"Народные праздники на Руси" Основная образовательная деятельность по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Костюк Наталья Витальевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_prazdniki_na_rusi.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Составила воспитатель: Костюк Н.В.

Познавательно - исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим)

Тема: "Народные праздники на Руси»

Цель: Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим) по теме " Народные праздники на Руси"

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с традициями празднования известных русских праздников.

Развивающие

Развивать интерес к народной культуре.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям, к народным играм.

Развивающие:

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции: речевое  развитие, социально - коммуникативное.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Средства реализации: Презентация «Русские народные праздники», музыка с русскими народными мелодиями, шапочка с изображением солнца, колокольчик.

Структура ООД

Содержание ООД

Деятельность

детей

Планируемые результаты

Вводная часть (2 мин)

Установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации.

Организационный момент:

 Воспитатель в русском народном сарафане, приглашает детей в группу под русскую народную мелодию.

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются).

К нам сюда скорее просим!

Подходи  честной народ!

Шевелитесь, торопитесь –

Праздник всех сюда зовет!

Ребята, вы любите праздники? (Да) 

Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы,  вы знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки.  На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, умел и веселиться.

Вы хотите узнать, как появились праздники, как отмечали их раньше? (Да)

Воспитатель: - У меня есть волшебный колокольчик, который перенесет нас в прошлое.

Колокольчик волшебный звени,

В прошлое нас перенеси.

Встают в круг, улыбаются друг другу.

Называют народные праздники

Дети заинтересованы

Основная часть (21 мин.)

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

. (Слайд)

Воспитатель: - Ребята мы с вами оказались в Древней Руси. Много разных праздников у них было.

Отгадайте загадку про первый праздник, на который мы с вами попадем. (Слайд)

Среди зимы –

Большое торжество.

Великий праздник - … (Рождество)

 - А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

(Слайд) Воспитатель: - Рождество - один из главных христианских праздников, установлен в честь рождения Иисуса Христа. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Поскольку она ознаменовала Рождество Христово еще её называют «звездой Рождества». Раньше в праздник Рождество парни и девушки ходили по домам, поздравляли с праздником, а на палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшенная фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества.

Воспитатель: - Наши прадедушки и прабабушки очень любили этот праздник - Рождество Христово. Называли его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, желали наилучшего специальными песенками - колядками. А вы знаете колядки? Давайте споем все вместе

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, Коляда, подай пирога!

Подай, не ломай,

А по целому давай!

Воспитатель:- Рождество отмечают всей семьей, и дети принимают активное участие в праздновании.  Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. А вы знаете другие традиции этого праздника? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

 Воспитатель: - Чтобы попасть на следующий народный праздник, отгадайте загадку:

Его празднуют весной

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,
И блинами угощают.
(Масленица)

(Слайд) Воспитатель: - Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.

Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна красна,

      Приди, весна, с радостью!

   

Давайте соберем картинкус изображением Масленицы.

Воспитатель: Что еще делали на масленицу? (Ответы детей)

Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.

А чучело, сделанное из соломы (Слайд) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли.

А вы хотите поиграть? (Да)

Воспитатель: - Тогда давайте сыграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

 Воспитатель: - Отгадайте загадку:

 Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют!
(Пасха)

(Слайд)

Воспитатель: - Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение. В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки - расписанные красками яйца(Слайд). В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!»

Давайте вспомним пасхальные приметы.

На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)

 Воспитатель:- Молодцы, ребята! (Слайд) На какой народный праздник мы с вами сейчас попали? (Ответы детей) (Слайд)

Праздник Ивана-Купалы отмечают летом, в ночь с 6 на 7 июля. Купальские обряды, совершаемые в эту ночь, очень разные. Это плетение венков, украшение зеленью построек, гадание, обливание водой, ночные гуляния вокруг купальского костра. Сначала вокруг костра водили хороводы (это древний символ солнца), пели песни, а затем девушки и парни, взявшись за руки, прыгали через костер. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят: «Гори, солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее». Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце догоняет детей

Смотрят презентацию

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Дети поют колядки

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Поют закличку

Собирают картинку

Играют в подвижную игру «Золотые ворота»

Играют в подвижную игру

активно использует ранее полученные знания в беседе

умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;  

активно участвует  в совместных играх

Заключительная часть (2 мин)

Подведение итогов деятельности, рефлексия, поощрение детей.

Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята вот нам пора возвращаться домой.

Колокольчик волшебный звени

В настоящее время нас перенеси.

Воспитатель: - Ребята вам понравилось путешествие по русским народным праздникам? Что вам запомнилось, показалось самым интересным? (Ответы детей)

Русский народ  издавна создавал свои обычаи, традиции, праздники. На протяжении веков они изменялись, но всегда остается потребность людей в праздничные дни собираться вместе, радоваться, веселиться.

Дети выражают свои эмоции.

Могут использовать речь для выражения своих чувств и мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему:"По стопам Ломоносова"

Материал адресован детям старшего дошкольного возраста.Целями данной работы являются:- ознакомление воспитанников с биографией и основными научными открытиями М. В. Ломоносова;- воспитание чувст...

Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру.

Данные  конспекты помогут обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой, обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой, материал ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру "В мире техники"

предлагаю вашему вниманию конспект занятия на тему "В мире технике" для подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познании окружающего мира в старшей группе на тему «Новости с праздника»

Конспект НОД познании окруңаюәего мира в старшей группе на тему "Новости с праздника".Воспитатель рассказывает детям о празднике татарской Сабантуй о играх  т.д....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе "День народного единства"

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества....