Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста группа №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)

Генрих Ирина Владимировна воспитатель

«Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Е. К. Тимирязев

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида» Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста группа №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!» Подготовили воспитатели : Генрих И.В.; Баташева Н.Н. г. Шарыпово 2019г.

Слайд 2

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Е. К. Тимирязев

Слайд 4

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Лев Семёнович Выготский

Слайд 5

Актуальность проекта: Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

Слайд 6

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Слайд 7

Задачи: 1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении. 2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы. 3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности. 4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение». 5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

Слайд 8

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами. 7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности. 8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. 9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов. 10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Слайд 9

Вид проекта: познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой. Разработчики проекта воспитатели средней группы: Генрих И.В., Баташева Н.Н. Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители. Сроки реализации: 01.10.2018г. по 30.05.2019г.

Слайд 10

Этапы проекта: I этап-подготовительный с 01.10.18г. по 20.10.18г. Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач. Подбор методической литературы. Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию. Составление плана мероприятий с опорой на сетку ОД. II этап-основной с 20.10.18г. по 15.05.19г. Реализация запланированных мероприятий III этап- итоговый с 15.05.19г. по 30.05.19г. Проведение итоговой открытой ОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на фестивале Педагогических идей.

Слайд 11

Подготовка к реализации проекта: 1. Подобрать методическую литературу по теме. 2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы. 3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме. 4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории. 5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов. 6.Составить перспективный план проведения экспериментов.

Слайд 12

При организации исследовательской деятельности с детьми мы используем следующие формы работы: • ОД; • беседы; • дидактические и развивающие игры и упражнения; • эксперименты и опыты; • наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; • целевые прогулки; • работа в уголке природы. Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Слайд 13

Работа с родителями 1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром». 2. Консультация для родителей «Волшебная водичка». 3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками». 4. Буклеты для родителей «Водные процедуры». 5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях». 6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями». 7. Оказание помощи в создании детской лаборатории. 8. Подбор материалов, предметов для коллекций. 9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности». 10. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Слайд 14

Выполнение проекта Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя Октябрь Занятие исследование «Как увидеть воздух» Цель: познакомить детей с понятием «воздух», некоторыми его свойствами и ролью в жизни человека. ОЭД «Окрашивание воды» Цель: Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении; выявить свойства воды. Вода может быть теплой и холодной может нагревать другие вещества. Вода прозрачная, но может менять свою окраску. В ней растворяются вещества. ОЭД. «Где вода?» Цель: Определить, что песок и глина по разному впитывают воду. Ноябрь Игра-эксперимент «Волшебная рукавичка» Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. ОЭД «Угадай-ка» Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Занятие-исследование «Есть в группе пыль и чем она опасна?» с участием кукольного персонажа , который питается пылью. Цель: дать детям понятие чем опасна пыль в помещении, что нужно делать для того, чтобы её не было, чистоплотность.

Слайд 15

Декабрь Игра-эксперимент «Воздух-невидимка» Цель: закрепить знания детей о том, что такое воздух, о некоторых его свойствах, роли в жизни человека. Надувание мыльных пузырей. Цель: научить пускать мыльные пузыри. Познакомить с тем, что при попадании воздуха каплю мыльной воды образуется пузырь Игра-эксперимент «Ветер по морю гуляет» Цель: обнаружить воздух Январь ОЭД «Какого цвета снег?» Цель: дать понятие о том, что снег, набранный в разных местах (около проезжей части и на участке д/сада) разный по цвету Почему? ОЭД «Что в коробке?» Цель: познакомить со значением света, с источниками света солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы Игра- эксперимент «Волшебная кисточка» Цель: познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух (красного и желтого-оранжевый, синего и желтого- зеленый) Февраль Развивающая игра «Хорошо- плохо» Цель: закреплять знания о значении чистой окружающей среды. ОЭД «Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с двумя состояниями воды- жидкий и твердый. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед, замерзать на холоде, принимать форму емкости. Занятие исследовательское Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым), выявить свойства воды чем выше температура, тем в ней быстрее тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость

Слайд 16

Март «Освобождение бусинок из ледяного плена» Занятие - исследование Цели: Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. ОЭД «Откуда берется голос?» Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Словесная игра «Узнай по голосу» Цель: Узнавать друг друга по голосу. Апрель Занятие « Теплая капелька или поможем колобку умыться» Цель: познакомить со способом получения теплой воды, развить умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. Игра – эксперимент «Умный нос» Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. Игра – эксперимент «Язычок- помощник» Цель:: познакомиться со Строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Май ОЭД «Стекло, его качества и свойства» Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость) ОЭД «Узнай предметы из резины» Цель: узнать вещи, изготовленные из резины, определять её качества и свойства ОЭД «Узнай предметы из пластмассы» Цель: узнавать предметы из пластмассы, определять её качества и свойства

Слайд 17

Продукт проекта: 1.Открытое мероприятие «Такой необходимый воздух». 2.Выставка зарисовок и фото к опытам «Я-любознательный!»

Слайд 18

Домашний Лимонад

Слайд 19

Разноцветная вода

Слайд 20

Опыты с магнитом

Слайд 21

Опыты с воздухом

Слайд 22

Опыты с мукой

Слайд 24

Статическое электричество

Слайд 25

Опыты с песком

Слайд 26

Изучаем природу

Слайд 34

Результат: 1. Дети знают назначение органов чувств. 2.Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов. 3. Дети классифицируют камни по указанным признакам. 4. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики. 5. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение. 6. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения. 7. У детей пополнился словарный запас. 8. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию. 9. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием. 10. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Слайд 35

Методическая литература: 1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. 2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».) 3. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. 4.«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004. 5.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995. 6.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Слайд 36

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста " Капитошкина школа"

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в...

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Почемучки»

Программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста  «Почемучки»...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»

 Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Академия юных космонавтов»

Реализация данного проекта поможет детям среднего дошкольного возраста более широко понять материал по теме "Космос"....

Методическая разработка по познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

Методическая разработка по познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР...