Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Линченко Виктория Рамазановна

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.

Задачи:

знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном);

содействовать созданию эмоционального отклика на хорошо знакомые и любимые сказки;

продолжать учить внимательно слушать и отгадывать загадки;

учить выполнять различные движения в соответствии с проговариваемым текстом;

учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу;

познакомить детей с русским народным костюмом, дать знания об особенностях национального костюма; активно расширять словарь детей («красна девица», «добрый молодец», портки, сарафан, кокошник, рубаха, картуз);

способствовать развитию познавательного интереса к книге «Лэпбук» и ее содержимому;

закреплять знание и умение рассказывать потешки по мнемотаблицам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект к открытому занятию по познавательному развитию детей средней группы с использованием лэпбука

«Приобщение детей к русской народной культуре»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.

Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика на хорошо знакомые и любимые сказки;

продолжать учить внимательно слушать и отгадывать загадки;

учить выполнять различные движения в соответствии с проговариваемым текстом;

учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу;

познакомить детей с русским народным костюмом, дать знания об особенностях национального костюма; активно расширять словарь детей («красна девица», «добрый молодец», портки, сарафан, кокошник, рубаха, картуз);

способствовать развитию познавательного интереса к книге «Лэпбук» и ее содержимому;

закреплять знание и умение рассказывать потешки по мнемотаблицам;

Материалы и  оборудование: книга «Лэпбук» с конвертами, карточки с загадками, пальчиковой игрой – разминкой «Теремок», иллюстрации лисы и волка в русских народных костюмах, мнемотаблицы к потешкам, телевизор или ноутбук, дидактическая игра «Одень куклу в русский народный костюм», театральные герои би-ба-бо сказки «Теремок», заламинированные теремок и герои сказки для лэпбука.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», заучивание потешек по мнемотаблицам, русские народные хороводные игры, рассматривание иллюстраций русского народного костюма.  

Ход занятия

Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.

На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». Девочки  поздоровайтесь с поклоном, как в старину, с  мальчиками: «Здравствуйте, добрые молодцы!» А «красны» девицы, потому, что слово «красная» означало красивая девушка в нарядной одежде. Мальчики давайте поприветствуем девочек поклоном: «Здравствуйте, красны девицы!»

А еще на Руси очень любили сказки, потешки. И я к вам пришла не с пустыми руками, а со сказочной книгой. Вот посмотрите, в ней много разных конвертов. Давайте откроем один конверт и посмотрим, что в нем.

Ребята, здесь загадки! Достаю по одной загадке из кармашка

1. Под полом таится, кошки боится. Кто это? (мышка) достает героя и садит на стол

2. Кто у речек и болот песни звонкие поёт?

В песнях тех одни слова: ква-ква-ква да ква-ква-ква. (лягушка) достает героя и садит на стол

3. Прыг – скок, прыг – скок,

     Длинноушка – белый бок(Заяц) достает героя и садит на стол

4. Хитрая плутовка, рыжая головка.

    Хвост пушистый – краса! А зовут её. (лиса) достает героя и садит на стол

5. Кто зимой холодной бродит серый, злой, голодный? (волк) достает героя и садит на стол

6. Зверь лохматый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу. (медведь) достает героя и садит на стол

Воспитатель: Ребята, звери забыли свою сказку они пришли и просят вас помочь вспомнить из какой сказки они пришли?

Дети: Теремок воспитатель достает домик-теремок.

Воспитатель: Ай да, умнички, сразу догадались! Давайте еще заглянем в нашу книгу. А для вас здесь игра. Достает карточку с пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика – разминка «Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок.

 (Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)
Он не низок не высок, не высок.

 (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок

(Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог? 

(Поднимают плечи вверх, опускают.)
Слева зайка, справа мышка,

 (Повороты влево, вправо.)
Отодвиньте-ка задвижку.

 (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).
А лягушка, и медведь

 (Повороты влево, вправо.)
Хотят терем отпереть . 

(Сильно сжимают пальцы.) 
А лисичка и волчок открывают теремок!

(Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному

и разводят руки в стороны).

Посмотрите ребята, в русских народных сказках звери одеты в русский костюм. Какая  лисичка нарядная! У лисы надета рубаха, расшитая красивой вышивкой. Красны девицы старались, рукодельничали. Поверх рубахи надет сарафан, также расшитый узором. А на голову девушки надевали платок или кокошник. (рассказ сопровождается показом одежды лисы)

А медведь то какой нарядный! Он тоже одет в русскую народную одежду? Основой мужского костюма тоже была рубаха. И называется она косоворотка, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Давайте скажем все вместе – КОСОВОРОТКА. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. ДАВАЙТЕ СКАЖЕМ ВМЕСТЕ – ПОРТКИ.

-А к нам еще гости пришли. Обращаю внимание на экран телевизора. Красна девица и добрый молодец. Какие они нарядные, да какие расписные узоры на их одеждах. А давайте с ними поиграем в игру «Ходит Ваня»

Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:

Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочкапосреди лужочка.

«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка».

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка!

По окончанию песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей.

Куда же делась наша сказочная книга!? Вот она!

Беру в  руки книгу. Давайте ребята поможем одеть доброго молодца Ивана и красну девицу Алёнушку в русскую одежду. Достаю кукол и одежду из лэпбука.

-оденем красну девицу. Как называется одежда девушки?

Дети: рубаха, сарафан, кокошник.

- теперь оденем доброго молодца. Как называется мужская одежда?

Дети: рубаха – косоворотка, пояс, штаны – портки, сапоги.

Воспитатель: головной убор в виде фуражки называется – картуз. Давайте скажем все вместе – КАРТУЗ.

Вот мы и одели доброго молодца и красну девицу. Они будут в нашей сказочной книге. И стали они жить – поживать, да добра наживать.

Воспитатель: Ой, мы совсем забыли про наших героев сказки, они заскучали.

Возвращаемся  к героям.  Давайте расскажем им потешки. Вывешиваю мнемотаблицы к потешкам.

Берет зайца и надевает на руку.

Прыгнул зайчик на лужок.

На лужке лежит снежок.

Был зайчишка сереньким,

Стал теперь он беленьким.

Прятаться легко в лесу, не боится он лису.

Шубка белая его

Спрячет зайца самого.

Берет лису и надевает на руку.

Идет лисичка по мосту,

Несет вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

-Печь топить.

-Зачем ей печь?

- Обед варить.

Зачем обед?

-Гостей кормить.

Воспитатель: Что ж ребята, нашим героям пора возвращаться в сказку. А из какой они сказки? - «Теремок»

Но они не прощаются, они остаются в нашей сказочной книге. Вы всегда можете взять эту книгу, поиграть с героями сказки, одеть кукол в русский народный костюм. Попрощаемся с героями, скажем им: «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"

Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»

Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе

laquo;Путешествие в зимний лес в гости к зайчику и медведю»...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей»....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе Тема «Поможем лесным зверям».

Расширить у детей представление о диких животных, их образе жизни, формировать интерес к жизни животных....