МИНИ-МУЗЕЙ «ХЛЕБ» В УСЛОВИЯХ ДОО: ЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (из опыта работы) 07.06.2021г.
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Андрюхина Наталья Николаевна

МИНИ-МУЗЕЙ «ХЛЕБ» В УСЛОВИЯХ ДОО: ЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

(из опыта работы)

Андрюхина Наталья Николаевна

МБДОУ д.с.№34 «Сказка»

воспитатель высшей категории

Россия, мос.обл. г. Красногорск

rat400@list.ru

         Музейная педагогика в последнее время набирает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, пишутся методические рекомендации, выходит большое количество печатных изданий педагогической, научной и исторической литературы.  Сегодня мы создаем условия для того, чтобы ребенок мог погрузиться  в специально организованную предметно – пространственную среду, которая может воспитать его и научить.

Учитываются принципы наглядности, доступности и динамичности. Материал  вызывает у детей любознательность. Организуется  последовательность ознакомления с музейными коллекциями. Ведь на каждом возрастном этапе ставятся разные задачи воспитания. Дети  взбираются все выше и выше вверх по интеллектуальной лестнице, где каждая ступенька является развивающей целью, продуманной педагогом.

Мой педагогический опыт в дошкольном воспитании, подсказал мне необходимость создавать мини – музеи в нашем детском саду. Современные дети совсем иные, такими их делает быстрый темп жизни. Они усваивают любую информацию, которую дает окружающая их действительность: дома, в детском садике, на улице, из мобильных телефонов, которые родители им дают, чтобы дети не отвлекали их  вопросами «зачем» и «почему», из телевизионных программ. Нынешним малышам интересно все.  Я предложила родителям анкеты с единственным вопросом о том, посещают ли они музеи, выставки и куда вообще ходят с детьми. Ведь для того, чтобы предлагать вниманию детей посещение музея, как подведение итога, требуется багаж определенных знаний, которые должны дать детям родители и мы, педагоги.  Я выяснила, что родителям некогда посещать музеи, выставки, да и нет ни времени, ни желания.  Грустно и обидно, что хождение по торговым центрам, как по музеям – это все, на что хватает времени в два выходных дня. Это и натолкнуло меня на идею создавать в нашем детском саду мини – музеи.

Понятие «Музейная педагогика» не ново, его ввел в научный оборот немецкий учёный  Ганс Фройденталь ещё в начале xx века, математик, который  сформулировал совокупность требований проведения занятий в музее. Меня заинтересовала работа  М. Ю. Юхневича, в которой воспитатель рассматривается, как  участник музейно – педагогического процесса, опираясь на данные возрастной психологии и физиологии.  Он рекомендует “не увлекаться историческими подробностями, рассказывая, к примеру, о древних животных, таких, как динозавры, а давать возможность детям пофантазировать (например, предложить изобразить динозавра) [13]”. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями соответствует  задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе.

Конечно,  можно обойтись и без экскурсий в мини-музеи, но они способны дополнить и обогатить любую информацию, сделать интереснейшим любое итоговое занятие, сделать его осязаемым и наглядным. Очень разнообразны виды оформления, формы и методы подачи материала. Музейное табу «не трогать» в детском саду не приемлемо. Муляжи и образцы, которые мы даём детям в руки, являются незаменимым учебным материалом для дошкольников и он правильно используется.  Дети исследуют все экспонаты под наблюдением педагога – экскурсовода.  

“Согласно программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», педагоги должны учитывать, что ребенок – существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму [15]”. “Важнейшим условием реализации программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является создание развивающей, эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными [86]”.

Тема моего исследования «Бережное отношение к хлебу».

           Мини-музей  «ХЛЕБ» – результат взаимодействия с детьми и семьями воспитанников.  Очень хочется, чтобы наши воспитанники  знали истинную цену хлебу, не ту, которую платим в магазине,  когда покупаем буханку или батон, а имели представление о людях, благодаря которым маленькое невзрачное зернышко  приобрело вид аппетитной, вкусной булочки, знали правильное название выпечки.  Порой люди даже не задумываются о названиях, хотя старшее поколение знает не только все названия хлебных изделий, но и в чем их отличие, ведь они знают «цену» хлебу.  В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции  мини-музея  вполне реально. Разнообразны, как формы работы в  мини-музее, так и виды оформления. Создание мини-музея в ДОО (дошкольной образовательной организации) трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов. На стенде «ОТ ЗЕРНЫШКА К ХЛЕБУШКУ» дети видят горстку зерен, маленькую игрушку – мышку и понимают,  что  ни одно зернышко в природе не пропадает зря. То, что остается на полях, разнесут по норкам мелкие грызуны и поля останутся убранными. В крынках собраны колосья зерновых культур, выращенные на территории детского сада. В «музейной корзине» есть то, что дети видят на полочках-стендах и имеют возможность взять в руки из нее колосья, муляжи мучных изделий, посмотреть книжки, угостится сушками, баранками, бубликами, пофантазировать и полюбоваться бескрайним хлебным полем на красивой иллюстрации.  Всё осязаемо и доступно. Мой любимый прием – макетирование. Детям старшего возраста сразу становится сразу все понятно, и они вместо вопросов начинают сами рассказывать, потому, что имеют уже определенные знания. Придумывают сюжеты и фантазируют, ведь экспонаты располагают к этому. Малыши тоже с удовольствием посещают мини-музей. Берутся за ручку настоящих жерновов, растирают зерна пшеницы, ржи, кукурузы. Внимательно рассматривают большой макет мельницы, играют. Во время экскурсии есть моменты театрализации, чтение сказок, ведь Колобок – это и есть хлеб. Дошкольники бывают удивлены, что каши варят тоже из зерна, только зерно разной степени помола. Порой мы не задумываемся или просто забываем о том, что сравнительно недорогие булочки и буханки вобрали в себя труд тысяч людей. У детей формируются такие качества, как бережливость, уважение к труду взрослых, умение вести себя в обществе, умение учиться. Дети, освоив  музейное пространство, в старшем возрасте  проявляют больший интерес к настоящему музею и к выставкам.  В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.  Такие выставки помогают нам формировать у подрастающего поколения патриотические чувства и нравственные качества. “ Только та страна сильна, которая хранит заветы своей старины [73].” До недавнего времени мы имели возможность общаться с ветераном Великой Отечественной войны Гуркиным  Борисом Илларионовичем.  С настоящим героем, который в 93 года рассказывал нам, взрослым и детям, о войне.  О том, как хлеб, сухой или наоборот размокший от дождя и пота спасал солдат на фронте, в окопах, когда полевые кухни не могли подобраться из-за боёв к солдатам, чтобы накормить их горячей пищей. О том, как советские солдаты после тяжелых боев, проходили через отвоеванные у врага русские земли и отдавали голодным женщинам и детям драгоценный хлеб, который прижимался к сердцам, был спасением и надеждой. Сейчас его с нами нет, но осталась память о нем, танкисте, о подвигах русских солдат, о том, как он терпеливо рассказывал нам обо всем и как зажигались его глаза во время коротеньких музыкальных выступлений детей. Он оставил нам видеозапись с напутствием  для наших воспитанников. Весь дружный коллектив нашего детского сада старается пополнять нашу библиотеку с историческими книгами, касающимися Великой Отечественной войны, которые используются при подготовке к беседам, досугам о подвигах нашего народа.

           Президент страны Владимир Путин подписал указ о проведении в 2020 году в России Года памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.  Особое внимание уделяется  последней экспозиции мини-музея, связанной с ленинградской блокадой 1941-1944 годах. На стенде фотографии. Хлебная карточка – бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паек – сто двадцать пять граммов хлеба. Двести пятьдесят граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась, суровая мера, но необходимая. Хлеб был по составу из желудей, сена, коры деревьев, муки там было совсем чуть  – чуть.

Я сделала макет такого кусочка хлеба из пенопласта, соблюдая размер, цвет потому, что у меня рука не поднялась прокрепить кусочек настоящего хлеба к оформленному в  мини-музее стенду.

 Мне хочется показать детям, как такой маленький кусочек хлеба и больше ничего взрослым и детям во время блокады поддерживал жизнь, давал новые силы бойцам.

 

“Я помню хлеб, военный, горький

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.    Ольга Бергольц”   

                                                  

“ Гитлер намеревался стереть Ленинград с лица земли уже 8 ноября 1941 года. Заявил, что никто не сможет прорвать кольцо блокады, и город обречен на голод [40].”

“Не смотря на большие потери наших войск, блокада была лишь прорвана, но не снята [139]”. 27 января – День воинской славы России, День полного освобождения доблестной армией города Ленинграда.

В нашей стране, залечившей военные раны, растет поколение, которое не знает хлебных карточек, очередей, которым не знакомо чувство голода. И это хорошо. Мы призываем детей во время таких занятий, родителей, никогда не бросать хлеб, обращаться с ним бережно. Стараемся донести: если каждый из нас выбросит в день пол – ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, или 15 батонов. Его можно посушить, приготовить множество блюд или пополнить птичьи кормушки в чудесном городском «экопарке» во время прогулок с детьми. Мини-музей развивает у дошкольников навыки исследовательской деятельности, воспитывает бережное отношение к хлебу и чувство благодарности участникам и очевидцам военных лет.

Надеюсь, что коллеги возьмут что-то интересное для себя, и это что – то поможет достичь взаимопонимания с детьми, родителями и коллегами.

 

Список использованных источников

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. –  6-е изд., доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.  [15], [86].

2.Гланц Дэвид Блокада Ленинграда. 1941 – 1944 / Пер. с анг. Е. В.Ламановой. – ЗАО Центрполиграф, 2009. – 221 с.  [40], [139].

3.Российский исторический журнал РОДИНА:  01 2013 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ЭКСКЛЮЗИВНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ООО «Компания «Родина-Пресс» ОАО «Можайский полиграфический комбинат» Заказ № 0019 [73]

4. «Музейная педагогика за рубежом» серия электронных изданий MUSEUM PRO Выпуск 5.0. Москва 1997г. Публикуется по решению секции Ученого совета РИК Составитель и редактор М.Ю. Юхневич ББК 79. 1:74.213.55(3) (y7) Лаборатория музейного проектирования,  Российский институт культурологии, 1997

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

МИНИ-МУЗЕЙ О ХЛЕБЕ «Хлеб всему голова»

Цель:  расширить знания детей о хлебе.Задачи:Образовательные:изучить историю возникновения хлеба;познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных из...

Мини - музей "Откуда хлеб к нам пришёл"

Конспект экскурсии по мини - музею...

Мини-музей "История хлеба"

Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, по...

Мини-музей "Слава хлебу на столе!"

Мини-музеё как одна из форм взаимодействия в ДОУ......

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....