Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике по теме

Живаева Евгения Александровна

Доклад для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbdou_d.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и значимой проблемой

на современном этапе развития системы образования.

Для улучшения качества обслуживания детей с ОВЗ и реализации одного из стратегических направлений развития системы образования (инклюзивного образования)

необходима разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах комбинированной  направленности образовательных учреждений , реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В связи с этим в на базе МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида Постановлением Главы Ардатовского муниципального района от 11.11.2013годо создана муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи) в группе комбинированной направленности».

 Учитывая мировой опыт в области инклюзивного образования, в качестве предмета опытно-экспериментальной работы мы определили три основных аспекта:

- инклюзивная культура участников образовательного процесса,

 - нормативно-правовая база организации совместного обучения и

воспитания,

 - процесс обучения и воспитания в группах совместного образования.

Целью экспериментальной работы является разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в группе комбинированной  направленности.

Готовых рецептов не было (опыта инклюзивного образования в России очень мало, только сейчас появилось это определение в Законе Об образовании и ФГОС дошкольного образования)  и находить их нужно было, только учитывая специфику своего учреждения, т.е. кадровый потенциал, материально – техническую базу, программно-методическое обеспечение.

Эксперимент проводился в подготовительной группе. Количество детей-24, из них 14 детей с нарушениями речи.

В 2013-2014 учебном году реализовался 1 этап эксперимента: 

подготовительно – информационный:

- Изучили  педагогическую литературу и документы  по эксперименту;

- Создали предметно-развивающую среду;

- Составили программу эксперимента.

Программа разработана творческой группой, куда вошли  старший воспитатель, логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, воспитатели.

Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы воспитательно-образовательной  работы в данной группе.

На первом этапе экспериментальной работы проведена психологическая диагностика педагогом -психологом, целью которой было выявление особенностей социально-

психологической адаптации детей с  нарушениями речи в группах комбинированной направленности.    Проводилась сравнительная диагностика в октябре и феврале.

Мониторинг по этому показателю выявил, что  в начале учебного года показатели социального взаимодействия нормально развивающихся детей выше, чем у детей с нарушениями речи.

В соответствии с этими данными мониторинга был откорректирован план работы на текущий год, где основной задачей поставили:

-создание предметно-развивающей среды в данной группе; логопедический кабинет с зоной коррекции звукопроизношения, зоной развития мелкой моторики, зоной развития лексико-грамматической стороны речи, зона ТСО, зоной развития речевого дыхания, зоной развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, информационной зоной.

-обеспечение психологической комфортности пребывания каждого ребенка в группе, в том числе и детей с нарушением речи.

Одной из методов обеспечения психологической комфортности  является создание системы праздников.

Они позволяют реализовать сразу несколько задач:

-восстановление ресурсов;

-отвлечение коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых ситуаций, ежедневной рутины;

-создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на самочувствие участников образовательного процесса.

Отдельный большой и важный вопрос-взаимодействие с родителями. Детский сад становится становится социальным центром помощи семье в воспитании ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ.

Родители детей:

• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в  ДОУ;

• занимают активную позицию сотрудничества по отношению к семье «особого ребенка», воспитателям, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

В 2014-2015 учебном году будет реализоваться следующий этап эксперимента: функциональный.(реализация плана)

   

Вывод: Социальная адаптация детей с  нарушениями речи протекает более напряженно по сравнению со здоровыми детьми, хотя и приводит к хорошим результатам, что по всей вероятности связано с большими усилиями со стороны педагогического состава.

Наши воспитанники полностью соответствуют целевым ориентирам, которые прописаны ФГОС:

 Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

 Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда;

 Ребёнок обладает развитым воображением;

 Ребёнок достаточно хорошо овладевает устной речью;

 У ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

 Ребёнок способен к волевым усилиям;

 Ребёнок проявляет любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая база по образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель: познакомить с основами образовательного права, раскрыть содержание основных понятий в области законодательства, регулирующего образование лиц с ОВЗ; познакомить с основными документами, регламен...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Рассмотрим условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида....

«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста.  ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

План работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 План работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....