Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Этот удивительный песок!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лебединец Надежда Васильевна

Через исследовательскую деятельность, используя опыты, дополнить и закрепить знания детей о свойствах песка, о его происхождении, использовании. Рисование песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_pesok.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

 «Этот удивительный песок!»

Цель: дополнить и закрепить знания детей о свойствах песка, о его происхождении, использовании, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

. Уточнить и расширить знания детей о свойствах песка.

. Совершенствовать навыки проведения опытов.

. Уточнить знания о том, что песок –неживая природа.

. Показать значимость песка в жизни человека.

. Развивать мышление, любознательность, творческое воображение.

. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

. Развивать познавательную активность в процессе         экспериментирования.

. Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

. Воспитывать культуру поведения, чувство уверенности в себе.

. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.

Материалы: мультимедийное оборудование; «волшебный мешочек» с песком; тарелочки с обычным и стаканчики с цветным песком; баночки с водой; бумажные трубочки; карандаши; лупы; магниты; штатив с воронкой; деревянные палочки; формочки; эскизы с изображением новогодних игрушек, украшений, ёлочек; клей ПВА; влажные салфетки.

Ход занятия:

Приветствие.

Сюрпризный момент. «Волшебный мешочек» с песком, предлагаем детям наощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д.

«Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.»  

Вос-ль. А теперь, ребята, давайте посмотрим, что же находится в мешочке? Кто из вас угадал? (Слайд 2).

Вос-ль. А что такое песок? Ответы: полезное ископаемое.

Вос-ль. Скажите, песок, он какой? Ответы: жёсткий, сыпучий, светлый, тёмный, колючий и т.д.

Вос-ль. Сегодня мы будем исследовать песок, продолжим знакомится с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования? Ответы: в лаборатории.

Вос-ль. Что такое лаборатория? Ответы: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. (Слайд 3).

Вос-ль. Сегодня мы отправляемся в лабораторию, чтобы исследовать песок, ставить опыты. Для исследования необходимо специальное оборудование, оно находится у вас на столах.  

Работая в лаборатории, нужно соблюдать правила.  

1. Внимательно слушать старшего лаборанта.

2. Точно выполнять указания.

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. В конце опытов делать выводы.

Проходим в нашу лабораторию.

Опыт № 1 (рассмотрим песок, из чего он состоит). Обследовать сухой песок пальцами и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их. (Слайд 4).

Вывод: песок состоит из мелких песчинок и камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.

Опыт № 2 (взять горсть песка и пустить его струёй в одну точку, образуется конус). Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются смывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся. (Слайд 5).

Вывод: песок сыпучий, он может двигаться.

Ребята, вспомните пожалуйста, как мы наблюдали за жучками, ползающими в песке. Как вы думаете, почему таких маленьких насекомых не раздавил песок? (Предположения детей.)

Я предлагаю провести опыт и узнать, почему так получается.

Опыт № 3. Дети вставляют в бумажную трубочку карандаш, затем засыпают трубочку песком, оставляя снаружи кончик. Осторожно вытаскивают карандаш, трубочка, хоть и тонкая, остаётся целой, песок её не сдавил. (Слайд 6).

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды, тоннели. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Вос-ль. Давайте мы с вами отдохнем и подвигаемся, как песочек.

Физкультминутка (Слайд 7).

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь

Дружно встанем мы в кружок

Получается песок. (Выполняют движения в соответствии с текстом).

Вос-ль. Отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.

Опыт № 4 (взять баночку с водой, полить песочный конус). Понаблюдать, что произойдет. Песчаный конус становится тёмным, мокрым, воды не видно. Куда пропала водичка? (Слайд 8).

Вывод: песок впитывает воду, как губка. 

Опыт № 5. В воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок, надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить во влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, так как воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок, он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму. (Слайд 9).  

Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой. 

Опыт № 6. Взять деревянную палочку и нарисовать любое изображение на сухом песке, затем струёй воды попробовать нарисовать другое изображение. Разровнять ладошкой песчаный конус, залить водой, как можно большую поверхность песка. Оставить отпечаток ладошки на песке. Взять формочку, вдавить в мокрый песок, затем убрать её. Попробовать палочкой нарисовать рисунок на мокром песке. (Слайд 10).

Вывод: на сухом и мокром песке можно рисовать, мокрый песок хорошо сохраняет форму, на мокром песке остаются отпечатки и следы.  

Вос-ль: Ребята, сегодня, «наш герой» –это песок. А где можно его встретить, где применить, покажет наш волшебный экран.              

На экране показаны кадры, где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать. Дети, просматривая каждый кадр, дают ответ. (Слайд 11-18)                    

Предлагаю вам из научной лаборатории переместиться в лабораторию творческую и как настоящие художники нарисовать картины, но не красками, а песком.

Этапы работы.

1.Выбрать эскиз.

2.Нанести клей по контуру и внутри рисунка при необходимости.

3.Подбирая нужный цвет песка, нанести плотным слоем на клей.

4.Дать рисунку высохнуть, лишний песок аккуратно стряхнуть.

Рефлексия.

Какие новые слова вы сегодня узнали? (Лаборатория, полезное ископаемое, песчинки, тоннель, эксперимент…)

Что вы сегодня исследовали? (Песок).

Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, умеет двигаться, образует тоннели, своды, впитывает воду, пропускает воду, изменяет свои свойства под воздействием воды, оставляет отпечатки, следы, мокрый песок сохраняет форму, на песке можно рисовать, а ещё можно рисовать песком).

Что было самым интересным, а что самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительное место- Африка"

Дети окунуться в волшебный мир Африки, получат  новые сведения об Африке, изучат с преобладающий ландшафт Африки - пустыню, воссоздадут живую( животный и растительный мир) и неживую (горы, вулкан...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Серия опытов по изучению свойств воздуха для детей старшнго возраста. Способствует развитию у детей познавательного интереса....

Конспект Интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Удивительное путешествие в Музей под открытым небом «Кижи-Кожээ»

Лексическая тема: «Домашние животные»Вид занятия: интегрированное занятиеФормы образовательной деятельности: игра-путешествиеЦель: формированное элементарных представлений о родном крае, о...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Песок, свойства песка"

Воспитывать интерес к окружающему миру, расширять знания детей о свойствах песка и его применении....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Удивительный мир вулкан»

Задачи:1. Образовательные:Обогащать знания детей об окружающем мире, расширять представления о природном объекте - вулкан;расширять и обогащать словарный запас детей: Жерло, кратер, магма, лава...