Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая природа, растения как живые организмы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лопарева Елена Евгеньевна

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

 

Задачи:

1) Формировать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано:

    - закреплять знания о растениях, их отличительные признаки,

    - выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

   - понять, как происходит процесс дыхания у растений.

2) Развивать наблюдательность, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.

3) Создать условия для развития умения проводить исследовательскую деятельность, выявляющую потребность растения в воздухе, дыхании.

4) Воспитывать интерес, положительное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая природа, растения как живые организмы»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

1) Формировать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано:

    - закреплять знания о растениях, их отличительные признаки,

    - выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

   - понять, как происходит процесс дыхания у растений.

2) Развивать наблюдательность, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.

3) Создать условия для развития умения проводить исследовательскую деятельность, выявляющую потребность растения в воздухе, дыхании.

4) Воспитывать интерес, положительное отношение к природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу доброго дня!

(Пальчиковая гимнастика): «Ладошки»

Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)

Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)

Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ручки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Незнайки. Он просит нас разгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него МЫ жить не можем

Трудная загадка? Тогда закройте нос и попробуйте дышать, не получается?

Нет, нам нужен воздух

А как вы думаете, ребята, умеют ли дышать растения? Как доказать, что они дышат?

Когда человек дышит, воздух поступает внутрь и выходит из него.

Возьмите пожалуйста пластиковые трубочки. Попробуйте подышать через них:

Вдох, …выдох, …вдох,… выдох…

А теперь отверстие пластикой трубочки замажем вазелином.

Давайте еще раз попробуем подышать:

Вдох….Выдох…

Получается?

Дети: Нет!

Воспитатель: Вазелин воздух не пропускает.

Растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы это проверить мы смажем вазелином нижнюю сторону листочка у одного растения верхнюю у другого, затем ежедневно в течение недели будем наблюдать за нашими бальзаминами. Через неделю сделаем вывод. (Вывод такой: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны – погибли)

Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем

(Пальчиковая гимнастика: «Цветок»)

У каждого из детей кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

• Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).

• Но   к   полудню   ближе (ладони отходят   друг   от   друга,   подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

• Раскрывает лепестки,  красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены,   а  пальцы   плавно  расходятся  в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

• К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы   сомкнуть   —   нераскрывшийся цветок).

• И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

• До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

Воспитатель: Давайте попробуем узнать, проходит дли воздух через листья внутрь растения.

Давайте сделаем срез стебля растения и посмотрим через лупу.

Дети: Там есть маленькие отверстия!

Воспитатель: Теперь мы стебель погрузим в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля)

Проведем опыт «Сквозь листочек»

  1. Наливаем в бутылку воду, оставив ее незаполненной на 2-3 см;
  2. Вставляем лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду;
  3. Плотно замазываем пластилином отверстие бутылки как пробкой;
  4. Проделываем отверстие для соломинки и вставляем ее так, чтобы кончик ее не достал до воды;
  5. Закрепляем соломинку пластилином;
  6. Встаем перед зеркалом, отсасываем из бутылки воздух.

Наблюдение: Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Вывод: Воздух через лист проходит в стебель, потому что мы увидели выделение пузырьков воздуха в воду.

Воспитатель: Ребята на столах стоят четыре растения (Бальзамин, герань, кливия, аспарагус). Посмотрите внимательно, пожалуйста, как они стоят.

Теперь все закрываем глаза. (В это время воспитатель меняет местами горшки с цветами)

А теперь Артем переставит горшочки так, как они стояли прежде.

Воспитатель: Ребята, встаем все в круг!

(Физ.минутка)

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал, (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже, (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик! (встали, спрятали руки за спину)

Послушайте стихотворение ребята:

Вот на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и интересного. Спасибо за занятие!

 D:\дет сад\аттестация\аттестация 2026\Конспекты на сайты\24.03.2021\фото занятия\IMG_20210324_091238.jpg

D:\дет сад\аттестация\аттестация 2026\Конспекты на сайты\24.03.2021\фото занятия\IMG_20210324_091349.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Чудесные пуговицы"

Программное содержание: ·        Пополнять и обогащать представления ребёнка о том, что непосредственно его окружает;·...

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в лес»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космическое открытие»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космическое открытие»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Народная игрушка"

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мыло-фокусник"

Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни....