конспект занятия по фцкм по теме насекомые.
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Александрова Ольга Юрьевна

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye._fmtsk.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе.

Тема: «Эти удивительные насекомые».

Цель: формирование у детей представлений о насекомых.
Задачи:

Область «Социально-коммуникативное развитие»:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, насекомым;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
Область «Познавательное развитие»:
- упражнять в сравнении насекомых по способу их передвижения;

- дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении; представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания.

Область «Художественно-эстетическое развитие»:
-
содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Область «Речевое развитие»:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- упражнять в умении составлять короткие рассказы о «появлении бабочки»;
- активизировать и расширять словарь по теме «насекомые»;
Область «Физическое развитие»:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).

Оборудование:  муляжи насекомых, предметные картинки - карточки «насекомые», слайды «Появление бабочки».

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – Страну насекомых. В нашей Стране насекомых насекомые необычные – большие. Прежде, чем туда отправиться, давайте вспомним правила поведения.

Воспитатель: Можно насекомых в руки брать?

Воспитатель: Можно их давить?

Воспитатель: Можно их домики ломать?

Воспитатель: А что можно делать? (Можно только за ними наблюдать и любоваться ими).

2.Основная часть.

Воспитатель: На земле великое множество насекомых. А вы знаете, почему насекомых называют насекомыми?

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Ребята, у всех насекомых шесть ножек.

Воспитатель: Кого мы с вами можем встретить в Стране насекомых? Перед тем как ответить, послушайте загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о ком идет речь, что это за насекомое? (бабочка)

Воспитатель: А с чем сравнивают крылья бабочки? (С цветком)

Воспитатель: Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, красивые и т. д).

Воспитатель: Ребята, а сколько крыльев у бабочки? (Четыре).

Воспитатель: А сколько ножек у бабочки?( Шесть ножек)

Воспитатель: А когда бабочек больше бывает? (Летом).

Воспитатель: Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. А теперь давайте сядем и посмотрим, как этот процесс происходит. (Показ слайдов).

Воспитатель: Ребята, так как появляются бабочки?

Дети с опорой на слайды самостоятельно рассказывают о появлении бабочки.

1.Бабочки откладывают яички.

2. Из яичек появляется гусеница.

3.Гусеница ест много листвы и растет.

4.Она обматывается липкой паутиной.

5.Гусеница превращается в кокон.

6.В коконе гусеница начинает превращаться в бабочку.

7.Из кокона появляется бабочка.

Воспитатель: Давайте с вами станем в круг и тоже превратимся в бабочку.

Физкультминутка «Бабочка».

Утром бабочка проснулась, (Помахать руками, как крыльями)

Улыбнулась, потянулась, (Поднять руки вверх, потянуться)

Раз – росой она умылась, (Умываются)

Два – изящно покружилась, (Покружиться)

Три – нагнулась и присела, (Нагнуться, присесть)

На четыре – улетела. (Помахать руками, как крыльями)

Воспитатель: Давайте мы с вами продолжим наше путешествие по поляне насекомых.

Воспитатель: Что за девчонка:

                        В поясе тонка,

                        Огромные очи.

                        Летит — стрекочет.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте ее рассмотрим. Какие крылышки у стрекозы? (Прозрачные)

Воспитатель: А сколько ножек у стрекозы? (Шесть ножек)

Воспитатель: Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха.

Воспитатель: Ребята, а муха — это очень вредное насекомое или полезное?

Воспитатель: Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.

Воспитатель: Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. А как нужно бороться с мухами?

Воспитатель: С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мухи приносят пользу? (ими питаются некоторые птицы).

Воспитатель: Правильно, если бы мух не было, то некоторым птицам нечего было бы есть. Запомните! Нет ничего лишнего на земле. А сейчас я вам загадаю загадку о красивом маленьком насекомом. Слушайте внимательно.

Воспитатель: Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней,

А на ней кружочки

Черненькие точки.

Кто же это?

Воспитатель: Что вы знаете о божьей коровке? (Это красивый маленький жучок, она красная, на ней черные точки)

Воспитатель: Верно, ребята, я вам сейчас расскажу о божьей коровке. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска?

Воспитатель: Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные, потому что выделяют ядовитое молочко, поэтому их не едят. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать. В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния. А чем она питается? (нектаром, травкой, маленькими жучками)

Воспитатель: Эти красавицы, ребята, поедают большое количество маленьких жучков, которых называют тля и, которые наносят вред растениям. Особенно на огородах, в садах, на ягодных кустах. Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять урожай от вредителей.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и поиграть. Все в круг становись и в жучков превратись (несколько раз повторить).

Упражнение «Жук».

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ой, упал, упал мой жук (наклоняются).

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях

(Дети машут руками).

Воспитатель: О каком насекомом это стихотворение? ( О жуке)

Воспитатель: Посмотрите на жука. Сколько у него ножек? (Шесть)

Воспитатель: А есть ли крылышки у жука?

Воспитатель: Прозрачные тонкие крылья жука спрятаны, видны только в полете. Тело жука покрыто жесткими крыльями. На голове у жука глаза, ушки, рот, усики.

Воспитатель: Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? (Крылышки)

Воспитатель: Выберите насекомых на картинках только тех, которые летают. У которых есть крылья. Назовите их.

Дети называют насекомого, которого выбрали.

Воспитатель: Кого мы встретим дальше, узнаем, отгадав загадку:

На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа:

Без работ, хоть убей,

Жить не может…

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

Воспитатель: Посмотрите на муравьев. Почему они быстро бегают? (У них много ножек.)

Воспитатель: У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать?

Воспитатель: Ребята, а муравьи полезные или вредные насекомые?

Воспитатель: Муравьи — полезные насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Ребята, а где живут муравьи?

Воспитатель: Если вам встретится муравейник, что вы должны сделать? (Обойти его. Муравейники надо беречь и оберегать)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Возвращаясь на зеленую лужайку, к нам неожиданно подскочил… Внимательно послушайте, кто подскочил?

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Воспитатель: Отгадайте, ребята, кто этот скрипач?

Воспитатель: Рассмотрите кузнечика. Сколько у него ножек? (Шесть ножек)

Воспитатель: Какие они? (Длинные)

Воспитатель: А крылышки у него есть? (Есть, но он не летает, а прыгает)

Воспитатель: Давайте попрыгаем с вами, как кузнечики.

Физминутка «Кузнечики».

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко

(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую).

Воспитатель: Отгадайте еще загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на пчелу. Есть ли у нее крылышки? Какие? (Есть, они у нее прозрачные)

Воспитатель: Сколько у нее ножек? Посчитайте. (Шесть)

Воспитатель: Ребята, а пчела полезное насекомое или вредное?

Воспитатель: Пчела полезное насекомое, потому что дает мед, воск.

Воспитатель: А где живут пчелы?( Пчелы живут в ульях)

Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделаны ульи?( Ульи сделаны из дощечек)

Воспитатель: Правильно, ребята, давайте мы с вами пройдем к столам и нарисуем домики для пчел.

Дети рисуют под спокойную музыку.

Воспитатель: Молодцы, какие у вас получились ульи. Пчелки будут очень рады своим новым домикам. Ребята, бабочки, пчелы, майские жуки, муравьи, кузнечики - это все кто?

Воспитатель: Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы, жуки?

Дети: Они летают.

Воспитатель: Как передвигаются муравьи?

Дети: Они ползают.

Воспитатель: Как передвигаются кузнечики?

Дети: Они прыгают.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю стать в круг и поиграть. Кому я брошу мяч, тот будет называть насекомое ласково. Дидактическая игра «Назови ласково».

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем полезны или вредны насекомые. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муха разносит … (болезни).

Пчела собирает … (мед).

Комар кусает … (человека).

Бабочка летает … (цветком).

Жук грызет … (кору).

Божья коровка поедает … (тлю).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, к кому мы сегодня с вами совершили путешествие?

Воспитатель: Какие бывают насекомые?

Воспитатель: А почему насекомых называют насекомыми?

Воспитатель: Чем питаются насекомые?

Воспитатель: Как передвигаются насекомые?

Воспитатель: Когда в природе появляются насекомые?

Дети: Только тогда, когда тепло (весной, летом).

Воспитатель: Кто поедает насекомых?

Воспитатель: Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать. Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Цели: 1) Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2) Обогатить словарь детей по теме. 3) Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелк...

Конспект занятия по ФЦКМ по теме «Осень» в старшей группе.

Конспект занятия по ФЦКМ по теме «Осень» в старшей группе....

Конспект занятия по ФЦКМ «В мире насекомых»

Конспект занятия по ФЦКМ «В мире насекомых»...

Конспект НОД по ФЦКМ по теме" Насекомые"

ЦЕль: расширять и закреплять знания детей о насекомых ,вводить слово "насекомые" в активный словарь ,воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете....

Конспект занятия по ФЦКМ на тему "Фрукты"

Конспект для младшей группы на тему "Фрукты"...

Конспект занятия по ФЦКМ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия  для младшей группы...

конспект занятия по ФЦКМ «Знакомство с насекомыми»

Образовательная область «Познавательное развитие»(формирование целостной картины мира)Тема: «Знакомство с насекомыми»...