети: Раз, два, три наш корабль полети!

Воспитатель:Открывайте глаза, мы в нашем детском саду.

Воспитатель: Ребята садитесь на свои места. Вот Катюша, мы вернулись, нашли твой пакет из штаба и узнали много нового.

Кукла Катюша: Спасибо вам ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Военный вопрос». Я буду вам задавать вопросы, а вы хором отвечайте на них.
1. То, на чём служат моряки. 
(корабль)
2. То, что защищают все солдаты. 
(Родина)
3. Что у солдата на ногах? (сапоги)
4. Один в поле не… 
(воин)
5. Какое животное иногда тоже служит? 
(собака)
6. Куда идут служить все ребята, когда вырастут? 
(армия)
7. Больница для раненных солдат. 
(госпиталь)
8. Техника для охраны воздушной границы. 
(самолет)
9. Средство передвижения на гусеницах. 
(танк)
Кукла Катюша: Молодцы, ребята, а сейчас я прочту вам что написано в секретном пакете.«Дорогие ребята из детского сада, очень важно знать события ВОВ, важно помнить, о тех великих годах, а главное, надо помнить, о ветеранах ВОВ. Им, просто необходимо ваше внимание. Пришлите, им, пожалуйста, поздравительные открытки. Подпись ШТАБ».

Воспитатель: Ребята, помните в самом начале занятия, мы говорили о памяти, о начале войны? Да, мы, помним, о тех, кого уже нет, а еще мы должны помнить, о тех ветеранах, которые вернулись с войны живыми и кто жив по сей день. Я предлагаю вам сделать поздравительные открытки ветеранам, но это не простое открытки, это салют в честь победы наших воинов. В этот день, 9 мая, проходит парад Победы во всех городах России. В Москве, по Красной площади идут, чеканя шаг солдаты, движется военная техника. И молодые и пожилые люди возлагают цветы к могиле Неизвестного Солдата. Чествуют и поздравляют ветеранов этой Великой победы. Завершается этот праздник красивым салютом.

Воспитатель:

- Кто из вас видел салют? Какой он?

Дети:Красивый, яркий, разноцветный похожий на искры.

(Демонстрируются  фотографии и рисунки праздничного салюта)

Продуктивная деятельность.

 Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю нарисовать праздничный салют, но не простой, а волшебный. Мы будем рисовать его в технике выдувания.Посмотрите, как я рисую салют:Я беру трубочку опускаю ее баночку с краской, затем выдуваю краску из трубочки на листок бумаги и помогаю краске растечься во все стороны, дуя на нее. Промываю трубочку в воде и таким же способом делаю следующий салют. Таким способом заполняем весь лист.

При работе мы ни в коем случае не пьем через трубочки, только дуем в нее. Каждый использует свою трубочку. Не размахиваем ей по сторонам, так как краска может испачкать детей, столы и пол, или поранить товарища.

Приготовимся и разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Вокруг все было тихо (Встать прямо, руки опустив)

И вдруг – салют! Салют! (Руки вверх)

Ракеты в небе вспыхнули (Раскрыть пальчики веером)

И там, и тут! (Помахать руками над головой с раскрытыми пальчиками)

Над площадью, над крышами (Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками)

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой! (Поднять руки вверх)

Проходите на свои места, приступаем к работе.

(Звучит музыка, дети рисуют салют).

Воспитатель: Молодцы ребята! У вас получились очень красивые поздравительные открытки. Вы очень хорошо справились с заданием.Теперь эти открытки мы соберем и отдадим нашей кукле Катюше, она отнесет их ветеранам нашего города.

(Собирают открытки, кладут кукле в сумку, кукла прощается и уходит).

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов ОД

2 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Мне очень понравилась наше путешествие в прошлое, вы хорошо потрудились, все вы находчивые, сообразительные и смекалистые.

Воспитатель:Кому мы сегодня помогали? Какие трудности вы испытывали, а что было легко? Кому вы об этом расскажите?

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный центр

Выставка книг «Все о войне»

4.2

Центр творчества

Альбом «Мой дедушка –герой войны»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ "«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомство детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"...

Конспект образовательной деятельности "О хлебе из далёкого прошлого"

Закреплять знания детей об обрядах и традициях русского народа"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в прошлое"

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет)Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеЦель: Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотич...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Воспитатель Анисимова Н.Н «Путешествие в прошлое книги».

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятель­нос...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. “ Путешествие в прошлое Донского края”

Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества...