Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Город Бугуруслан - мой родной город!".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Светлана Михайловна

Рассказать детям немного о нашем родном городе. Россия - это наша большая Родина, но у каждого человека есть и Малая Родина. Чувство Родины начинается с малого и близкого, конкретно к тому месту, где он родился, живёт, растёт и познаёт. 

    Наш город ещё  совсем молодой,но унего есть своя история.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_konkursa_pro_gorod_bugurusla.docx168.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида № 17»
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития   воспитанников

               

 Занятие по познавательному  развитию в подготовительной группе «Солнышко»

«Город Бугуруслан - мой родной город!»      

                                                         Подготовила:

                                                         Иванова С.М., воспитатель

                                                         высшей квалификационной категории

г. Бугуруслан, 2020г.

Тема занятия: Город Бугуруслан - мой родной город!

Цель: Воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному городу

Задачи:

 Воспитательные:

 - воспитывать любовь к родному городу, гражданственно-патриотические чувства;

 - воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения;

 - воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда.

 Развивающие:

 - развивать детское словотворчество, зрительное восприятие и внимание; расширять и обогащать словарный запас детей.

 Образовательные:

 - формировать у детей любознательность к истории родного города Бугуруслана, его символике, достопримечательностях;

 - учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

 - формировать умения выразительного чтения стихотворения;

 - формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности (действовать согласно образцу, выполнять инструкции взрослого в целом) .

Оборудование и средства:

для воспитателя: Музыкальное сопровождение, план города, иллюстрации достопримечательностей города, детские рисунки, коллективные работы

для детей: Разрезные картинки герб города  Бугуруслан, фотографии с изображением достопримечательностей города

Предварительная работа:

- просмотр видео «Мой  Бугуруслан»

- Прослушивание записи песен о Бугуруслане.

- Выставка литературы

- Экскурсия по городу (с родителями).

- Беседы о труде взрослых, прославивших город.

- Изучение стихотворений о городе.

Ход занятия

Воспитатель:  — Ребята, я пришла сегодня к вам не одна,  а с маленьким другом.

 - Постарайтесь отгадать, кто же это –

Поскорее мне скажите,

 Что за мяч из мягких нитей?

 Он похож на колобок, с длинным хвостиком …

 (клубок)

( В группу вкатывается клубок. Воспитатель берет его в руки, прикладывает к уху…)

Воспитатель: — Клубочек хочет поздороваться и познакомиться с  каждым из вас. Как же это сделать? (Дети предлагают свои варианты приветствия. С подачи педагога дети принимают решение передавать клубок по кругу, говоря  слова приветствия и называя свое имя, фамилию и отчество).

Воспитатель:

- Ребята, вы все сейчас называли свою фамилию, имя и отчество.

 -  Кто же вам дал имя, отчество и фамилию?  (Родители)

 - А когда родители дали вам имя, отчество и фамилию?  (Когда мы  родились)

(С помощью клубочка, который воспитатель передает из рук  в руки детям, дети отвечают на вопрос, садятся на стульчики )

Воспитатель:

- Правильно. Каждая семья, каждый человек отмечает свои семейные и личные праздники.

- Какой же из них самый главный? (День рождения)

- День рождения может быть не только у человека.

Воспитатель:  — У кого еще может быть день рождения? (Ответы детей)

Воспитатель:  — Свой день есть и у книги, игрушки, дома и даже у целого города. Городам, как и людям, дают «имена», горожане отмечают их дни рождения.

Вот и у нашего города  день рождение, ему исполнилось 265лет.

Воспитатель:  — Ребята, скажите мне, как называется место, где человек родился и вырос?  (Россия, Родина, малая Родина)

- Что означают слова Родина и малая Родина? ( Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.)

- Назовите вашу малую Родину? (город  Бугуруслан)

Звучит песня «Бугуруслан»

Давайте поздороваемся с нашим городом, с нашей малой Родиной.

Пальчиковая игра "Улыбнемся солнышку".

Улыбнемся солнышку: "Здравствуй, золотое!" (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)

Улыбнемся небу: "Здравствуй, голубое!" (поднимают руки вверх)

Улыбнемся дождику: "Лейся, словно из ведра!" (показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки)

Улыбнёмся городу: "Пожелаем ему, добра!"

- Как называются жители нашего города? (Бугурусланцы).

- Бугуруслан был основан  в 1748 году . Обширные пространства плодородной земли, луга, рыболовные угодья привлекают в  окрестности Бугуруслана помещиков: Аксакова, Осоргина, княгиню Волконскую и др..

  Бугуруслан – старый город, ему 265 лет. Название нашего города состоит из двух частей: «буг»- широкая река, которая весной затопляет берега; «арслан» - могучий, гигантский, храбрый. Бугуруслан – это могучая река.

Воспитатель : У нашего города есть герб. Как по-другому можно назвать герб?

 Дети : Герб можно назвать знаком.

 Воспитатель : Да, герб – это знак города.

 Воспитатель: Что изображено на гербе?

 Дети : На гербе изображена черная овечка на зеленом поле.

 Воспитатель : Герб нашего города прямоугольной формы, на нем изображена овечка: голову овечка держит прямо, хвостик опущен, что выражает покладистость характера и миролюбие. Черная овечка – дань уважения и благодарность животному, давшему бугурусланцам мясо, молоко и шерсть.

 Воспитатель : Какие цвета есть на гербе?

 Дети: На гербе белый, черный, зеленый цвет.

 Воспитатель : Черный цвет обозначает смелость, а зеленый – богатства окружающей природы.

Воспитатель: Вам интересно узнать  чем занимаются Бугурусланцы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в интересное путешествие по городу Бугуруслан. А поможет  нам в этом волшебный клубочек и волшебная карта, клубочек укажет нам дорогу. Где он остановится, там нас и ждёт интересная история про наш город Бугуруслан.

Воспитатель: Ты катись – катись клубочек через кочки и пенёчки, много тайн нам расскажи и конечно не молчи.

 Тогда вставайте и тихонько, друг за дружкой шагайте.

Смотрите, впереди - речка! Как она называется?

В нашем городе Бугуруслане протекает река Кинель.

Название реки Кинель восходит к легенде о девушке по имени

Кинель, которую отчим насильно выдал за богатого, но не любимого

человека, она от безысходной жизни бросилась в реку и утонула.

Местный поэт А.К.Шиперов посвятил ей свою болладу. Но наряду с

легендой существует и научное толкование-от тюрских корней «кин»-

широкий, «елка»-река, т.е. широкая река. Татары произносят это

название, как «Кинэпе», имея в виду способность к разливам.

 А.К.Шиперов и начинает свою болладу такими словами:

Кинель - по тюрски, говорят,

Широкая река,

Весенний празднуя обряд,

И прямь ты широка.

 Ребята, Оренбуржье притягивало многих поэтов и писателей, но край вдохновляет и сейчас. Мы знаем многих наших земляков, которые посвящали нашему краю множество стихов. Среди них  Г.И. Филиппов, А.К.Шиперов , В.Н.Левановский и др.

«Бугуруслан» - произнесу,

И сердце задрожит, забьётся,

Как лист осиновый в лесу,

Что уремой у нас зовётся.

Глаза прикрою – и опять

С утра и до возврата ночи

Над степью будет трепетать

Живой пернатый колокольчик.

…Знать, время собираться в путь

За главной на земле удачей:

Круг жизни не спеша замкнуть

Там, где он был однажды начат.

                   Дмитрий  Ризов.

Воспитатель: Ты катись – катись клубочек через кочки и пенёчки, много тайн нам расскажи и конечно не молчи.

- Чем богат наш город? (нефтью, хлебом, лесами…)

Ровно 76 лет назад в 1937году забила 1-я скважина пробуренная нефтяниками. И с тех пор наш город называется городом нефтяником.

Воспитатель: У кого родители работают в нефтяной промышленности?

Дети: (ответ)

Воспитатель: Ты катись – катись клубочек через кочки и пенёчки, много тайн нам расскажи и конечно не молчи.

- Какие деревья растут в наших лесах?

- Какие птицы и звери обитают в наших лесах?

Мимическая гимнастика

-Давайте, мы как мышка испугаемся;

- Как лягушка похохочем (ха-ха-ха) ;

- Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком;

- Как волк повоем (у-у-у) ;

- Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы;

Молодцы! Пора в путь.

Воспитатель: Ты катись – катись клубочек через кочки и пенёчки, много тайн нам расскажи и конечно не молчи.

                            «Наш город большой и прекрасный,

                              Наш город красив и богат,

                              И будут здесь скверы и парки

                              Расцветет Бугуруслан словно сад»

- Мы с вами находимся в парке «Ленинский парк». Чем интересен наш парк ? Дети:В нем находится  памятник солдатам, погибшим в мирное время в Афганистане и Чечне. Растут красивые ели. Находится детская площадка.

Воспитатель: Ты катись – катись клубочек через кочки и пенёчки, много тайн нам расскажи и конечно не молчи.

Воспитатель:А какие большие и красивые здания в нашем городе вы знаете? Дети:(Дворец культуры, Ледовый дворец, стадион «Олимп» и т.п.)

 Воспитатель:Вот мы с вами подходим к спортивному комплексу. Какой красивый и большой стадион в Бугуруслане! Здесь есть все, чтобы заниматься спортом – «Чтоб расти и закаляться, не по дням, а по часам, Физкультурой заниматься, заниматься надо нам».

Физминутка.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

- Продолжаем наше путешествие.

Воспитатель: Ты катись – катись клубочек через кочки и пенёчки, много тайн нам расскажи и конечно не молчи

                         «Вот она твоя краса,

                           В стройках, зданьях, корпусах.

                           Строят школы и завод,

                           А кто строит, тот поет»

- Смотрите, ребята, мы пришли на городскую  площадь. Здесь идут концерты, посвященные Дню рождения Бугуруслана.

Воспитатель: Ты катись – катись клубочек через кочки и пенёчки, много тайн нам расскажи и конечно не молчи.

А сейчас наш путь лежит к главному памятнику нашего города.

На ровной площадке на склоне кинельского берега, у въезда в город с южной стороны взметнулся в небо 15- метровый обелиск – это памятник бугурусланцам, не вернувшимся в родные края с полей сражения Великой Отечественной войны.

  У основания памятника под плитой с соответствующей надписью замуровано письмо потомкам с наказом вскрыть в 2017 году. С тех пор бьётся на ветру негасимое пламя священного огня Памяти. По праздничным дням сюда приходят тысячи бугурусланцев.

Воспитатель: Ты катись – катись клубочек через кочки и пенёчки, много тайн нам расскажи и конечно не молчи.

 И вот прикатился наш клубочек в детский сад.

Д/и «Знаешь ли ты свой город».

Цель: закрепить знания о городе, о его достопримечательностях.

Перед детьми лежат фотографии с изображением достопримечательностей родного города. Воспитатель описывает памятник, здание, а ребенок, если угадал, берет фотографию и говорит название. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фотографий.

- Ребята, вот мы и посмотрели на наш город, а построен он трудовыми руками наших бугурусланцев. Я желаю, чтобы вы выросли, выучились, освоили разные специальности и получили профессии и остались жить и работать в нашем родном городе. А для этого надо много учиться и трудиться, любить свой город, свой край, свою Родину.

                             

                                   «Кто в Бугуруслане не бывал,

                                     Очень много потерял.

                                     Бугуруслан наш так хорош,

                                    Лучше в мире не найдешь!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Наш родной сибирский лес".

Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.Образовательные:Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.активизир...

Путешествие в город профессий. Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе...

Сценарий НОД с детьми по Познавательному развитию В подготовительной группе Тема:» Энгельс наш любимый, город наш родной»

патриотические чувства к родному городу проявляются в чувстве восхищения своим городом. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным город...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Транспорт родного города"

Программное содержание:     Закрепить знание детьми названия родного города. Расширять представления детей о транспорте на улицах родного города, его названии, особенностях внешнег...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине. Задачи: расширять знания детей о родном городе;закреплять умения узнавать и называть зна...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе"Михайловск -город мой родной"

Воспитывать у детей любовь к родному городу, желание лучше узнать его.Формировать понятие «малая Родина», расширить и закрепить представление о понятии улицы города.Учить детей замечать кр...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине.Задачи: ·         расширять знания детей о родном...