Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по предмету "Познаем друг и себя"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чукреева Анастасия Вячеславовна

В этом разделе находятся материалы конспектов занятий по предмету "Познаем других и себя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1. Тема «Как тебя зовут. Давай знакомиться»

Цель: Способствовать формированию позитивного образа «Я»

           Активизировать процесс самопознания.

           Способствовать принятию своего имени.

           Развивать воображение и творческое мышление.

Материал: бумага и цветные карандаши, бумажные звёздочки, фломастеры,

красивые визиточки с именами на груди у детей.

Ход ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент. Дети располагаются на стульчиках, расставленных в форме полукруга.

Приветствие

 «Я очень рада видеть каждого из вас. Каждому хочется сказать самые добрые слова. Я посмотрю в ваши глазки, и подарю вам свою улыбку, а теперь в ребята повернитесь к своему соседу по парте и подарите свою улыбку.

  1. Основная часть.

Беседа с детьми.

«Ребята мы с вами уже знакомы. Я — Анастасия Вячеславовна ваш учитель и классный руководитель. . и сегодня на нашем уроке  хочу познакомится с вами, узнать ваши имена, чем в занимаетесь, увлекаетесь. Начнем?

И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у внучки есть.

Чтоб его узнать, надо вслух назвать / это имя /

-  Есть ли кто-нибудь у нас в группе без имени? / нет /

-  А среди ваших друзей, знакомых? / нет /

-  Да, имя есть у каждого человека на Земле.

-  О чём задумываются родители при рождении малыша? / Как его назвать /

У каждого человека с рождения есть документ, в котором записаны фамилия человека и его Имя. Этот документ – «Свидетельство о рождении» / показать /

Имя даётся человеку его родителями в тот момент, когда ребёнок родился и ещё очень        мал и сам себе имя выбрать не может.

3. Для чего нам нужно имя?

- Чтобы общаться друг с другом, разговаривать, играть

- По имени мы поздравляем друг друга с праздником, днём рождения.

- По имени мы зовём на помощь, когда это необходимо.

- Легко ли жить человеку без имени? / ответы детей /

Давайте проверим и разыграем с вами одну ситуацию: «Имя потерялось»

Ситуация: Ребёнок встаёт в круг и пытается позвать кого-то, не называя его по имени.

Учитель: да, без имени нелегко, имя помогает человеку выделиться среди других.

Какие разные, красивые есть имена: Анна, Елена, Ольга, Александр, Сергей, Софья.

Нравится ли вам ваше имя? Кому нравится, поднимите руки.

-  Поднимите 2 руки, если вам очень нравится ваше имя.

-  Поднимите 1 руку, если не очень нравится.

-  не поднимайте руки, если не нравится совсем.

А вы умеете красиво произносить своё имя? / да /

Не торопитесь, не проглатывайте имя, а произносите его так, чтобы все видели, вы       им гордитесь! Давайте попробуем.

4. Есть имена для мальчиков, есть для девочек.

Игра «Я знаю 5 имён мальчиков» Коля-раз, Саша-два, Стёпа-три и т.д.

Игра «Я знаю 5 имён девочек» Оля-раз, Тая-два, Света-три, Соня-четыре и т.д.

А есть имена, которыми называют и мальчиков, и девочек / Саша, Валя, Женя /

У некоторых детей встречаются одинаковые имена, их называют «тёзками»

Кто у нас «тёзки» в группе? Ксюши, Тёмы, Даши.

5. Ласковыми имена становятся, когда мы ласково называем друг друга.

Игра «Назови меня по-разному»  

Оля – Олечка – Оленька – Олюшка – Олюнечка

6. Игра на внимание «Звездопад» Дети стоят в кругу. Как только произнесено имя   ребёнка, он делает 2 хлопка, подпрыгивает и садится на стульчик.  

7. Упражнение «Мы выросли»

Вы растёте, и вместе с вами растёт имя.

Пройдёт много лет, мальчики и девочки вырастут и станут взрослыми людьми:          врачами, учителями, строителями, моряками...

Не запнитесь, не спешите, имя отчество скажите.

- Я Анастасия Вячеславовна – учительница.

Упражнение «Нарисуй своё имя

- Пройдите, пожалуйста, за столы. Перед вами чистый лист, нарисуйте своё имя, может оно похоже на какой-то цветок или на какое-то животное — имя таким, каким вы его увидели, почувствовали.

8. Итог занятия. Игра «Закончи предложение»

Я узнал, что… / у каждого человека есть имя /

Я научился… / любить себя и своё имя /

Мне понравилось… / дружно играть с детьми, разгадывать ребусы и т.д. /



Предварительный просмотр:

Урок 2 Конспект занятия в подготовительной группе «Возраст»

Цели:

1.1 Знакомство детей с понятием возраст.

1.2 Формирование у детей умения соотносить свой возраст с возрастом других людей.

1.3 Побуждение заботливого отношения к своему здоровью.

1.4 Формирование у детей положительного образа себя в прошлом.

1.5 Работа по формированию у детей логического мышления.

Материалы: игрушка, диск с музыкальнымим записями, посылка с фотографиями, рисунок (портрет) игрушки, рисунок «Река времени» на листе большого формата, листок календаря.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

1). "Передай флажок". Все дети становятся в круг и передают по кругу друг другу флажок.

2). "Возьми флажок и назови свое имя". Ребенок, у которого в руках флажок, должен назвать свое имя.

3). "Возьми флажок и назови сколько тебе лет?"

2. Дети садятся за парты. Работа по учебнику. Стр. 3

1). Воспитатель читает текст учебника.

2). Анализ прочитанного.

Жила на свете девочка Маша, жила она вместе с мамой и папой. Маше было 6 лет. А еще у Маши есть младший брат, которого зовут Миша. Мише 4 года. Маша ходит в первый класс, а Миша в садик.

-Как зовут эту девочку?

-Сколько ей лет?

-А как зовут этого мальчика?

-Кем он приходится Маше?

-А сколько лет Мише?

-А куда ходят Маша и Миша?

3). Составление рассказа о себе по плану

-Маша и Миша очень хотят с вами познакомятся. Кто сможет рассказать о себе по плану:

-Как тебя зовут?

-Какая у тебя фамилия?

-Сколько тебе лет?

3. Физминутка.

Изобразить то, что я буду говорить:

"Наши ребята любят рисовать,

любят прыгать через скакалку,

любят танцевать,

умеют кружиться.

В. - Кто родился раньше, вы или ваши родители? Чье детство было раньше, ваше или ваших мам и бабушек?

4. Игра.

"Те, кому столько же лет, сколько Маше, хлопают в ладоши. А те, кому столько лет, сколько Мише, стучат ножками".

Дети, а вы знаете, что такое возраст?

Дети, а вы знаете, что такое возраст?

В.:- Да, слово возраст, говорит о том, сколько человеку лет. Жизнь человека делится на периоды, детство, юность, взрослость, старость. И слово «возраст» также означает в каком периоде жизни он находится. А вы  взрослый, так ли это? Почему?

В. - Сравнивая возраст людей, можно определить кто из них моложе, а кто старше. «Саша старше Вити, Витя старше Тиши, кто из них самый старший?» (Можно нарисовать схему для визуализации).

В. - Сейчас я буду называть слова, если эти слова можно отнести к понятию «возраст» то вы хлопаете в ладоши. Старый, красивый, больной, молодой, добрый, пожилой, маленький, седой. А теперь скажите чем отличается человек пожилого возраста от молодого…Вы назвали много признаков, но среди них самый главный, это количество прожитых лет. Ведь и молодой человек может болеть, хромать, сутулиться если он не заботиться о своем здоровье. А пожилой человек не обязательно больной, слабый, седой.

Сейчас у нас за окном осень. Начинают осыпаться листики и несколько листиков сегодня залетели к нам в окно. Сейчас вы ребята на листиках нарисуете столько кружков, сколько вам лето. А как узнать какими вы были маленькими и что с вами происходило?

Дети приходят к мысли, что можно спросить у родителей.

Задание: узнать у родителей и близких какими дети были, и продолжить раскрашивание шаров дома.

Вопросы к родителям от детей:

- Когда и какие первые слова я сказал (а?

5. Беседа.

-Ребята, а зачем мы обязательно должны знать свое имя, свою фамилию, сколько нам лет и свой домашний адрес?

-Бывают случаи, когда ребенок, который потерялся(рассказать один случай).

-Если ты встретил ребенка, который потерялся, что ты сделаешь?

6. Итог.

-Чем же мы занимались сегодня на занятие?

-Что вам понравилось?

Картинки по запросу листик раскраскаКартинки по запросу листик раскраскаКартинки по запросу листик раскраскаКартинки по запросу листик раскраскаКартинки по запросу листик раскраскаКартинки по запросу листик раскраска



Предварительный просмотр:

Урок 3. Развернутый конспект занятия

 «Мои друзья всегда со мной»

(подготовительная группа)

Тема: «Мои друзья всегда со мной».

Цель: Формирование опыта социального взаимодействия.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать имеющийся опыт общения у ребенка

            Формировать знания и умения в области бесконфликтного общения.

  • Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивающие:

  • Совершенствовать умения высказываться и слушать высказывания собеседника.
  • Развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение собеседника.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к людям, желание помогать.
  • Способствовать  улучшению взаимоотношений в группе.

Оборудование: ковролин, карамельки, сотовый телефон, демонстрационные предметные картинки зайчика, ёжика, качели,  аудиозаписи: «Добрый жук», «Улыбка», «Песенка о дружбе»,сюжетные  разрезные картинки, большой конверт, символы для демонстрации и на каждого ребёнка, подносы, «прозрачные квадраты».

Ход занятия

1. Организационный этап Приветствие. Зарядка.

-  мы с вами уже познакомились, знаем как нас зовут, знаем имена друг друга познакомились,  давайте подарим друг другу улыбку.  Я получила SMS (сообщение) от принцессы Карамельки из страны Карамелии. Послушайте:

Карамельная страна Вас приветствует, друзья!

Знаки дружбы изучите

И в конверте их пришлите. 

Если любите сюрпризы.

Позабудьте про капризы.

- Хорошее настроение ждет тех, кто умеет дружить и общаться, умеет быть веселым и добрым.

- Что просит сделать нас принцесса Карамелька? (изучить знаки дружбы, нарисовать их, прислать в рисунках).

- О каких знаках говорила принцесса Карамелька?

- Кого ждёт хорошее настроение?

- Вы хотите, чтобы с вами подружились принцесса Карамелька и все, все, все? (Да).

2.  Основной этап

1. Сообщение нового материала (по ТРИЗ)

►        Беседа

- Вы знаете правила общения и дружбы?(не ссориться, помогать другу, делиться и т.д.)

- Кто знает, тот вспомнит эти правила, А тем, кто не знает, я предлагаю узнать правила дружбы и общения и отправить Карамельке эти знаки. Согласны?

- Принцесса Карамелька дала нам подсказку, которая поможет узнать первое правило дружбы.

 - Послушайте, слова песни! (звучит песня В. Шаинского «Улыбка»).

-  С чего же начинается знакомство и дружба? (С улыбки).

- Почему важно улыбаться? (Ответы детей.)

- Улыбка - это первый знак дружбы и общения. (Прикрепляет символ «Улыбка» на доску.)

-  Встречаются ли вам ребята, с которыми иногда трудно общаться и дружить? Почему возникает такая проблема? Как вы думаете? (Ответы детей.) Важно ли для дружбы и общения уметь действовать вместе, играть по правилам, помогать друг другу? Давайте это проверим.

►        Игра «Собирай - ка» (на подносах лежат разрезные картинки, часть у одного ребёнка, другая часть у другого)

-  Перед вами картинки, каждый попробуйте собрать её. Но сосед не должен знать о том, какую картинку вы собираете (не говорите, не показывайте и не заглядывайте к соседу).

Дети собирают.

Проверка результатов.

-  Что получилось? Легко ли было собирать? (высказывания детей.) А теперь попробуйте собрать картинки вместе, помогите друг другу. Дети собирают.

- Сейчас легче было собирать? Как думаете, почему?

-  Какое правило дружбы и общения нам дает этот опыт? (Умение помогать друг другу). Педагог помещает этот символ «две тянущиеся друг к другу руки» на доску.

Игра «Да-да-да нет-нет-нет» (встают около стульчиков)

Цель: Активизация внимания, создание положительного эмоционального настроя группы.

- Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы проверим ваши предположения. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да-да-да» и хлопайте или «нет-нет-нет» топают.  Попробуем?

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да.)

Друга стоит  обижать?

(Нет-нет-нет)

Ну а споры разрешить?

(Да-да-да )

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да.)

Ситуативная игра с элементами театрализации «Заяц и Ежик на качелях»

 Цель: Обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

 ►Беседа с постановкой проблемных задач.

-  Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают эти ссоры? (Ответы детей.) Итак, самая частая причина ссор — когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Посмотрите на двух друзей,  Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях.

Инсценировка стихотворения на ковролине. По ходу стихотворения выставляются предметы. Сначала показывает педагог.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ежик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц: «Я первый».  А Ежик; «Нет, Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся - значит, ты, Еж,

Мне как товарищ совсем не хорош.

  Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

-  Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? (Ежик не уступил ему качели).

-  Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? (Нет).

-  Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

- Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом. Инсценируют дети.

В тихом лесу средь  кустов и дорожек

Жили два  друга, Зайчик и Ежик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул.

Заяц качели к себе потянул

Заяц сказал "Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»

- Получился счастливый конец у стихотворения? Почему Зайчик и Ёжик не поссорились?(смогли договориться). Кто догадался о третьем правиле дружбы? (умение договориться). Появляется символ на доске «две руки».

3. Закрепление нового материала

 ►Подведение итогов

-  Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (Помогать другу, уметь договариваться, выслушивать друг друга, уважать, уступать, дарить друзьям улыбки).

- Теперь мы все знаем главные правила общения и дружбы. Посмотрите на расположенные на доске знаки. Они подсказывают нам о них. Кто может их назвать? (Высказывания детей.) Вспомните, о чём просила принцесса Карамелька?  Мы должны отправить изображения этих правил принцессе Карамельке. На ваших столах много различных знаков. Выберете только знаки дружбы (дети выбирают и кладут их в конверт).

- Теперь мы можем отправить письмо принцессе Карамельке.

Раздается звонок — пришло SMS от Карамельки. Педагог (читает SMS).

Замечательный сюрприз! Мы хотим вручить вам приз. В мир общения и добра позовем вас, детвора!



Предварительный просмотр:

Урок 5 Твой автопортрет

Задачи:

- Закрепить знания детей о жанре портрета.

- Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке особенности своего лица.

- Учить правильно располагать части лица.

- Использовать при рисовании различные способы закрашивания.

-Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;

-Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы.

Материал: презентация Power Point, зеркала, цветные мелки, цветные карандаши, альбомный лист

Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

Словарь: Портрет (в полный рост, погрудный, портрет головы, по пояс), автопортрет,

Ход занятия

 Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?

К нам в гости пришла Белоснежка, пришла она к нам чтоб рассказать о чем-то очень интересном. А вот о чем попробуйте догадаться. -  Посмотрите на экран, следующая подсказка, здесь находятся картины. Что мы видим на этих картинах. Как можно назвать эти картины, одним словом. (Портрет)

 Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется - портрет.

- Портреты бывают в полный рост, погрудный, портрет головы, по пояс.

(следующий слайд автопортрет)

- Что же мы с Вами должны нарисовать? (ответы детей)

 - Фея Фиалка объявила конкурс на самый лучший рисунок – автопортрет.

- Что такое автопортрет? Это когда человек рисует самого себя. Многие великие художники рисовали свои автопортреты.

- Как они это делали, если сами себя не видели? (Ответы детей)

- Они рассматривали себя в зеркало. И пока рисовали, смотрели в зеркало много раз. Так поступим и мы.

- Ребята сейчас мы с Вами сядем на стульчики, я вам всем раздам по зеркалу.

- Посмотрите в зеркало, что Вы увидели? Рассмотрите в зеркало самого себя. Отметьте, какие у Вас волосы и глаза, большие или маленькие, тёмные или светлые… Обратите внимание на овал лица, на рот, на губы… Запомните цвет волос, причёску… Посмотрите на свою одежду: у кого-то футболка, у кого-то рубашка или платье… Не забудьте о рисунке на одежде…

-  А теперь ребята, сделайте весёлое выражение лица, грустное, серьёзное, спокойное, задумчивое… Как меняется выражение лица?

- Запомните себя таким, каким Вы больше себе нравитесь.

Физкультминутка:

- Немного отдохнули и мы готовы выполнить работу.

- Сейчас мы сядем за столы. Старайтесь нарисовать не просто какого-нибудь человека, а самого себя. Для этого постоянно смотритесь в зеркало. Каждый раз берите тот карандаш, цвет которого ближе всего к цвету той части лица, которую вы рисуете.

- После того, как вы закончите свою работу, я соберу все рисунки вместе и буду показывать их по очереди, а вы будете определять, кто тут изображён. Так что старайтесь нарисовать себя как можно точнее.

 Игра «Угадайте, кто нарисован».

- Ваши автопортреты мы сегодня вечером покажем родителям. Пусть они тоже попробуют угадать Вас. А завтра ваши автопортреты отправим на конкурс рисунков на телеканал «Карусель»

- А зеркало – это подарок от Феи Фиалки.

-Спасибо, ребята, Вы- молодцы!

Картинки по запросу автопортрет ребенка



Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе «Мой дом, моя семья»

Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие семья.

Предварительная работа: Беседы о семье, просмотр фото, знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети входят в группу, прежде чем мы начнем занятие давайте поздороваемся с нашими гостями.

Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус. (ребус на экране проектора)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья) .

Правильно не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья- это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими, в семье могло быть и пять и семь детей, и жили они одной дружной семьей.

2. Вы узнали тему нашего занятия и сейчас я хочу пригласить вас в гости к мальчику Пете. (Дети рассаживаются на стульчики) .

А живет он в этом красивом доме (дом на экране проектора). Чтобы узнать с кем живет Петя вам надо отгадать загадки (при правильных ответах в окнах дома появляются картинки членов семьи)

Загадки: Перед сном надев пижаму,

Почитать мы просим (маму) .

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

И подскажет как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый (папа)

Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой (братишка)

Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка-

Моя младшая (сестренка)

Семья- это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о старших.

3. Вы побывали в гостях у мальчика Пети. А теперь мне хочется узнать о ваших семьях, у вас было домашнее задание, нарисовать портрет своей семьи, кто хочет рассказать о своей семье по вашему рисунку.

(Если ребенок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)

Вопросы: С кем ты живешь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Чем занимаются твои папа и мама?

Как ты заботишься о своей семье?

(Прослушать 2-3 человека)

Спасибо за ваши рассказы. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга. Помогают и заботятся друг о друге.

4. Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)

-Верно, а еще мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей.

5. Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку»(на экране проектора)

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим, дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо влево делает мой братик Сава,

А я сам бегу трусцой и качаю головой.

6. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, школа – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные- это ваш род, ваша большая семья. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. 7. Сейчас я хочу рассказать вам о то что, есть праздник, который так и называется - День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ — цветок ромашки. (на экране проектора)

Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.

Давайте сделаем красивую открытку:

«Семейная ромашка»

Используемые материалы

1. Картон зелёного цвета

2. Заготовки кружков из бумаги жёлтого цвета (серединка ромашки) .

3. Длинные полоски белой бумаги (лепестки ромашки) .

4. Клей, кисточки для каждого ребёнка.

5. Бумажные салфетки.

Изготовление открытки

1. Концы длинных полос белой бумаги склеиваем на концах. Получаются

«петельки» - лепестки ромашки. Один желтый кружок приклеиваем на середину картона, на него наклеиваем «петельки»- лепестки ромашки, сверху приклеиваем желтую серединку.

Теперь эта замечательная открытка может стать украшением комнаты где собирается вся ваша семья.

Игог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Домашнее задание: выучить адрес где проживаете вы со своей семьей.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Тема «Семья. Генеалогическое древо».

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: старшая группа, подготовительная к школе группа.

Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Форма организации: группа.

Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.

Задачи:

Образовательные.

Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.

Развивающие.

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.

Воспитательные.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Словарь: генеалогическое древо, родословная.

Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, письмо с диском, изображения генеалогических деревьев с набором картинок, с изображением членов семьи на каждого ребенка, мяч.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Посмотрим от кого оно. Так, от домовенка Кузи. Воспитатель читает письмо.

Дорогие, ребята!

Посылаю вам диск с заданиями и рассказами о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус.

Ваш домовенок Кузя.

Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия. На слайде изображение «». Слайд 2.

Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека -  о семье.

Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,                                

А почему их семь?

Воспитатель:

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, ребенок.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д. О своей семье расскажет нам Ксения.

Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули.                                

Папа, мамочка и я

Это вся моя семья.

Слайд 3.

Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у мамы,

Улыбка солнечная –папы.

Цвет волос, как у дедули,                  

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?

Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Дидактическая игра «Родственники».

Воспитатель:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

Воспитатель. В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:

  • Согласную семью и горе не берёт.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
  • Когда нет семьи, так и дома нет.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • В семье и каша гуще.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В своем доме и стены помогают.
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • Согласная семья - самая счастливая.

Далее воспитатель читает словосочетания (Слайд 4): «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.  Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною                            Дети выполняют движения по тексту.
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

Воспитатель: Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. (Слайд 5) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться.
(Слайд 6) Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради,
(Слайд 7) чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа) (Слайд 8), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Слайд 9) Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки.
Заполнять их нужно по правилам.
На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры.
В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. 
У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. 

Игра «Кто моложе или старше?»

 Воспитатель. Дети, послушайте два слова «папа» - «сын» и определите, кто старше, а кто моложе. Составьте предложение с этими словами.
Пример: Папа - сын. Папа старше сына, а сын моложе папы.
Лексический материал: мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внук - бабушка.
Составление генеалогического древа.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев. В окошечки вы наклеите фотографии ваших родственников. 

  • Семья - святое слово,

И обижать его нельзя!                                    

В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова.

  • Каждому слово «семья» родное

В этом слове много тепла

Оно словно солнце большое,                          

Полно надежд и добра.

  • Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут.          

  • Если мир и дружба в семье,

Вами будут гордиться все.        

  • Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-                                        

Вместе дружная семья!

(Слайд 10)

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Дружная семья" (подготовительная группа) 

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жила-была девочка, которая жила одна-одинешенька на свете. (Ставит фигурку девочки). А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?
Дети: нет
Воспитатель: тогда мы изменим сказку, и у нашей девочки появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с девочкой (предложить детям выставить фигурки членов семьи). А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: семья
Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья? 
Дети: Это когда есть рядом мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и т. д.
Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди. А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.

Воспитатель: А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других?
– А кто в семье может быть старше дедушки? (Ответы детей.) Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам. 

Воспитатель: а сейчас представьте себе, что вы отправляетесь в гости к бабушке и дедушке. А дедушка и бабушка обязательно приготовят для вас угощение.
Игра «Угадайте что»
Из фруктов сварят – (фруктовый компот)
Из овощей сделают – (овощной салат)
Из муки испекут – (вкусные пироги, блины)
Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.

«Кто стирает, варит, шьёт,

На работе устаёт.

Просыпается так рано?

Лишь заботливая…»

Дети: мама.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! (воспитатель достает картинку мамы и вывешивает на магнитную доску).

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

«Кто научит гвоздь забить

Даст машину порулить,

И подскажет, как быть смелым

Сильным, ловким и умелым?

Вы все знаете ребята,

Это наш любимый…

Дети: папа.

Воспитатель:

Правильно, молодцы!

Я хочу с вами поиграть :

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? А если они сердятся, хмурятся?

Воспитатель:

Послушайте следующую загадку:

«Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки,

Это наша…

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте, еще одну загадку.

«Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый…»

Дети: Дед.

Воспитатель вывешивает картинку деда на магнитную доску и проводит опрос детей.

Воспитатель:

Все загадки вы отгадали. Все эти люди называются одним словом – семья. В семье все должны любить и уважать друг друга, помогать друг другу.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас ребята мы с вами посмотрим видео которое так и называется «Наша дружная семья»

Обобщение.

О чём мы сегодня говорили? Какая у вас семья? (крепкая, дружная) Кто живет в вашей семье?

Дети: папа, мама, дети, бабушки, дедушки – это семья. В семье все любят друг друга, заботятся и помогают друг другу. Как хорошо, что у каждого человека есть дружная семья.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени   родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: альбомы с  фотографиями членов семьи каждого ребёнка; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги, лучики, тучки,сердечки, кружочки красного и черного цвета

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Организационный момент.

Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

- Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший красивый каждый из вас,

Вы самые лучшие, что есть на свете

Глаза открываем

Здравствуйте, дети!

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?( высказывание детей)
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей родня, родственникик, близкие люди).

- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна всем живым существам. Потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Поиграем в игру «Назови родственников»

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?

- Посмотрите это кто? ( слайды – фото)

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Папа - строгий, умный, сильный:

 А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

 

 Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке.)

- А сейчас  поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)

(Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)

родная

дружная

счастливая

трудолюбивая

хозяйственная

спортивная

культурная

крепкая

жизнерадостная

гостеприимная

здоровая

- Как вы думаете, что разрушает семью?

(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

Ссоры, обиды

Непонимание

Невнимание

непослушание

лень

неправильные поступки

     Игра «Радость или огорчение? »

В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)

Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Релаксация. Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.

   На столе лежат сердечки  красного цвета и синего цвета, выберите по одному сердечку. Если вам понравилось занятие и вы считаете, что справились со всеми заданиями – возьмите красное сердечко, а если вы считаете, что вам было трудно или вам что то было не понятно возьмите синее и подойдите к шарикам. ( Ответы детей по выбору сердечек)

Итог занятия.

Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»

Программное содержание.

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали. Формировать у детей представление о происхождении фамилий, Закреплять знание своего отчества; имен и отчеств родителей. Расширять и закреплять представление о родственных взаимоотношениях. Вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям: объяснить, что к человеку можно обращаться по имениимени и отчеству или по фамилии.

Развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы, воспитывать интерес к прошлому.

Оборудование.

Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; иллюстрации из книги: персонажи сказки;

картинки на темы«Моя семья»«Древние поселения», портрет А. С. Пушкина.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Время года, месяц, день недели.

-Ребята, садитесь поудобнее, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся. (Ответы детей.)

II Основная часть.

Часть 1.

-Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого из нас есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Догадались, что это? Это имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое именаИмена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали именаНаши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей, Людмила (людям милая, Надежда, Вера, Любовь – все это древнерусские имена. И сейчас каждое имя что-то означает. Например, мальчика назвали Виктор – это значит Победитель, а имя девочки София значит Мудрая.

-По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека еще есть отчество и фамилия.

Воспитатель спрашивает у детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку, как будут звать их самих, когда они будут взрослыми.

-К человеку можно обращаться по имени и на «ты» (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей – невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

-А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (Предлагает детям разные варианты обращения по имени: Лена, Леночка, Елена; Игорь, Игорек; Таня, Танечка, Танюша, Татьяна.)

Игра «Обратись по имени».

1)-Лена, тебе тяжело застегнуть пуговицу? Попроси Игоря помочь. Как ты это сделаешь? Как ответит Игорь?

2)-Таня, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? Что ответит тебе Витя?

3)-У Маши в руках кукла. Свете очень хочется поиграть с ней. Света, обратись к Маше, попроси куклу. Как ответит Маша?

-Молодцы, ребята, вежливо, ласково и по имени обращаетесь к сверстникам.

Упражнение на дыхание.

-Устали? Восстановим дыхание.

Дифференциация ротового и носового дыхания: а) вдох и выдох через нос; б) вдох и выдох через рот; в) вдох через нос, выдох через рот; г) вдох через рот, выдох через нос.

-Это книга замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Незнайка, Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, доктор Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

-А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги. Это – стихи, которые сочинил Незнайка о своих друзьях.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

-Понравились вам стихи? Если не понравились, то почему? А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно.

-Итак, родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то обозначает.

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

-У наших пальчиков тоже есть имена.

5 пальцев на руке своей

Назвать ты правильно сумей.

Этот пальчик боковой, (су-джок,

Называется большой. массировать

Этот пальчик – указчик старательный, пружиной

И называется он указательный. называемый

Этот пальчик как раз посередине, палец)

Средний - даю ему имя.

Совсем как в семье – братец младший, любимчик,

По счету он пятый, зовется мизинчик.

Часть 2.

-Ребята, сейчас я задам вам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Сумеете ответить? Кто знает свою фамилию? Назовите. Трудный вопрос? Нет? Тогда слушайте следующий. Откуда взялись фамилии? От папы и мамы. Это, конечно, правильно. Очень часто в одной семье у всех ее членов – у мамы, папы, детей – одинаковая фамилия. Ну а у мамы и у папы откуда взялась фамилия? А у дедушки и у бабушки откуда? Тоже от их родителей. А вообще – у всех людей?

-Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Трудный вопрос? Трудный, но постараемся найти на него ответ. Давным-давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили они племенами или небольшими селениями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Посмотрите на эту картинку. Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а вот в этом домике на горе – Марья. А если окажется, что в деревне живут два Ивана? Тогда про одного скажут, что это Иван – сын Никиты (Никитин, а тот Иван – Иванов сын.

-Со временем людей стало больше, да и поселения их разрастались. Труднее стало различать людей. Думали… и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек: Иван Иванов, Иван Никитин, Марья Нагорная, Дарья Рукодельная (обращает внимание на картину)Фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него оставалась. Давайте попробуем определить, кем были ваши предки (предки – это те, кто жили очень давно и от которых идет ваш род). Леша, как твоя фамилия(Кузнецов). Дети, как вы думаете, кем были его предки? Наверное, был в роду кузнец. Это очень интересно. Леша, а кем работает твой папа? Он программист, работает на компьютере. Вот видите, папа Леши не кузнец, но фамилия к нему пришла от далекого родственника, который прославился кузнечным мастерством. А компьютеров тогда еще не было. (Очень хорошо на примере еще какой-то фамилии, ясной детям по семантике, рассмотреть ее происхождение: Трифонова, Данилов.)

-Посмотрите на портрет. Кто узнал этого человека? Это наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. От кого к нему пришла такая фамилия? А был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был очень громкий. За такой голос прозвали его «Пушкой». Вот и появилась фамилия – Пушкин.

III Итог.

-Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые специально занимаются тем, что разгадывают происхождение фамилий. Наука эта очень интересная, называется она ономастика. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет заниматься этой интересной наукой. И, конечно, тогда вы всё узнаете о фамилии своего рода. И будете очень ею гордиться.

Можно дать детям задание: узнать, что означает его имя.



Предварительный просмотр:

Занятие  на тему «О себе, о дружбе, о друзьях...»

Цели и задачи

— формировать понятие дружбы;

— учить детей вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживаний другого;

— развивать внимание, мышление, речь.

Оборудование

Журнальный столик, маленький поднос, карточки с вопросами, красивый камень размером с кулак.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель. Сегодня я предлагаю вам поговорить о дружбе — одном из самых важных чувств, испытываемых человеком.

Друзья, если они настоящие, — верные спутники нашей жизни. Они иногда бывают ближе, чем родственники. Им можно довериться, поплакаться в жилетку, они никогда не оставят в беде. Когда случается неприятность, не желая расстраивать родителей, особенно если они пожилые и очень за нас волнуются, мы спешим к друзьям, чтобы рассказать о своей проблеме, облегчить душу.

Так поступают взрослые. Но вы — дети и еще только учитесь дружить, выбирать себе друзей, которые, возможно, останутся ими на всю жизнь. Дружба проверяется годами. Кто-то останется с вами рядом и будет рад всегда подставить вам свое надежное плечо, кто-то разочарует вас, оставит при возникновении малейших проблем. Как сложатся ваши отношения, будет зависеть и от вас, и от вашего друга, потому что дружба — это обязательно взаимодействие людей. И если оба чувствуют духовную связь, необходимость в общении, тянутся друг к другу, стоят друг за друга горой — это и есть настоящая дружба.

Игра «Истории из жизни»

Учитель. Детство — очень важное время для осознания понятия «дружба», когда, наверное, каждый ребенок спрашивает себя: кто такой друг? Для чего он нужен? Умею ли я быть другом?

Предлагаю вам поиграть в игру «Истории из жизни».

Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы все будем рассказывать друг другу истории из своей жизни. Нам на помощь придет вот этот маленький поднос на столике, на подносе лежат карточки с вопросами и заданиями — это темы для разговора. Если вы станете честно и откровенно отвечать на вопросы, то мы сможем многое узнать друг о друге, о чем раньше и не догадывались, и по-новому посмотреть друг на друга. Быть может, кого-то это сблизит, и у нас в классе станет больше друзей.

Сейчас одному из вас я дам в руки камень. (Учитель демонстрирует камень.) Он называется «Камень повествования». Говорить может только тот, у кого в руках этот камень. Остальные должны очень внимательно и терпеливо слушать. В конце игры каждый поделится своими впечатлениями.

Итак, я вручаю камень повествования ... (Алеше).

Ребенок получает камень и, не выбирая, берет карточку, читает задание или вопрос и отвечает.

Карточки

♦ Расскажи, где ты родился и каковы твои самые яркие детские воспоминания.

♦ Помнишь ли ты, как пришел первый раз в первый класс? Каковы были твои впечатления?

♦ Расскажи о своей семье. Что ты особенно в ней любишь?

♦ Какой ты представляешь свою взрослую жизнь?

♦ Случается ли, что ровесники тебя обижают? Как ты к этому относишься?

♦ Какие обязанности по дому у тебя существуют и как ты к ним относишься?

♦ Расскажи интересную историю о ком-либо из своих друзей. Что вас притягивает друг к другу?

♦ Расскажи о своем достижении, которым ты особенно гордишься.

♦ Какие праздники существуют в вашей семье? Как вы их отмечаете?

♦ Есть ли у тебя дома животные? Как вообще ты относишься к животным?

♦ Что ты думаешь о своих одноклассниках?

Вопросы для обсуждения:

— Было ли у вас ощущение, что вас внимательно слушают?

— Какие эмоции вы испытывали во время рассказа?

— Что нового вы узнали?

— Стали ли понимать кого-либо из детей лучше? (Отклик детей.)

Слово учителя. «Быть другом нелегко»

Учитель. Вы, наверно, заметили, что есть люди веселые, общительные — у таких, как правило, много друзей. Есть скромные, незаметные, ничем особенно не выделяющиеся — у них обычно друзей мало или нет вообще. Но яркая внешность и легкий характер еще не гарантируют прочности дружбы. Выбирая себе друга, нужно повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные привычки или сторонник здорового образа жизни...Словом, чтобы друга узнать, надо с ним пуд соли съесть.

Быть другом нелегко. Умение думать прежде всего о друге, а потом о себе или о друге и себе нераздельно — это главный признак дружбы. У эгоистов друзей не бывает, могут быть только приятели — а это разные понятия.

Игра «Комментарий»

Учитель. Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба». Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий».

Описание игры. На доске записаны фразы на данную тему. Учитель читает первую. Желающий Ученик комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по данному вопросу. Возможны дополнения других учеников. Затем ученик, комментировавший первую фразу, читает на доске вторую. Желающий комментирует ее, и т. д.

Фразы для комментария

+ Не со всяким человеком хочется дружить.

+ Нужно уметь отличать друзей от приятелей или товарищей.

+ Я думаю, настоящий друг — это тот, кто...

+ Мальчишки не умеют дружить с девчонками!

+ Интересно, чья дружба крепче — женская или мужская?

+ Говорят, друг познается не в беде, а в радости.

+ Друг мой — третье мое плечо.

Учитель. Как можно доказать свою дружбу и надо ли? Продолжите фразу: «Если у меня выйдет размолвка с другом...»

Подведение итогов

Учитель. Конечно, вы еще только учитесь выбирать друзей и быть друзьями. И на этом долгом пути бывает всякое: обиды, ссоры, драки, недомолвки... Нужно уметь прощать, быть терпимым и никогда не рубить сплеча:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

 

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился —

Ты ему греха не поминай.

Р. Гамзатов

Закончить классный час я хочу на веселой ноте. Послушайте притчу «О рыцаре».

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:

— Рыцарь, ты чего хотел-то?

Рыцарь отвечает:

— Воды попить.

— Ну, так и пил бы...

Учитель. Учитесь слушать друг друга, отношения выясняйте не кулаками, а словами.

Расскажи, где ты родился и каковы твои самые яркие детские воспоминания.

♦ Помнишь ли ты, как пришел первый раз в первый класс? Каковы были твои впечатления?

♦ Расскажи о своей семье. Что ты особенно в ней любишь?

♦ Какой ты представляешь свою взрослую жизнь?

♦ Случается ли, что ровесники тебя обижают? Как ты к этому относишься?

♦ Какие обязанности по дому у тебя существуют и как ты к ним относишься?

♦ Расскажи интересную историю о ком-либо из своих друзей. Что вас притягивает друг к другу?

♦ Расскажи о своем достижении, которым ты особенно гордишься.

♦ Какие праздники существуют в вашей семье? Как вы их отмечаете?

♦ Есть ли у тебя дома животные? Как вообще ты относишься к животным?

♦ Что ты думаешь о своих одноклассниках?

Кто твой настоящий друг?

Как ты считаешь, легко ли быть взрослым?

Хочешь ли ты повзрослеть?

Помнишь ли ты имена своих одноклассников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование занятий для класса предшкольной подготовки

Тематическое планирование для ГПП на 2012/2013 учебный год...

Календарно-тематическое планирование в классе предшкольной подготовки.

Калндарно-тематическое планирование по предшколе....

план конспект по ФЭМП на тему "Свойства предметов" (класс предшкольной подготовки)

план конспект по формированию элементарных математических представлений на тему "Свойства предметов" для класса предшкольной подготовки...

Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по родному языку и развитие речи

Материалы для работы в подготовительной группе по родному языку...

Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по предмету "Познаем мир"

В этом разделе находятся конспекты уроков по предмету "Познаем мир"...

Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по предмету "Учимся думать, рассуждать и фантазировать"

В этом разделе находятся материалы к занятиям с дошкольниками по предмету Математика...