Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в древний мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Красильникова Светлана Сергеевна

Занятие предназначено для детей подготовительной группы по познавательному развитию.  Мероприятие проходит в форме путешествия по реке времени. Дети попадают в древний мир, знакомятся с жизнью первобытных людей.  С детьми проводятся игры на закрепление полученных знаний.  Знакомим воспитанников с наскальной живописью, затем они самостоятельно создают наскальные рисунки.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_drevniy_mir_podgotovitelnaya_gruppa.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в древний мир"

Образовательная область:  познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид  деятельности:  НОД  познавательное  развитие

Цель:         

Познакомить детей  с жизнью первобытного человека

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Дать детям первоначальные представления о внешнем виде,  быте и занятиях древних людей.

Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, шкура, первобытный, наскальный, хижина, острога.

Развивающие задачи:

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности

- развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память, сообразительность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательный интерес к истории, любознательность,  уважение к предкам.

Предварительная работа:

Беседы «Кто такой первобытный человек»

Рассматривание иллюстраций о древнем мире.

Путешествие по реке времени  

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «Древний человек»

 Дидактическое пособие  "Река времени"

Звездочки для рефлексии  синие  и  желтые

Картонные рыбки и остроги  из шпажек

Амулеты по количеству детей

Жилетки меховые

Уголь, мел, ширма-скала

                        Ход занятия:

Дети заходят в зал и приветствуют гостей.

Коммуникативная игра: "Приветствие"

Воспитатель: Дети, как можно назвать время, в котором мы с вами живем?

Дети: Настоящее

Воспитатель: А как будет называться время о прошлых событиях?

Дети: Прошлое

Воспитатель: Дети, а возможно человеку вернуться в прошлое?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.

Воспитатель: Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Можем посмотреть фильмы, фотографии, картины о прошлой жизни.  Недавно мы с вами уже путешествовали в прошлое по нашей реке времени, кто помнит куда мы попали?

Дети: В старину

Воспитатель: Что интересного вы узнали о жизни людей в старину?

Ответы детей:

 Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по  волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас ждут удивительные приключения. Вы хотите  увидеть своими глазами, как жили люди в древности?

  Дети: Да, хотим!

   Воспитатель:  Мы с вами отправляемся  в путешествие в древний мир  по реке времени.  Присаживайтесь на стульчики и закрывайте глаза.

(Звучит таинственная музыка)

(слайд древние люди)

 На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появились первые люди.  Откуда же они появились? Произошли  от обезьяны, прилетели из космоса – мы не знаем, но всё-таки  они появились. И были они  вот такие, наши далекие предки  - первобытные люди.(показываю картинки с изображением первобытных людей). Они были  сильные и ловкие, но разговаривали древние люди мало и медленно.

Чем  похож и чем отличается древний человек от нас?

(Ответы детей)

Воспитатель: А где  жили древние люди?

Дети: В пещерах.

(слайд с изображением хижины и пещеры)

Воспитатель: Ни деревянных ни каменных домов люди еще не умели строить, поэтому они жили в пещерах или хижинах, которые делали из огромных костей животных и укрывали шкурами. Спали люди на земле, на теплых шкурах, без кровати и подушек. Чтобы умыться им надо было идти к ручью.

Воспитатель: Посмотрите, во что был одет древний человек?

(слайд первобытный человек)

Дети: в шкуру зверей.

Воспитатель: Да, тогда не было одежды из привычной нам ткани, -ткать еще не умели, приходилось использовать шкуры животных, выделанных своими руками, они служили для защиты от холода.

Воспитатель: Что ещё нужно  человеку, чтобы выжить?

Дети: Еда, вода.

Воспитатель: Да  людям  нужна  еда, вода. Попить он мог из … (ручья, реки, озера). А что же ели древние люди?

Дети: Ягоды, яйца птиц, мясо, коренья.

(слайды с изображением собирательства и охоты древних людей)

Воспитатель: Первобытные люди собирали ягоды, дикие плоды, птичьи яйца, ловили рыбу, ели мясо животных. Чтобы достать еду им приходилось  ловить рыбу и охотиться.

С помощью чего первобытные люди охотились и ловили рыбу?

Дети:

У них были луки,  остроги, стрелы, копья.  Изготавливали  орудия труда из  камней и палок, а также из костей животных.

(Слайд с изображением орудий труда)

Воспитатель: Охотились первобытные люди на диких  быков, носорогов, мамонтов.

Воспитатель: А вы знаете кто такие мамонты?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Мамонты очень похожи на слонов - у них такой же хобот и длинные бивни, но в отличие от слонов их тело было покрыто длинной густой коричневой шерстью, мамонты жили на Земле очень давно, а потом вымерли. Чтобы поймать таких огромных животных  древнему человеку приходилось охотиться всем вместе. Они выкапывали в земле огромную яму, закрывали сверху ветками, чтобы её не было заметно, а потом гнали этих  животных к этому месту и те попадали в яму ловушку.

(слайды с изображением огня)

 Первобытные люди сделали очень важное открытие — они научились использовать огонь, готовить на нем еду. Сначала люди очень боялись огня — они не умели его добывать и видели его, только когда молния попадала в дерево, поджигала его и начинался большой пожар. Постепенно люди стали замечать, что огонь дает тепло, отпугивает диких зверей, что коренья или мясо, которые побывали в огне, намного мягче сырых. И они решили использовать огонь — после лесного пожара они собирали еще горячие угли, приносили в свои жилища и хранили их в специальном углублении в земле — делали очаг

и  тщательно оберегали его от ветра и воды?

Как вы думаете зачем они его берегли?

Дети. Потому что зажигать огонь сами они еще не умели.

Воспитатель. Как же человек научился самостоятельно добывать огонь?

Дети. Огонь стали получать в результате трения дерева о дерево.

Воспитатель. Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче ли стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему?

Дети. Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее,  мягче чем сырая.

Давайте мы это сейчас проверим.

Пробуем  вареную и сырую морковь. Делаем вывод, что варенная морковка          легче, мягче жуется

Физминутка

Камнем о камень постучим, и огонь добыть хотим!

Палочку в руках потрем и получим мы огонь!

Разгорается огонь, ты смотри его не тронь!

Выше, выше наш огонь ты смотри его не тронь

Воспитатель:

  Первобытные люди не только научились добывать огонь. Они  научились рисовать.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)  Поэтому  рисунок называют «наскальным».

(слайды с изображением наскальных рисунков)

Посмотрите, какие удивительные эти наскальные рисунки древнего человека, которого ни кто не учил рисовать.  Человек в древние времена сам учился, смотрел вокруг, запоминал и рисовал по памяти.

Воспитатель:

Вот так жили наши предки. Им предстоял долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми, как мы.

 Дети вы  бы хотели  на некоторое время стать  древними людьми?

Дети: Да

Воспитатель: Для начала давайте оденем на себя шкуры животных.

(дети и воспитатель одевают жилетки)

Воспитатель: Первобытные люди  мало разговаривали. Очень часто, они общались жестами. Попробуем и мы с вами с помощью жестов, бес слов передать друг другу  информацию.

Игра "Передай сообщение"

Один ребенок показывает жестами, остальные угадывают  то, что, он хотел сообщить.

Пример: Я хочу есть, я устал хочу спать, я видел большого мамонта, пора идти на охоту.

Воспитатель:

А сейчас мы с вами будем ловить рыбу, как первобытные  люди.

Игра "Ловля рыбы"

Воспитатель:  Дети , давайте отправимся на охоту на мамонта.

Игра: "Охота на мамонта"

Воспитатель: Посмотрите,  у костра лежат угольки ,мел, которым рисовали первобытные люди.  

Воспитатель: Попробуйте теперь сами создать наскальные картины. Что изображали  в своих рисунках первобытные люди?

 Дети: Как они охотятся, собирают ягоды в лесу.

Дети   выбирают  себе напарника, договариваются, что будут рисовать и рисуют  наскальные картины.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. (снимайте шкуры животных) Река времени вернет нас обратно. Закройте глаза (звучит таинственная музыка).

Воспитатель: Вот мы с вами  вернулись в настоящее. Понравилось вам путешествие в далекое прошлое? Что вы узнали нового? Что было самым интересным? (высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, река времени принесла нам подарки – амулеты, которые в древние времена носили самые ловкие, сильные люди. Глядя на эти амулеты, вы будете вспоминать это путешествие (вручаются амулеты). А сейчас выберете звездочку, которая соответствует тому настроению, которое было у вас во время нашего путешествия: желтая звездочка – настроение веселое, было интересно, синяя  звездочка – настроение грустное, было неинтересно. (Дети подходят к столу и выбирают звезды).

Воспитатель: Судя по количеству желтых звезд у вас хорошее настроение.

Ритуал окончания деятельности: игра «Встретимся опять»

(Дети становятся в плотный круг лицом, протягивают левую руку вперед «от сердца, от души», образуя пирамиду из ладошек и говорят «Раз, два, четыре, пять – встретимся опять»).

Воспитатель благодарит детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

Конспект итоговой ООД (речевое развитие + познавательное развитие) в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Цель:  Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (познавательное развитие). Средняя группа. Тема: «Город древний - вечно молодой».

Программные задачи: Создать условия для развития у детей патриотических чувств. Формировать у детей первоначальное представление об истории родного города, его достопримечательностях. Познако...

CПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК 23 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» (для подготовительной группы)

Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыжках, в метании, в играх, развивают двигательные качества и ...