Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Загирбегова Ирина Наильевна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о разнообразии мира камней.

- Развивать мелкую моторику рук, способ-ть развитию умения обследовать предметы

- Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе.

- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;

- Познакомить детей с понятием «кристалл»;

- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;

- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).

Материал и оборудование:

- фотографии камней и минералов.

- фотографии как добывают соль и как добывали раньше

- тарелочка с сахаром

- тарелочка с солью

- стакан с водой;

- выращенный кристалл из соли

- лупы по количеству детей;

-стеклянные баночки пустые на каждого ребенка;

- ложечки для каждого ребёнка;

- салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, на картинки, где изображены камни. Все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.

Воспитатель: А где в природе можно встретить камни?

Дети: Камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей.

Воспитатель: А какой природе относятся камни?

Дети: Камни относятся к неживой природе.

Воспитатель: Каждый камень по - своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения (бусы, сережки, колечки, браслеты, посуду). Минералы и горные породы есть не только на планете Земля, но и на других планетах.

Воспитатель:

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого, отгадав загадку.

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль)

Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.

Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как сейчас добывают соль, на озере Баскунчак в Астраханской области.

Посмотрите.  Как соль похожа на снег.

После того, как соль добыли с берегов, ее отправляют вагонами на завод. Где соль очищают и отправляют в продажу.

Ребята, а теперь посмотрите на эту фотографию, здесь показано как раньше добывали соль, как на тележках с лошадями отправляли в поселения.

Раньше соль стоила очень дорого, на мешочек соли, люди меняли одежду и золото.

А еще соль помогает нам:

- в лечении(полоскание горла и носа)

- в засолке огурцов и помидоров

- солью посыпают дороги зимой, чтоб не было скользко.

 

Ребята, предлагаю Вам описать свойства соли.

(варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

- Молодцы вы всё правильно назвали.

Опыты с солью:

-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты

1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов

2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)

Вывод; Соль сыпучая

3) Пощупайте мешочки с солью. (на ощупь кристаллики твердые, издают хруст)

Вывод: Соль твердая, хрустящая

4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась)

Вывод: Соль впитывает воду.

5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась)

Вывод: Соль растворяется в воде

6) Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)

Вывод: Вода стала соленной

Воспитатель:

Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод:

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. 

Физкультминутка

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит.

Соли в речку брошу я -

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли нам найти?

 

 

 Воспитатель:

- Молодцы, много интересного вы знаете о соли.

Мы, с вами через лупу видели кристаллы соли. Ребята, все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученные научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.

А знайте, что кристаллы можно вырастить и в нашей лаборатории.

Вот такой кристалл можно вырастить самим(показ готового кристалла)

Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:

горячая вода, стеклянный сосуд, соль, нитка.

Опыт «Выращиваем кристалл». В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен,

Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.

Итак, мы можем сделать вывод:

Соль состоит из кристалловКристаллы соли можно вырастить самим.

Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»

Ирина Загирбегова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о разнообразии мира камней.

- Развивать мелкую моторику рук, способ-ть развитию умения обследовать предметы

- Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе.

- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;

- Познакомить детей с понятием «кристалл»;

- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;

- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).

Материал и оборудование:

- фотографии камней и минералов.

- фотографии как добывают соль и как добывали раньше

- тарелочка с сахаром

- тарелочка с солью

- стакан с водой;

- выращенный кристалл из соли

- лупы по количеству детей;

-стеклянные баночки пустые на каждого ребенка;

- ложечки для каждого ребёнка;

- салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, на картинки, где изображены камни. Все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.

Воспитатель: А где в природе можно встретить камни?

Дети: Камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей.

Воспитатель: А какой природе относятся камни?

Дети: Камни относятся к неживой природе.

Воспитатель: Каждый камень по - своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения (бусы, сережки, колечки, браслеты, посуду). Минералы и горные породы есть не только на планете Земля, но и на других планетах.

Воспитатель:

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого, отгадав загадку.

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль)

Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.

Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как сейчас добывают соль, на озере Баскунчак в Астраханской области.

Посмотрите.  Как соль похожа на снег.

После того, как соль добыли с берегов, ее отправляют вагонами на завод. Где соль очищают и отправляют в продажу.

Ребята, а теперь посмотрите на эту фотографию, здесь показано как раньше добывали соль, как на тележках с лошадями отправляли в поселения.

Раньше соль стоила очень дорого, на мешочек соли, люди меняли одежду и золото.

А еще соль помогает нам:

- в лечении(полоскание горла и носа)

- в засолке огурцов и помидоров

- солью посыпают дороги зимой, чтоб не было скользко.

Ребята, предлагаю Вам описать свойства соли.

(варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

- Молодцы вы всё правильно назвали.

Опыты с солью:

-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты

1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов

2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)

Вывод; Соль сыпучая

3) Пощупайте мешочки с солью. (на ощупь кристаллики твердые, издают хруст)

Вывод: Соль твердая, хрустящая

4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась)

Вывод: Соль впитывает воду.

5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась)

Вывод: Соль растворяется в воде

6) Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)

Вывод: Вода стала соленной

Воспитатель:

Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод:

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. 

Физкультминутка

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит.

Соли в речку брошу я -

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли нам найти?

 Воспитатель:

- Молодцы, много интересного вы знаете о соли.

Мы, с вами через лупу видели кристаллы соли. Ребята, все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученные научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.

А знайте, что кристаллы можно вырастить и в нашей лаборатории.

Вот такой кристалл можно вырастить самим(показ готового кристалла)

Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:

горячая вода, стеклянный сосуд, соль, нитка.

Опыт «Выращиваем кристалл». В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен,

Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.

Итак, мы можем сделать вывод:

Соль состоит из кристалловКристаллы соли можно вырастить самим.

Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»

Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»

Цель: - Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.

Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе"Волшебница соль"

Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность,...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...