Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе «Вулкан»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гусева Мария Сергеевна

Конспект занятия по  опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе  «Вулкан» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_vulkan.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кыренский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия по  опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе  «Вулкан»

Выполнила: М.С. Гусева

Воспитатель старшей группы

с. Кырен

2019 г.

Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о вулканах, заучивание физкультминутки, изготовление макета вулкана.

Словарная работа: вулкан, извержение, пемза, лава.

Материалы: макет вулкана, (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота), набор для эксперимента на каждого ребенка, телевизор, картинки с изображением алгоритма выполнения эксперимента.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.

Прежде чем приступить к занятию, нам нужно сделать разминку.

Разминка.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Восп: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

Дети: вулкан.

2. Основная часть.

Восп: Да, ребята, это вулкан. Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? Сегодня мы об этом узнаем. (показ развивающего мультфильма о вулканах).

Восп: В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1,2,3) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. А вы знаете, что такое вулкан? Какой формы вулкан? На что он похож?

Дети: вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус…        .

 Восп: Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Восп: Как вы думаете, какой вулкан называют действующим?

(ответы детей)

Восп: Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №4).  Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №5,6,7). Затем происходит взрыв (слайд№8,9). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№10,11,12). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №13,14). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№15,16,17). А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать?

Дети: Да!  

(звук извержения вулкана)

          Восп: Что вы испытали, когда услышали этот звук? А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?

(ответы детей)

Восп: Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №10). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А какие вулканы называют потухшими?  

(ответы детей).

Восп: Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №11).

Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, как происходит происходит извержение вулкана.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?

Дети: да, у нас получится!

Восп: 1,2,3 повернись,

          И в волшебника превратись.

Восп: Опыт «Извержение  вулкана».

У каждого ребенка имеется набор: стаканчик, сода, гуашь, жидкое мыло, листок с изображением алгоритма действий.

У воспитателя на столе расположен макет вулкана, в котором он проводит опыт и демонстрирует детям алгоритм действий.

В первую очередь мы насыпаем соду в емкость, добавляем жидкое мыло, гуашь, после воспитатель сам добавляет каждому яблочный уксус разведенный с водой, в начале занятия дети получают инструктаж о том, что при проведении опыта нельзя ничего пробовать на вкус.

После добавления уксуса в вулкан начинается реакция, как вулкан извергает  лаву.

Дети фиксируют в листах с алгоритмом все свои действия.

Воспи: Ребята, сейчас мы узнали о том, как выглядит извержение вулкана. Наверное, вы утомились  и пришло время немного отдохнуть

Ребята, сегодня мы узнали, как вулкан извергает лаву. Я предлагаю вам поиграть в игру «Пол - это лава». На полу нарисованы круг, квадрат, треугольник. Когда я скажу «Пол-это лава» и назову геометрическую фигуру, то вы должны все встать на нее. Игра проводится в вариантах «Девочки на круг, мальчики на квадрат» «все на круг»

 Восп: У меня есть рисунки не раскрашенных вулканов и предлагаю раскрасить их. Теперь приступаем к работе.

(Дети рисуют)

Восп: Молодцы, ребята! Покажите мне, какие вулканы получились у вас. А ваши рисунки потом вывешиваем в группе.

3. Заключительная часть.

- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)

- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)

- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)

- Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)

- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)

- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.

- У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного, блестящего цвета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для старшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДДс использованием инновационных технологий  для старшей группы...

конспект занятия по совместной деятельности с использованием здоровьесберегающей технологии

конспект занятия по совместной деятельности в младшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз на тему "Путешествие в страну здоровья"...

Конспект занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе "Озорные медвежата"

Конспект НОД  по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе«Озорные медвежата» Подготовили : Воспитатель по Физо д/п «Надежда» ГБОУ СОШ №2092 - Рыко...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

Конспект занятие по образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии с детьми старшей группы Тема: «Городской транспорт»

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе:Цель: Закреплять и пополнять знания детей старшей группы о видах городского транспорта.Задачи:Продолжать расширенное знакомство с городским транспорт...