Конспект НОД по познавательному развитию Необитаемый остров (позн-исл деят-сть)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Третьякова Ирина Константиновна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшей группы по теме: «Удивительный мир камней»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшей группы по теме: «Удивительный мир камней»

Подготовила и провела занятие воспитатель старшей группы №1

Третьякова И.К.

Интегрируемые образовательные области:

  • Здоровьесберегающие: физкультминутка, смена видов деятельности.
  • Технология развивающего обучения.
  • Игровая технология.
  • Технология интегрированного занятия.

Цели:

-  Дифференциация животных северного и южного полюсов.

-  Прививать интерес к экспериментированию.

образовательные задачи:

- Обогащение знаний детей о многообразии мира камней и их свойствах.

- Упражнять в понимании физической карты.

- Формировать умение создавать узоры из камней.

развивающие задачи:

- Развивать общую и мелкую моторику, пространственные представления.

- Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

- Развивать координацию речи и движений.

воспитательные задачи:

Формировать положительную установку на результат.

Воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться успехам других.

Воспитывать интерес к играм с поделками созданными своими руками.

Интегрирование образовательных областей:

- художестевнно-эстетическое, познавательное, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование:

Физическая карта России, кукла Пятница, волшебный ларец, соль, лупы, бумажные салфетки, одноразовые стаканчики с водой, разнообразные камни, пластилин, лимонный сок, бумага из картона, картинки необитаемого острова, диск с аудиоматериалами.

Предварительная работа:

Чтение сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы», «Волшебник изумрудного города». Рассматривание различных изображений камней, ландшафта. Создание макета «Горы». Беседа с детьми «Зачем живым существам нужны камни», предварительное занятие Знакомство с некоторыми видами камней, рассматривание книг, иллюстраций.

Продолжительность: 25 минут.

Ход  занятия:

Этапы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые трудности

I. Организационный момент.

Ребята посмотрите, сколько сегодня у нас гостей!

Они пришли к нам на занятие давайте их поприветствуем. Здравствуйте.

Стоят в кругу и здороваются

II. Сообщение темы и целей.

Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.

Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

Да, вы правы, сегодня мы поговорим о камнях. А для удобства присядем на ковер.

Вздохнем через нос, выдохнем через рот. (3 раза)

А теперь закрываем глаза. (Дети слушают звуки моря)

Дети слушают и отгадывают загадку.

Камень

Рассаживаются на ковре где разложены импровизированные камни

Затруднение в отгадывании загадки

III. Ход НОД

Представьте себе, что мы отправились в путешествие на необитаемый остров. А вы знаете что такое остров?

Остров – часть земли, окруженная водой, где бывают горы, деревья.

Днем бывает очень тепло. Но вечером становится холодно. А вы знаете как можно согреться?

Правильно. Можно развести огонь и согреться. Но как развести огонь, если спичек нет, а вокруг много камней и поваленных деревьев, что делать?

Конечно, это один из способов добычи огня. Берется камень - кремень, высеченная этим камнем искра похожа на сухой мох. Вот так и загорелся наш костер. А что благодаря огня мы можем сделать?

Конечно, на костре можно приготовить еду. А где мы можем ее найти?

Правильно, для этого мы отправимся в лес. Но зверя руками не возьмешь. И как и в древнее время, первобытный человек как вы думаете, что взял в руки?

Конечно камень. А как его применяли?

Если бросить камень очень сильно, то, можно сразить зверя наповал. Так камень стал орудием для охоты.  Пока мужчины добывали еду, женщины тоже были заняты. Они собирали семена растений. Из них они делали муку, чтобы испечь хлеб. А как вы думаете, как они могли ее приготовить?

И вот тут опять камень пригодился (зерна растирали между двумя камнями). Позднее мужчины сделали каменные жернова. Как и в любом городе, и на острове бывают дожди и холодный ветер. Также там обитают дикие звери. От них нам нужно где-то прятаться. Но везде только одни горы. Какое удобное жилище мы найдем для себя?

Правильно, каменная пещера. В древние времена их люди использовали как дом.

Вот и заканчивается наше путешествие в каменный век, теперь возвращаемся в наш век.

Остров – земля, а вокруг нее вода.

Развести огонь.

Ударить камень о камень, так получится искра.

Приготовить еду.

В лесу.

Камень.

Камень сильно бросали в зверя.

Камнями растирали зерна.

Пещера.

Ребята, скажите, а вы где-нибудь находили камни?

А знаете место где находятся очень много камней?

Правильно. Земля имеет каменная оболочку и там, где она видна на поверхности, мы видим горы. Если мы посмотрим на карту, мы увидим коричневый цвет. Этим цветом обозначаются горы на Земле. Обратите внимание, одинаковым ли коричневым цветом обозначают горы на карте?

Как вы думаете, для чего горы на карте изображены разными оттенками коричневого цвета?

А знаете ли вы, что выделено на карте зеленым цветом?

Гора, как торт, состоит из разных слоев камней. Это своеобразная каменная книга, читая которую ученые узнают о прошлом нашей планеты.

На берегу реки, моря, земле.

Горы.

Нет. Горы изображены от светло-коричневого до темно-коричневого.

Разная высота гор.

Равнина.

Затруднение в ответе

Предлагаю сыграть в игру «Гора и камешки»

Дети, как камешки стоят рядом друг с другу - это гора.

Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (кап-кап) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (ш-ш-ш-ш). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (еще часть детей отходит по очереди от центра). Гора становилась все меньше и меньше, и в конце концов стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору.

Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Дети встают вкруг плотно, прижавшись к друг другу. В определенный момент рассказа они присаживаются обратно на ковер

Затруднение в исполнении движений

Физминутка

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. (Дети рассматривают камни)

Дети повторяют движения.

Появляется кукла Хозяйки Медной горы.

Здравствуйте, ребята! Слышу, что здесь дети про остров, горы и камни говорят. А ведь у каждого острова есть сказочный хозяин. Вот я, Пятница. Люблю тех, кто интересуется моими богатствами. Поэтому и пришла к вам в гости, но пришла я не с пустыми руками, а с подарками. В ларце частичка моего богатства - камни.

Дети здороваются и слушают

Игра «Ящик ощущений»

В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определит на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.

Дети поочередно подходят к столу с ларцом и на ощупь выбирают по 1 камню

Затруднение в писании камня на ощупь

А теперь, предлагаю вам их рассмотреть повнимательней с помощью лупы. Что вы видите?

А теперь посмотрим на кусочек соли через лупу. А что здесь вы видите?

Вот из подобных кристаллов состоят многие камни. Кстати и соль тоже камень. Она называется - каменная соль

Ребята перед вами камень и пластилин, возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую камень и сожмите обе ладони. Что произошло с предметами у вас в руках? Как вы думаете, почему так произошло?

Как вы думаете камень умеет плавать? Почему вы так думаете? Предлагаю проверить, тонет камень, или нет?

Значит камень тяжелее воды.

А сейчас предлагаю узнать, может ли камень издавать звуки? Возьмем по камешку и постучим о камень соседа. Похожу ли звуки друг на друга?

А могут ли камни еще и шипеть? Давайте проверим?

(Воспитатель капает на кусок мела лимонный сок). Что происходит?

Мел это тоже камень. Давайте посмотрим, что произойдет, если кусочек мела опустить в воду. Что с ним происходит?

Правильно, значит некоторые камни (мел, соль…) могут растворяться в воде. Ребята, посмотрите, перед вами камни с разными поверхностями. Есть шершавые ‒ гладкие, неровные с острыми углами ‒ ровные, разной формы ‒ круглые.  А почему они гладкие?

Да, такими гладкими их сделали морские волны, сама природа. Слышите, как шумит море (ш-ш-ш-ш) (звуки воды). Волны набегая на берег, перекатывают, камни с места на место. Камни бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими без единого уголка. Эти камни называются галькой.

Неровности, линии, точки.

Гладкую поверхность, кристаллы.

Пластилин изменил форма, а камень нет. Камень твердый, а пластилин мягкий.

Камень в воде тонет.

При ударе разных камней они издают разные звуки.

Камень шипит.

Мел растворился в воде.

Камни трутся друг о друга в воде

Дети могут испытывать затруднения в проведении исследований и построении выводов

VII. Итог. Рефлексия.

Пятница:

-Понравилось вам мое богатство? Что вы узнали интересного о камнях?

Ребята, а как можно использовать камни?

Теперь мы понимаем, почему Пятница бережет свое богатство.

Многие люди интересуются камнями. К горам моего острова часто приезжают люди. Есть даже профессия - геолог. Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы - камешки и изучают их в лаборатории. А бывает, находят даже драгоценные камни. Из которых потом ювелиры делают украшения и поделки. Посмотрите на эту красоту. (Дети рассматривают украшения из камней.)

Ребята, давайте покажем Хозяйке, что мы тоже мастера. Перед вами на столе лежат камушки, попробуйте выложить из них картинку или какое-нибудь украшение.

(Дети составляют рисунки из мелких камней на листах картона).

Ребята рассказывают о новых полученных знаниях.

Рассуждают что можно сделать из камней.

За рабочим местом дети выкладывают из камешек картинки

Затруднение в построении предложений в ответе.

Могут испытывать затруднения в составлении картинки из камней

VIII. Поощрение

Молодцы ребята за то, что вы славно потрудились, я приготовила угощение, оно называется «Морские камешки».

Дети благодарят за интересное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "Остров сокровищ"

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе "Остров сокровищ"...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Путешествие на необитаемый остров"

Данный конспект НОД направлен на развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной группы с использованием ИКТ, игровых методов и приемов. В ходе деятельности дети упражняютс...

Конспект занятия по правополушарному рисованию «Необитаемый остров»

Конспект занятия по првополушарному рисованию "Необитаемый остров"...

Конспект ООД по познавательному развитию «Спасите остров!».

Конспект ООД для подготовительной группы (6-7 лет) экологической направленности по познавательному развитию....