Проект "Мобильная лаборатория"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Сорокина Людмила Алексеевна

Одной из современных тенденций цивилизованного   развития  общества является воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды в системе «Человек-Общество-Природа». Создание в ДОУ Мобильной экологической лаборатории – инновационного элемента,  соответствующего требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  даст возможность организовывать исследовательскую деятельность    детей как в специально оборудованном помещении, так и на  улице: на игровой метеостанции, на экологической тропе, при проведении  экскурсий, прогулок-походов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mobilngaya_laboratoriya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Мобильная лаборатория «Эколят-Дошколят»

Организация экспериментально-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

Сорокина Л.А.,

старший воспитатель

Медвежьегорск

2021 г.

  1. Пояснительная записка

Одной из современных тенденций цивилизованного   развития                  общества является воспитание у подрастающего поколения чувства                   ответственности за состояние окружающей среды в системе «Человек-Общество-Природа».

Дошкольное  образовательное учреждение, являясь социальным                 институтом и выполняя свои образовательные функции, должно                      обеспечивать формирование экологически развитой личности ребенка             дошкольного возраста.

Современная система дошкольного образования России развивается как вариативная. Вариативность достигается за счет многообразия               образовательных программ и педагогических технологий, методик             воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в детском саду.           С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из основных направлений развития                 ребёнка является познавательное развитие.

Детский сад принимает участие  в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-Дошколята», направленном на формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия.  В рамках реализации данного проекта творческой группой педагогов на территории ДОУ создана «Экологическая тропа», в детском саду функционирует «Зимний сад». Это дает детям возможность освоить навыки ухода за растениями, наблюдать за их ростом, развитием.

Однако – оснащение «Зимнего сада» и «Экологической тропы»                      не позволяет в полной мере осуществлять                                                               познавательно-исследовательскую деятельность с дошкольниками                         в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требуется наличие  развивающей предметно-пространственной среды. Исходя из этого,  возникла необходимость создания Мобильной экологической лаборатории – инновационного элемента,  соответствующего требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к организации  развивающей предметно-пространственной   среды в  детском саду. Мобильная лаборатория  даст возможность организовывать исследовательскую деятельность    детей как в специально оборудованном помещении, так и на  улице:                       на игровой метеостанции, на экологической тропе, при проведении                  экскурсий, прогулок-походов.

  1. Паспорт проекта

Мобильная лаборатория «Эколят-Дошколят»

Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Нормативно-

правовые

документы

- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

- Указ Президента РФ N236 от 4.02.1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

- Федеральный закон об охране окружающей среды           N 7-ФЗ от 10.01.2002 г.

- Положение о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

-Устав ДОУ

Разработчик

проекта

Сорокина Людмила Алексеевна, старший воспитатель

Участники

проекта

- Педагогический коллектив детского сада.

- Дети старшего дошкольного возраста.

- Родители (законные представители) воспитанников.

Основные

цели 

проекта

- Сформировать позитивный опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленный на становление базиса экологической личностной культуры дошкольников.

- Создать инновационную развивающую предметно-пространственную среду для организации и проведения  экспериментально-исследовательской деятельности, направленную на формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

-  Развить у детей устойчивые познавательные интересы,  мотивы, потребностей к изучению природных объектов и явлений.

- Развить у детей диалектическое мышление, т.е. способность  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Расширить перспектив исследовательской деятельности.

Задачи

проекта

  • Оборудование  мобильной лаборатории для организации исследовательской деятельности детей в специально оборудованном помещении и на  улице: на игровой метеостанции, на экологической тропе, при проведении экскурсий, прогулок-походов.
  • Включение родителей (законных представителей)  и            активное взаимодействие в процессе реализации проекта.
  • Формирование понятий о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;   живой и неживой природы, человека и природы.
  • Формирование практических навыков и умений  по уходу за растениями своего ближайшего окружения.
  • Развитие исследовательского поведения, устойчивый              интерес к изучаемым объектам, желание участвовать в             природоохранной деятельности.

Мероприятия

 по реализация  

задач

  • Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Приобрести компьютер.
  • Приобрести материалы и пособия для оборудования метеостанции.
  • Приобрести материалы и пособия для исследовательской деятельности в мобильной лаборатории.
  • Приобрести набор «Юный биолог».
  • Приобрести набор «Юный физик».
  •  Пополнить оборудованием и растениями «Зимний сад» и «Экологическую тропу».

Направления

исследовательской деятельности

Экологические  

проблемно-игровые ситуации, организованные

в «Мобильной лаборатории Эколят-Дошколят»:

- Изучение особенностей и свойств объектов неживой                        природы.

- Знакомство с биологическими потребностями, способами размножения, местами и условиями природного обитания растений.

- Знакомство и обеспечение экологически правильного              содержания комнатных растений.

- Наблюдение за ростом и развитием растений.

- Проведение опытов и экспериментов.

- Коллекционирование.

- Создание медиатеки.

Краткая

характеристика имеющихся

материалов

и оборудования

для мобильной

лаборатории

- Микроскопы – 4.

- Муляжи овощей и фруктов.

- Куклы Эколят: Тихоня, Умница, Ёлочка, Шалун.

- Методическая литература.

- Художественная литература природоведческого содержания.

- «Экологическая тропа» на территории детского сада.

- «Зимний сад».

Эколого-просветительская деятельности

при реализации

проекта

- Создание банка передового педагогического опыта по формированию у дошкольников  экологического сознания, экологической компетентности и исследовательского поведения.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по формированию основ экологического сознания у детей дошкольного возраста; по организации и проведению исследовательской деятельности с дошкольниками.

- Становление начал экологической культуры, развитие             экологического сознания, мышления у детей дошкольного возраста

- Оказание помощи родителям (законным представителям) в экологическом воспитании детей. Повышение уровня знаний у родителей  экологии родного города, охране природы. 

- Консультирование педагогических работников по вопросам экологического проектирования.

- Создание «Методической копилки» экологических                проблемно-игровых ситуаций естественнонаучного цикла.

Основные этапы работы

I этап

Подготовительно-проектировочный

Сентябрь-декабрь

Цель: Определение целей и основных направлений работы.

1. Формирование творческой группы педагогов детского            сада.

2. Разработка методической системы мероприятий по реализации  проекта.

3. Определение приоритетных направлений  реализации             проекта.

4. Расчёт ресурсов проекта.

5. Определение схемы сотрудничества детского сада с                социальными партнерами:

- Сектор охраны природы Северного направления Центра      охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги  – Филиала ОАО «РЖД».

- «Станция юннатов» МКОУ «Медвежьегорская средняя  общеобразовательная школа №1».

6. Анкетирование родителей (законных представителей).

7. Определение продукта проекта.

8. Определение механизмов мониторинга проекта.  

II  этап

Практический

Январь – август

Цель: Реализация проекта.

1. Диагностика уровня сформированности основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

2.  Оснащение материалами и оборудованием мобильной           лаборатории.

3. Апробация содержания проекта «Мобильная лаборатория Эколят-Дошколят» – организация и проведение экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Взаимодействие с родителями (закон. представителями).

5. Взаимодействие с социальными партнерами.

III этап

Обобщающий

Сентябрь - октябрь

1. Мониторинг уровня сформированности основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

2. Подведение итогов по работе над проектом. Сравнительный анализ планируемых и достигнутых результатов.                 Определение перспектив развития проекта.

3. Презентация проекта.

Ожидаемые

результаты

  • Высокий уровень сформированности основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.
  • Создание  в детском саду инновационной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию   интеллектуальных способностей ребенка.
  • Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в вопросах  организации и проведения исследовательской деятельности, направленной на формирование основ экологического сознания у детей дошкольного возраста.
  • Взаимодействие детского сада с социумом.
  • Обобщение опыта работы в области исследовательской деятельности: издание методического пособия, составление медиатеки.

III. Мероприятия по реализации проекта

п/п

Содержание деятельности

( мероприятие)

Сроки

Ответственный

I этап – Подготовительно-проектировочный (сентябрь-декабрь)

1.

Формирование творческой группы педагогов ДОУ. Определение руководителя мобильной лаборатории.

Сентябрь

Старший

воспитатель

2.

Разработка методической системы мероприятий по реализации  проекта.

Сентябрь-октябрь

Старший

воспитатель

Творческая группа

3.

Определение приоритетных направлений реализации данного проекта.

Октябрь-

ноябрь

Старший

воспитатель

Творческая группа

4.

Расчёт ресурсов проекта.

Октябрь

Заведующий

Старший

воспитатель

5.

Определение схемы сотрудничества ДОУ с социальными партнерами.

Октябрь

Заведующий

Старший

воспитатель

6.

Разработка механизмов  мониторинга проекта.

Ноябрь

Старший

воспитатель

7.

Анкетирование родителей (законных представителей).

Ноябрь-

декабрь

Творческая группа

8.

Определение продукта проекта.

Декабрь

Старший

воспитатель

Творческая группа

II  этап – Практический (Январь - август)

1.

Оборудование мобильной лаборатории, метеостанции.

Январь

Руководитель

лаборатории

2.

Диагностика уровня сформированности основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Январь

Воспитатели

Руководитель

лаборатории

3.

Апробация содержания проекта «Мобильная лаборатория Эколят-Дошколят» – организация и проведение экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Январь –

август

Старший

Воспитатель

Руководитель

лаборатории

3.

Взаимодействие с родителями (законными представителями).

В течение года

Творческая группа

4.

Взаимодействие с социальными партнерами.

В течение года

Старший

 воспитатель

III этап – Обобщающий (сентябрь – октябрь)

1.

Мониторинг уровня сформированости основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь –

октябрь

Творческая группа

2.

Подведение итогов по работе над проектом. Сравнительный анализ планируемых и достигнутых результатов.

Октябрь

Старший

воспитатель

3.

Презентация проекта.

Октябрь

Старший

воспитатель

Руководитель

даборатории

4.

Определение перспектив развития проекта.

Октябрь

Старший

воспитатель

Творческая группа

IV. Ожидаемые результаты

№ п/п

Обоснование ожидаемых результатов

1.

Высокий уровень сформированности основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

- Сформированность у детей экологических представлений о взаимосвязях в  системе «человек-природа» и в самой природе.

- Экологически-ответственное отношение детей к природе, овладение системой нравственных норм и правил экологического   характера.

- Сформированность у детей  экологического сознания, экологической компетентности и исследовательского поведения.

2.

Создание  в ДОУ инновационной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей достижению цели успешной реализации задач проекта (мобильная лаборатория, метеостанция).

- Анализ и систематизация имеющейся в детском саду материально-технической и методической базы по исследовательской деятельности экологической направленности для детей дошкольного возраста.

- Создание в ДОУ мобильной лаборатории.

3.

Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в вопросах  организации и проведения исследовательской деятельности, направленной на формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста.

- Создание банка передового педагогического опыта по формированию у дошкольников  экологического сознания, экологической компетентности и исследовательского поведения.

- Консультирование педагогических           работников по вопросам экологического проектирования.

- Создание «Методической копилки»           экологических проблемно-игровых ситуаций естественнонаучного цикла.

4.

Взаимодействие Детского сада с социумом

 - Представлены опыта работы детского сада по проекту в СМИ, в педагогическом сообществе.

- Дни открытых дверей.

- Акции экологической направленности.

- Участие в конкурсах по экологической тематике.

5.

Обобщение опыта работы в области исследовательской деятельности.

- Издание методического пособия.

- Составление медиатеки.

V. Кадровое обеспечение проекта

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

  • Осуществление общего контроля и руководства.
  • Анализ ситуации и внесение корректив в ходе реализации проекта.

Заведующий

Старший

воспитатель

Консультативная, научно-методическая

  • Сбор и систематизация материала.
  • Поисково-исследовательская деятельность.

Старший

воспитатель

Творческая группа

Педагогический

коллектив ДОУ

- Реализация мероприятий проекта.

- Участие в создании «Методической копилки» экологических проблемно-игровых ситуаций естественнонаучного цикла.

- Различные формы работы экологической направленности  с родителями (законными представителями) воспитанников.

Воспитатели

Педагоги-специалисты

Учреждения –

социальные

партнёры

- Консультативная помощь.

- Совместные акции, мероприятия по экологической тематике.

Педагоги Станции юннатов МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1».

Специалисты сектора охраны природы Северного направления Центра охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги  – Филиала ОАО «РЖД».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"

Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...

Фото отчет на тему; «Экспериментальная деятельность детей подготовительной группы с использаванием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии» (лаборатория «кислотность»).

Практическое использование детской цифровой лаборатория «Наураша в стране Наурандии».Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспери...

Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет

Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет

Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...