Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белогорцева Наталия Николаевна

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности

в старшей группе «Звук. Свойства звука» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности

в старшей группе «Звук. Свойства звука»

ЦЕЛЬ: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.

Задачи

Обучающие

1. Знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;

2. Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение (по жидкому, твердому и по газообразному веществу)  

Развивающие

  1. Развивать:

- познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком;

           -умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

          -первичные естественно-научные представления, наблюдательность,  любознательность, активность и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.

Воспитательные  

1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.

Методы:

• игра-экспериментирование;

• моделирование.

Оборудование:

• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;

• аудио запись звука птиц;

• таз с водой на столах, камни, стаканчики с водой, линейка;

• три мяча;

Этапы НОД

Активные формы деятельности

Действия участников НОД

1.Мотивация.

Прослушивание аудио запись звуков

В. – Дети, закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали? 

Д.- Чириканье птиц, шум грозы, шум машин.

В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?

Д.- Мы услышали звуки, которые они издают.

В.-А что такое звук? 

Д.-(Ответы детей)

В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.

И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.

2.Погружение в тему

Беседа о звуке

Опыт №1 «Распространение звука»

В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук?

Д.- из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук распространяется.

В.-А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей)

Давайте проведём эксперимент и посмотрим.

В.- подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.

(Дети выполняют опыт)

В. - Что вы наблюдали на воде?

Д.- волны

В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,

распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

В.- А как вы думаете, в какой среде распространяется звук? 

Д.- в твёрдой, жидкой, газообразной.

3.Совместная деятельность

Экспериментальная деятельность (использование ТРИЗ –технологии)

В. - Выясним, как передается звук по воздуху.

Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит.

В.- Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой?

Д.-Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.

В.-А где она движется?

Д.- В воздухе.

В.- А из чего состоит воздух?

Д.- Из маленьких человечков.

В.- Значит что происходит?

Д.-Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть человечков достигает нашего уха.

В.- Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух?

Д.-С помощью человечков воздуха.

2 опыт.

В.- А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде?

Д.- Да, нет.

В.- а давайте проверим. Для этого мы проведём следующий эксперимент:

1. Закройте правое ухо

3. Левое ухо прислоните к емкости с водой

4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.

Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.

(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость).

В. - Как вы догадались, вы же не видели? 

Д.-Мы услышали звук

В. - Где распространяется звук?

Д. - Звуки передавались по воде.

В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде.

В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.

Проведем эксперимент , но прежде послушайте отрывок из сказки:

«Приложил Иван-Царевич ухо к земле , слышит погоня уже близко».

Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?

Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет?

Выполняют эксперимент

В.- Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле?

Д.- ответы детей.

4.Самостоятельная деятельность

детей

П/и «Передай мяч»

Работа на интерактивной доске

В.- давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков.

Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество.

В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.

А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять?

Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).

В. - Разбегитесь по всей группе.

В.- третья на небольшом расстоянии друг от друга.

Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»

- Посмотрим, кто быстрее.

В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)

В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?

(Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу)

Побеждает команда твёрдых человечков. Дети делают вывод.

В.- Давайте мы с вами составим схему (работа на доске)

В.-Какой вывод вы можете сделать?

Д.-В твёрдой среде звук проводится быстрее, чем жидкой и газообразной.

5. Подведение

итогов

Рефлексия.

В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)

В. - Что вы узнали о звуке

Д.- Ответы детей.

В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФН "Звуки С-Сь"

Конспект на закрепление правильного произношения звуков "С"-"Сь". На занятии решаются задачи развития фонематического слуха, совершенствования лексико-грамматического  строя речи....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ ЗВУК [К]

конспект логопедического занятия для старшей группы на тему звук К.Задачи:1) Познакомить детей с акустико-артикуляционной характеристикой звука К, дать представление о том, что звук К –согласный, глух...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".

В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Играем со звуками и буквами».

Конспект составлен в виде подробной технологической карты имеет авторский стихотворный текст в упражнениях....