Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Потапенко Каролина Витальевна

Интеллектуальная викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_kosmos_st.vozrast.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная викторина

для детей старшего дошкольного возраста

«ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Цель: закрепить имеющиеся знания дошкольников о космосе.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике;
  • обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т. д.)

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • развивать силу, выносливость.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу;
  • создавать эмоционально благоприятную атмосферу;
  • развивать силу, выносливость.

Материал:

  • Презентация Power Point.
  • Картины о космосе (конкурс «Дополни словечко»).
  • Рисунок по точкам с цифрами для конкурса капитанов (подготовительная группа).
  • Разрезные картинки для конкурса капитанов (старшая группа).
  • “Чертёж” (схема) ракеты из мягких модулей.
  • Спортивный инвентарь для соревнований.
  • Доска магнитная для каждой команды с названием команды (картинка-схема).
  • Звезды – бонусы за правильные ответы.
  • Поощрительные сюрпризы для детей.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг по данной тематике.

4. Рисование, аппликации, пластилинография и др. виды деятельности по теме.

5. Дидактические игры:

  1. «Найди по тени»
  2. «Планеты солнечной системы»
  3. «Собери картинку» (паззлы)
  4. «Космическая цепочка»
  5. «Узнай созвездие»

6. Просмотр видеороликов про космос.

7. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.

Дети под музыку входят в зал.

Вступительное слово воспитателя.

Дети старшей группы исполняют песню «Во Вселенной есть планеты»

(музыка А. Комарова, слова Т. Рядчиковой).

Дети подготовительной группы исполняют песню «Ждут нас звёзды давно» (слова и музыка Е. Александровой)

(садятся на стульчики)

Звучит космическая музыка и в зале появляется инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте, Земляне!

Воспитатель: Ребята! Кто это? (Дети отвечают). Да, ребята, это инопланетный гость. Давайте с ним поздороваемся! (Дети здороваются).

Инопланетянин: Я - житель далёкой планеты Меркурий. Со своей Галактики я уже который месяц наблюдаю, что Земляне готовятся к какому-то празднику.

Дети рассказывают стихи (подготовительная группа).

Ведущая: Ребята, расскажите нашему гостю, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День космонавтики).

Инопланетянин: Да-да, я помню, как 60 лет назад какой-то отважный человек с вашей планеты полетел в космос. Кто это был?

Дети: Юрий Гагарин.

Инопланетянин: А вам интересно, что он видел во время того полёта? (Да!)

Воспитатель: Уважаемый инопланетянин, наши ребята очень интересуются космосом и уже много знают. Мы приглашаем Вас остаться на нашей викторине в качестве гостя (члена жюри?) и проверить знания наших детей.

Инопланетянин: Я буду очень рад!

Воспитатель: Ребята, вы готовы? (Да!) Вам предстоит разделиться на 2 команды и выполнить задания, которые помогут вспомнить всё, что вы знаете о космосе, Солнечной системе и космонавтах.

Важно помнить, что побеждает тот, кто дружен, обладает смекалкой и не бросает друзей в беде. За правильные ответы вы будете получать звезды. В конце нашей викторины мы их подсчитаем. У кого окажется больше звёзд – тот и выиграл. (Для каждой команды подготовить магнитную доску с “обозначением” команды и прикреплять туда звёзды!!!!)  Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, быстро поднимайте руку, а капитан команды должен озвучивать имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

Сначала я представлю вам наше жюри, которое будет оценивать наши конкурсы.

Воспитатель представляет жюри: (2-3 человека из присутствующих на празднике)

1 конкурс «Приветствие».

Задание: Ребята, Вы должны выбрать капитана своей команды, а также представить свою команду и свой девиз.

Приветствие 1-ой команды:

Вас приветствует команда «Ракета»

Наш девиз: (все вместе):

Мы помчимся мимо звезд

Береги, комета, хвост.

Команде «Космонавты» - привет!

Приветствие 2-ой команды:

Вас приветствует команда «Космонавты»

Наш девиз:(все вместе):

Космонавтами мы станем и рукой до звёзд достанем!

Команде «Ракета» - привет!

(Оценка жюри).

2 конкурс. «Космическая разминка».

Задание: Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы обеим командам по очереди. Чья команда быстро, правильно и слаженно будет отвечать, получит звезду.

*- Как называется наша планета? (Земля).

--- Какую форму она имеет? (Форму шара).

*- Самая большая и горячая звезда во вселенной? (Солнце)

--- Как называется спутник Земли? (Луна)

*- Какая планета самая большая. (Юпитер.)

--- Самая маленькая? (Меркурий).

*- Сколько планет в Солнечной системе? (8).

--- Солнце – планета или звезда? (Звезда).

*- У какой из планет есть кольца? (У Сатурна.)

--- Как называется профессия тех, кто летает в космос? (Космонавт).

*-Как звали собак, которые летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)

--- Кто был первым космонавтом? (Гагарин).

* - На чем летают космонавты? (Ракета)

--- Как называется место, откуда стартует ракета? (Космодром)

*-На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)

--- Как называется одежда космонавта? (Скафандр.) 

Дополнительные вопросы для детей подготовительной группы:

*- Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп.)

--- Как называется аппарат, на котором Юрий Гагарин вернулся на Землю после запуска ракеты в открытый космос? (Спускаемый аппарат космического корабля Восток - капсула)

*- Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

--- А кто первая женщина, полетевшая в космос? (Валентина Терешкова).

** Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

(Оценка жюри).

3 конкурс. “Строительный”

- Отгадайте загадку:

До Луны не может птица

Долететь и возвратиться

Но зато умеет это

Делать быстрая..... (ракета)

- Для чего нужна ракета? (Ответы детей)

- Как ещё можно назвать ракету? (Космический корабль).

Задание: Ребята, вам сейчас предстоит построить космические корабли. Космический корабль – это очень сложная конструкция, в создании которой участвуют специалисты самых разных профессий. Но, прежде чем приступить к любому строительству, нужно иметь что? (чертёж). Правильно, необходим чертёж! Я даю вам чертежи, материал для строительства перед вами — это мягкие модули. Вы должны построить ракету точно по чертежу.

(Оценка жюри).

4 конкурс. «Путешествие на ракете».

Задание: Я предлагаю отправиться в путешествие. По залу раскладываются обручи-ракеты. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами стихотворения:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (можно усаживаться в одну ракету по два-три человека из одной команды). Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Затем по одному обручу убирается, все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

(Оценка жюри).

5 конкурс. Игра «Дополни словечко».

Задание: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да!) Сейчас вам нужно не только отгадать загадку, но и найти ответ на картинках.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на… (Ракете)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (космонавт)

Самый первый в космосе,

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт … (Гагарин)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный … (спутник)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (комета)

Что видим мы, взглянув в оконце,

Нам ярким светом светит … (солнце)

Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный Путь)

(Оценка жюри).

Динамическая пауза:

Игра с ускорением “Я - ракета!” (старшие группы)

авторы Алёна Карташова и Николай Стрельников.

Пластическая импровизация “Звёздочки и роботы” (подготовительная группа).

(можно пригласить инопланетянина)

6 конкурс. «Солнечная система».

Ведущий: Вам известно, что в нашей Вселенной есть Солнечная система? (Дети: “Да!”) Тогда вы наверняка знаете, что вокруг Солнца вращаются планеты. (Дети: “Да, их 8!”) Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы запомнили расположение планет солнечной системы относительно Солнца.

Задание: Дети располагают предложенные планеты (для старшей группы 4-5 планет, для подготовительной группы 5-8 планет) солнечной системы на “звёздном небе" (это может быть магнитная доска, плоскостное “поле”, макет солнечной системы или выстроить детей, одев на них маски планет и т.п.).

(Оценка жюри).

7 конкурс. Конкурс капитанов.

Задание: Сейчас будет задание для капитанов. Нужно выполнить его правильно и быстро. А остальные участники команды поддерживают своих капитанов.

Задание для старших групп: Собрать паззл и сказать, что получилось. Побеждает та команда, капитан которой быстро и правильно выполнит задание.

Задание для подготовительной группы: вам надо прямыми линиями соединить все точки по порядку и сказать, что у вас получилось. Кто сделает первым и правильно, та команда и получит звездочку.

(Оценка жюри).

Заключительная часть. Подведение итогов.

Ведущая: Уважаемый инопланетянин, помогите командам подсчитать звёзды. (Каждая команда считает свои звезды. Капитан говорит инопланетянину результат). Ведущий подводит итог соревнований.

Ведущий: Это был последний конкурс нашей космической викторины. Мы много вспомнили о космосе, о планетах Солнечной системы, может быть, кто-то даже узнал что-то новое. Но планета Земля, на которой мы живем - самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить, и, возможно, через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!».

Вручение значков «Знатоки космоса».

Флешмоб “Если очень захотеть - можно в Космос полететь”

группа «Радиотранс» (ремикс Dj Rich-Art)

Инопланетянин: Какие вы умные ребята! Мне очень понравилось у вас на планете Земля. Но, к сожалению, пора возвращаться домой, на планету Меркурий. Но сначала я хочу подарить вам подарки (вручает сюрпризы). Продолжайте и дальше стремиться к знаниям, берегите свою планету и прилетайте в гости! До свидания! (Уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный мир космоса»

Цель: развитие интереса детей к космосу и людям, покорившим его просторы.Задачи:• закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть другие планеты;• расшири...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Этот удивительный космос"

Цель проекта: Приобщение детей к знаниям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный Невский проспект».

В этом конспекте содержится материал, который расширяет знания детей о своем городе. Воспитывает интерес к дальнейшему познанию города....

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный мир космоса»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный мир космоса"...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный космос»

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о космосе, астрономии. Развитие предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы....

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный космос»

Пробудить у детей интерес к изучению темы «Космос».Закреплять знания детей о планетах, о  солнечной системе. Обогащать  и расширять  представления  детей о космической ...