Конспект занятия по экологии в старшей группе «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тимофеева Елена Георгиевна

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Воздух и его свойства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia_po_ekologii_svoystva_vozdukha.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:


Цель: 

  • Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
  • обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без запаха, без цвета, без вкуса.

Развивающие:

  • развивать интерес к исследовательской деятельности;
  • развивать мышление и воображение;
  • устанавливать простейшие связи; делать выводы;
  • учить устанавливать закономерности на основе выявленных свойств.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Методические приемы:

  • игровые;
  • наглядные с использованием демонстрационного материала (ИКТ);
  • словесный (указания, вопросы, напоминания).

Оборудование:

  • проектор
  • ноутбук.

Раздаточные материалы:

  • стаканы с водой
  • полиэтиленовый пакет
  • кусочек мела
  • соломинки.

Демонстрационный материалы:

  • коробка
  • воздушные шары.

                                                      Ход занятия.

Воспитатель вносит в группу коробочку

В. Ребята, сегодня, придя в детский сад ,у двери я обнаружила вот эту коробочку.

В. Сейчас посмотрим, что же здесь.

В. Она пуста! Что бы это могло значить?

Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даёт загадку-подсказку:

                         

  Через нос проходит в грудь

  И обратный держит путь

        Он невидимый, но всё же

        Без него мы жить не сможем

        Он нам нужен, чтоб дышать

        Чтобы шарик надувать

        С нами рядом каждый час

        Но не видим он для нас (воздух)

                             (Слайд 1,2)

В. Воздух окружает нашу планету образуя воздушною оболочку – Атмосферу. Атмосферу называют голубой рубашкой планеты. Воздух сохраняет тепло поэтому он спасает нашу планету от перегревания и переохлаждения. Атмосфера как «боевая кольчуга» защищает нашу планету от падающих космических камней – метеоритов. Атмосфера тормозит их падение. Метеориты разогреваются и сгорают, не успев упасть на поверхность земли.

В.А как вы думаете без воздуха мы сможем выжить?

В.  Давайте проведём опыт.

Опыт №1 Можно ли прожить без воздуха (Слайд 3)

Содержание: зажмите нос пальчиками. Сколько мы можем не дышать?

(несколько мгновений)

Вывод: без еды человек проживёт около месяца, без воды не более трёх дней, а без воздуха – только несколько мгновений.О жизненно важном всегда говорят «Необходим как воздух»

В. Ребята, а как вы думаете кому нужен воздух?

В. Да вы правы. Воздух необходим человеку, животным, растениям – все дышат воздухом. Спускаясь в глубины морей, или улетая в космос, человек берёт с собой баллоны с воздухом, и он помогает им дышать далеко от земли.

В. Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Давайте с вами попробуем понять, что такое воздух и узнаем каковы его свойства.

Опыт №2. Определение цвета воздуха (Слайд 4)

В. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

В. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

В. Это значит ,что воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Вывод: воздух прозрачный

В. Ребята, а как вы думаете. Имеет ли воздух запах? А вот сейчас и определим кто прав, а кто ошибается.

Опыт №3. Определяем запах воздуха (Слайд 5)

Содержание: открываем баночку с чесноком и даём понюхать детям.

В. Что это? Чем пахнет?

В.  Да вы правы пахнет чесноком. (тоже повторяем с апельсином)

В. Как вы думаете имеет ли воздух запах?

Вывод: Воздух не имеет своего запаха. Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагала понюхать. Таким образом, воздух приобретает запах того вещества, которым пахнет в комнате. (Слайд 6.)

Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали,

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.

Всем друзьям мы улыбнулись,

наклонились, раз и два, чтобы не болела голова.

И закончили зарядку тихо, тихо сев за парту.

Опыт №4. Образование пузырей в воде

В. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

Д. Выходят пузырьки.

В. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Ответы

Вывод: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

(Слайд 7)

Опыт №5. Создаем ветер

В. ребята, а теперь давайте с вами вдохнем воздух и попробуем этим воздухом надуть шарики, которые лежат перед вами.

Надули, а теперь попробуем выпустить воздух из шарика себе на лицо.

Что мы чувствуем?

Ответы

В. Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

Д. Можно подуть себе на руку.

Опять дует ветерок

В.А что такое ветер?

Ответы

Вывод. Ветер-это движение воздуха (Слайд 8)

Из исследования воздуха мы пришли к выводу:(Слайд 9)

-воздух невидимый;

-бесцветный;

-безвкусный;

-без запаха;

-он есть везде;

-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

В. Без воздуха ничто живое не может жить.

В.Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

В. Что же приводит к загрязнению воздуха?

В. Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?

Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;

Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;

Не бросать мусор;

Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти. (Слайд 10)

На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.

В: Ребята, а чем вы любите рисовать? Да мы с вами рисуем карандашами,   красками, фломастерами, мелками. Я вам предлагаю сегодня порисовать  кляксой при помощи воздуха.

(дети рисуют кляксой с помощью трубочки).

Итог занятия.

В. Ребята, что вам понравилось? О чем мы говорили? Что мы узнали нового о воздухе? А какой опыт для вас был самым интересным? Возможна ли жизнь на земле без воздуха?

(Ответы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по экологии в средней группе "Воздух и его свойства"

Задачи: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха); способствовать фор...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Закрепление  представления детей о роли воздуха через        опыты.Закрепление  представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (не виден, необходим для дыхания, не имеет определенной фо...

конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Знакомство детей со свойствами воздуха через опыты....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Создавать условия для  представлениядетьми о роли воздуха через опытыЗадачи:1. Способствовать формированию представлений детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, не...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.Форма организации: групповая, индивидуальная.Цель: создать  условия для проявления познавательной активности ребёнка п...