Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе " Лес- богатство нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гурова Ирина  Викторовна

занятие для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_15.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект занятия по познавательному развитию подготовительной группы

                                                   «Лес – богатство нашего края»

Цель образовательной деятельности: уточнение представлений детей о значении леса в жизни людей.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роль в жизни животного мира и человека;
  • закрепить знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам кислород;
  • уточнить этажность леса и особенностях расположения растений и обитателей на этажах;
  • особенности использования человеком лесных ресурсов и их восстановление;
  • уточнить правила поведения в лесу.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, желание узнавать что – то новое;
  • способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю;
  • объяснять детям необходимость бережного отношение к использованию природных ресурсов своего края;
  • Учить детей видеть красоту природы.

Словарная работа: Активизировать словарь детей: сосновый бор, дубрава, березовая роща, ельник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес.

Оборудование: картинки деревьев, картинка этажности леса, животных (волк, лиса, медведь, белка, волк), деревянные изделия, картинки правил поведения в лесу.

    Ход занятия

1. Игровая ситуация

Дети, сегодня я получила от Лесного Гномика письмо, в котором он написал, что ему очень нужна помощь ребят, и он просит их срочно приехать в лес). Ребята, я думаю, нам надо отправиться в лес, что бы помочь Лесному Гномику. Скажите, а кто из вас был в лесу, и какие правила поведения в природе вы знаете?     (рассказы детей по картинкам)

                Так куда мы отправимся? ( в лес)

  2. Основная часть

        А) первая станция «Деревья»

        В. А что такое лес?

        Д. Лес, это когда много деревьев. А какие деревья вы помните и знаете?

Д. Береза, сосна, ель, тополь, рябина, клен, дуб. (По мере ответов вывешиваются картинки деревьев. )

И обговариваются название лесов. (Березняк, бор, ельник, дубрава)

. А как вы думаете, почему листья с деревьев опадают?

В — В холодное время года, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. У основания черешков появляется отделительный слой, листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. С приходом весны корни начинают добывать воду из оттаявшей почвы, и у растения отрастают новые листья. А у елки и листики совсем узкие- иголочки и корень длиннее. Вот она и остается зеленой всю зиму.

Расположите картинке на 2 группы? По какому признаку вы это сделали?

Д — У одних деревьев есть листья, у других – иголки.

В. Правильно. А как называется лес, в котором растут только деревья с листьями?

 (Лиственным. )Давайте повторим все вместе.

В А лес, в котором растут деревья с иголками или хвоей, называется хвойным. Бывает и смешанный лес. Какие деревья там растут?

Д. Все, с листьями и с иголками.

Игра: Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру. Если я назову лиственное дерево, то вы поднимите ручки и покажете мне ладошки, а если я назову хвойное дерево, то вы растопырите пальчики и покажете мне иголочки-пальчики.

(береза, сосна, дуб, каштан, тополь, рябина, ель, клен, лиственница)

Молодцы. А теперь мы переходим на следующую станцию. 1,2, 3, повернись на следующей станции очутись.

Б) Вторая станция «Обитатели леса»

Вот мы с вами говорили про лес. А лес, это дом для живых организмов, и у него как и у многоэтажного дома есть тоже этажи

3 этаж – деревья такие, как сосна.

2 этаж – кустарник и низкорослые деревья.

1 этаж — трава, мхи.

Подвал – в нем находятся корни.

А поскольку лес — это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы.

Кто может обитать в подвале?

       Подвал Под землей находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и    ,

      Земляные черви, они рыхлят землю

1 этаж  На земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле, в траве вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи, славка черноголовка. Стоят жилища ящерицы, ежи, роют лисы. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц, например, дроздов.

        2 этаж  Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их-

        з этаж  Совы и другие птицы. Летом на всех этажах много жильцов.

                                      (предлагаю заселить этажи)

        Сейчас мы с вами поговорим как животные готовятся к зиме.

 Как заяц готовится к зиме? ( меняет шубку)

Да, он меняет шубку, но не сразу, а постепенно, чтобы лиса его не нашла. А где он живет зимой?

Он роет ямку и спит в снегу. Ест кору и выкапывает корни деревьев.

Воспитатель:

   Что вы можете рассказать о лисе (Ответы детей)

Воспитатель:

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая

шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым

кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.

Воспитатель : Расскажите, как подготавливается к зиме медведь(ответы детей.)

Осенью  медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как

заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед, рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.

Как готовятся к зиме белки?

Делают запасы на зиму и меняют шубку.

Как готовятся к зиме волки?

Их шерсть становится гуще и длиннее, поскольку зимой они не впадают в спячку. Большинство мелких травоядных зимой спит, поэтому волкам приходится охотиться на крупных. Для этого они собираются в стаи.

. Физкультминутка.

Молодцы. А теперь Мы переходим к следующей станции.

Мы идем лесной дорогой, интересного тут много

По тропинке мы пойдем, чудеса в лесу кругом

Вот растет под елкой гриб, рябинка пламенем горит

Белка скачет скок, поскок и орехи щелк да щелк

Тихо, тихо не шумите и природу берегите

В) третья станция «Лес и человек»

Посмотрите на стол. Что тут есть? ( дети называют предметы из дерева)

Что объединяет эти предметы?

Они из дерева. Посмотрите, сколько всего нам дает лес. А что еще мы не назвали? Что еще нам дает лес?

Дети :Свежий воздух, грибы, ягоды. Мы любуемся лесом.

А как вы думаете, почему тут варежки? Они лишние?

А вот и нет. Варежки совсем не лишние. Оказывается из хвои сосны можно вязать варежки. Сначала набирают иголок. И замачивают их в воде. Там они размягчаются и становятся темнее. Затем их складывают в мешок и много по ним бьют, чтобы те размягчились еще больше. Затем ниточки прядут и вяжут из них варежки или носки. А кто добывает древесину? Кто рубил лес? ( ЛЕСОРУБ)

4.Ребята, вы, наверное, устали? Давайте найдём красивую чистую полянку и немного отдохнём, а что это у нас тут в кустах? Ой-ёй-ёй, дети, посмотрите, что это тут такое?

Дети: это- мусор (на вопрос воспитателя, откуда он в лесу появился, дети высказывают свои предположения,

Воспитатель: что же нам теперь делать? И Лесной Гномик не оставил нам никакого задания. Может, найдём другую чистую полянку для отдыха? (подводит детей к самостоятельному решению о том, что нужно убрать мусор)

Дети: давайте уберём этот мусор, чтобы в лесу было чисто.

Воспитатель: дети, я очень горжусь вами, посмотрите, сколько мусора мы убрали и выбросим в специальный мусорный контейнер. Вы, как настоящие экологи любите и бережёте лес. Кто из вас знает, кто такие экологи?

Воспитатель: есть такая очень благородная профессия – эколог. Он защищать и охранять природу. А что бы это правильно делать, надо изучать специальную науку, которая называется экология (во время беседы об экологии педагог делает вид, что заметил кого-то в лесу).

- Ребята, а вот и Лесной Гномик к нам пришёл (персонаж здоровается с детьми и очень встревожено говорит, что  некоторые совсем не знают как себя вести в лесу: одни топчут цветы, другие мусорят и обижают животных и птиц. А вот сейчас Гномик УВИДЕЛ, что на соседней полянке туристы оставили непогашенный костёр и может случиться беда)

Воспитатель: какой беды боится Гномик, почему так переживает за лес? (дети: может быть пожар...). Правильно, а теперь представьте на минутку, что вы оказались в горящем лесу, что бы вы увидели? (детигорят деревья, трава, цветы, животные спасаются бегством, но малыши-зверята бегают медленно и могут не успеть спастись…и погибнут, плакат «Сгоревший лес»).

Воспитатель: а если бы вы увидели в лесу непотушенный костёр или дымящийся окурок, что бы вы сделали, как бы вы потушили огонь? (дети: нужно залить огонь водой или засыпать песком, или землёй). Но всё, же ребята, потушить пожар в лесу гораздо сложнее, чем предотвратить его, поэтому-нужно всегда тушить костёр, нельзя зажигать огонь в лесу без взрослых, во время сильного ветра, нельзя бить стекло.

Воспитатель: к лесным богатствам нужно относиться ответственно и бережно. Ведь недаром говорится: «Лес – богатство и краса, береги свои леса». «Кто лес уважает, растения не обижает, зверятам - помогает, тот гостем желанным в лесу бывает».

Тот настоящий друг леса

В. Ребята, мы с вами молодцы. Все правила узнали.

 5. Рефлексия, итог занятия

Воспитатель: дети, давайте расскажем гномику, чему мы сегодня научились, что узнали в его лесу.

Давайте на память украсим дерево добрыми пожеланиями, которые вы хотели бы оставить  

( приклеивают картинки)

- Ребята, мне очень понравилась с вами путешествовать. Мы узнали много нового и интересного, совершили столько хороших дел, вы – такие молодцы! Гномик решил вас наградить медалями «Друзья леса» (детям вручаются медальки), Давайте поблагодарим его и на прощание скажем ему наш девиз: «Путешествуй, познавай, край родной оберегай». А теперь нам пора возвращаться из леса.

 1, 2, 3, повернись. В группу возвратись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города, развивать культурно...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лес – богатство Калужского края»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лес – богатство Калужского края»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать предс...