Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФН "Звуки С-Сь"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект на закрепление правильного произношения звуков "С"-"Сь". На занятии решаются задачи развития фонематического слуха, совершенствования лексико-грамматического  строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звуки "С-Сь."45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по коррекции фонетико-фонематической стороны речи «Звуки С-Сь»

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закреплять навыки произношения и различения звуков «С-Сь»
  2. Закреплять умение согласовывать им.прилагательные с им.сущ.в роде, числе и падеже.
  3. Формировать умение согласовывать количественные числительные с им.сущ.
  4. Упражнять детей в составлении предложений с предлогами над, под, между и наречиями с предлогами слева от.. , справа от…
  5. Закреплять умение образовывать им.сущ. родит. падежа.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  2. Воспитывать доброжелательность и самостоятельность.

Оборудывание: фланелеграф, магнитная доска, индивидуальные карточки с изображениями совы и синицы, макет магазина Аиста, костюм Совы, листы с изображениями предметов, в названиях которых  есть звуки «С-Сь», на каждого ребенка.

Ход занятия.

В зале Терем-Теремок со множеством окошек. Перед Теремком извилистая дорожка.

   1. Логопед:

- Дети, посмотрите какой красивый Теремок! А вы хотите поближе к нему подойти? Ну чтобы пройти по этой тропинке к Теремку,  нужно произнести  волшебный пароль. У каждого из вас будет свой волшебный пароль. ( Дети по очереди проговаривают слоговые ряды с твердым и мягким согласным звуком «С»)

   СА-ся-ся       Со-се-со       Ус-усь-усь

   Сы-си-сы      Сэ-се-се        Ос-ось-ос

   Со-се-со       Ис-ись-ись     Эс-эсь-эсь

   Си-сы-сы      Ась-ас-ас       Ясь-яс-яс

     2.Логопед:

- Перед нами Теремок,

Дверь закрыта на замок.

Кто отгадку скажет,

Теремок жильца покажет!

- Давайте посмотрим, кто же живет в этом расчудесном Теремке. Но для этого вы должны отгадать загадки:

Хитрая плутовка,                              Эта птица болтлива,

            Рыжая головка,                                  Воровата, суетлива,

Хвост пушистый-краса!                    Стрекотунья-белобока,

А зовут ее….(Лиса)                            А зовут ее…...(Сорока)

Спинкою зеленовата,                         Сер, да не волк,

Животиком желтовата,                      Длинноух, да не заяц,

Черненькая шапочка                          С копытами, да не лошадь.(Осел)

И полоска шарфика.

                      (Синица)

Красные лапки        С хозяином дружит,

Щиплют за пятки                                    Дом сторожит,

                              (Гусь)                          Живет под крыльцом,

                                                                  Хвост кольцом.    (Собака)

Всю ночь летает,                                             Красногрудый, чернокрылый

Мышей добывает,                                   Любит зернышки клевать,

А как станет светло-                               С первым снегом на рябине

Спать летит в дупло.                              Он появится опять. (Снегирь)

                               (Сова)

Спереди-пятачок,                                   В зоопарке живет он,

Сзади-крючок,                                        Словно дом огромен …(Слон)

Посередине-спинка,

На спине-щетинка.                                 Отступить врагам пришлось,  

                              (Свинья)                     Их рогами встретил….(Лось)

 В окошках Теремка «появляются» звери и птицы.

  1. Логопед:

  - Звери и птицы хотят с вами поиграть в игру «Наоборот». Они вам будут говорить слоги с твердым согласным звуком «С», а вы- с мягким согласным звуком «Сь» и наоборот:

 СА-са----(Ся-ся)               Ас-ас---(Ась-ась)

 Со-со---(Се-се)                 Ос-ос---(Ось-ось)

 Сы-сы---(Си-си)               Ыс-ыс---(Ысь-ысь)

 Су-су---(Сю-сю)               Ус-ус---(Усь-усь)

 Сэ-сэ---(Се-се)                  Ис-ис---(Ись-ись)

  1. Логопед:

- Дети, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (На самолете, на автобусе, на велосипеде…)

-  Наши звери и птицы тоже любят путешествовать. А так как они необычные, сказочные, то и путешествовать они будут необычно - НА ВОЗДУШНЫХ ШАРАХ!

(На фланелеграф выставляются воздушные шары синего и зеленого цвета)

А теперь давайте рассадим наших друзей - на синем шаре «полетят» животные с твердым согласным звуком «С» в их названии. А на зеленом шаре - животные с мягким согласным звуком «Сь». (Дети по очереди определяют, какое животное на каком воздушном шаре «полетит»)

      5.     - Но чтобы наши шары могли взлететь, их надо накачать насосами – большим и                              маленьким. (Дети имитируют движения большого и маленького насоса, произнося утрированно звуки «С» и «Сь»)

  1. Логопед:   - А чтобы нашим пассажирам было не скучно в пути, давайте споем им смешные чистоговорки:

 

СА-СА-СА

Укусила в нос оса.

СО-СО-СО

Стал мой нос, как колесо.

СЫ-СЫ-СЫ

Не боюсь я злой осы.

СУ-СУ-СУ

Я осу в руке несу.

УСЬ-УСЬ-УСь

На лугу пасется гусь.

Дети проговаривают хором чистоговорки.

  1. Логопед:  - Ребята, летели-летели наши пассажиры, и вдруг Сова и Синица стали спорить: Сова «говорит», что больше слов с твердым согласным звуком «С», а Синица – со звуком «Сь». Давайте поможем им. ( Дети садятся на стульчики. Каждому ребенку раздаются карточки - синяя с изображением совы и зеленая с изображением синицы. Перед детьми фланелеграф.)

  - Я буду произносить слова с твердым согласным звуком «С» и с мягким согласным звуком «Сь», а вы будете поднимать соответствующие карточки: синюю с совой или зеленую с синичкой. ( Санки, сугроб, сено, василек, сын, маска…)  Логопед вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе карточки либо с изображением совы, либо – с синицей.

 - Давайте посчитаем, каких слов получилось больше: одна сова, две совы, три совы, четыре совы, пять сов, шесть сов, семь сов, восемь сов. Одна синица, две синицы, три синицы, четыре синицы, пять синиц (Дети пересчитывают карточки с изображениями совы и синицы, выложенные логопедом на фланелеграфе.) Слов с твердым согласным звуком «С» получилось больше. В этом споре победила Сова!

  1. В зал «влетает» Сова (Взрослый в костюме и маске Совы):

- Здравствуйте, ребята! А вы хотите полететь вместе со мной  к моему другу Аисту, в его игрушечный магазин?

 Дети проговаривают текст, насыщенный звуками «С-Сь», и выполняют соответствующие движения:

- Летела Сова - веселая голова,

Вот она летела, летела и села.

По сторонам посмотрела,

Хвостиком повертела

И опять полетела.

  1. Дети останавливаются перед витриной игрушечного магазина.

Сова (Взрослый в костюме Совы):

- Давайте посмотрим, что здесь продается. Что стоит на верхней полке?( Коляска, самокат, синие весы, велосипед.)

- Что стоит на нижней полке? (Слон, самолет, синяя сумка, автобус)

- Что стоит слева от синей сумки? ( Слева от синей сумки стоит самолет)

- Что стоит справа от коляски? (Справа от коляски стоит самокат)

- Что стоит между самокатом и велосипедом? (Между велосипедом и самокатом стоят синие весы)

- Что стоит под самокатом? (Под самокатом стоит самолет)

- Что стоит над сумкой? (Над сумкой стоят синие весы)

- Как много игрушек в магазине Аиста!

  1. Логопед:  - Ребята! А в магазине Аиста побывали и наши животные и что-то для себя приобрели.

-  Давайте посмотрим, каких игрушек не стало на верхней полке? ( На верхней полке не стало велосипеда)

- Чего не стало на нижней полке? (На нижней полке не стало автобуса и самолета)

10. Сова:    - Ребята! А вы хотите со мной поиграть?

   Подвижная игра «Сова»:

Сова сидит на «дереве». Дети-птички бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и проговаривают:

- Сова, сова, совиные глаза,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как слетит!

Сова начинает ловить детей-птичек. Игра повторяется.

Сова: - Ребята, мне пора возвращаться к своим друзьям. Только я забыла, на каком воздушном шаре я летела? (На синем шаре)

  1. Дети садятся за столы. У каждого ребенка листы с изображением двух предметов, в названиях которых есть звуки «С» и «Сь» и воздушных шаров синего и зеленого цвета. Детям предлагается (с помощью карандаша) соединить с синим шаром предмет, в названии которого есть звук «С», а с зеленым шаром- со звуком «Сь».

  1. Итог.

- Вот и заканчивается путешествие наших друзей и наше занятие подошло к концу. Вы очень хорошо сегодня занимались, молодцы! А в группе вас ждут сладкие сюрпризы, которые оставила для вас наша гостья Сова!

 

                   

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «дифференциация звуков Ш-Ж».

Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель - дифференциация звуков "Ж" и"Ш" на слух, закрепление навыка правильного произношения у детей на речевом материале....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Конспект фронтального логопедического занятия "Космос" (в старшей группе для детей ОНР)

Современные дети  очень интересуются космосом. Сформировать  азы Вселенной предстоит  педагогам. Тема космоса так необъятна, как и само мировозрение....

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».

Приоритетная образовательная область: «Речевое  развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи

Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических категорий речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию «Речецветик» Лексическая тема: «Знакомство с животными жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию "Речецветик". Лексическая тем: "Знакомство с...