Экскурсия в природу как форма организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Наталья Валентиновна

В данной статье раскрывается важное социальное значение экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста посредством экскурсии в природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_seminara.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Иванова Н.В.

ГБДОУ  детский сад №91 Красносельского района

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Мишагина А.В.

ГБДОУ  детский сад №91 Красносельского района

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Миллер Т.А.

ГБДОУ  детский сад №91 Красносельского района

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация.

В данной статье  раскрывается важное социальное значение экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе. Авторами рассмотрена природоведческая экскурсия как одна из форм ознакомления дошкольников с природой, а также изложен вариант данной экскурсии с детьми подготовительной к школе группы.

        Статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Учитывая возрастные особенности детей, авторы публикации учат дошкольников любить природу, чтобы каждый день был открытием для них чего-то нового.

         Ключевые слова.

Экологическое воспитание, дошкольник, природоведческая экскурсия, экологическая культура, парк природы, «Сергиевка», экологическая игра.

        Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Детский сад является первым звеном системы экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача воспитания у дошкольников ответственного, разумного отношения к окружающему миру [3, с.68].

В настоящее время в ней проявляются новые проблемы и тенденции. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном отношении к ней. Понимание элементарных связей, существующих в природе, осознание неразрывности с ней, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, понимание ценности здоровья, активность в решении некоторых экологических проблем – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка [1, с.13].

Нигде не получишь столько материала для наблюдения и игр, знаний об условиях развития объектов живой природы, как в естественной среде. Маленькие дети познают окружающий мир при помощи чувств, поэтому только непосредственное восприятие может развить у них чувство природы. Картинки и рассказы никогда не смогут заменить живое. Природа сближает взрослых и детей.  Она приглашает нас принять участие в увлекательной игре, полной движения и свежего воздуха.

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им

[2, с.11].

Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы. Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения [4, с.47].

В целях обмена опытом практической работы в области экологического образования и просвещения дошкольников, мы предлагаем свой вариант проведения природоведческой экскурсии, которая была проведена педагогами учреждения совместно с детьми и их родителями в рамках «Клуба выходного дня».  Посещением для совместной с воспитанниками экскурсии был выбран  парк «Сергиевка» (Усадьба Лейхтенбергских), находящийся в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.

Мы считаем, что экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Так как дети, вырастая, берут пример с родителей, воспитателей. Именно взрослые должны стать примером для дошкольника, и научить его, как нужно обращаться с дарами природы, как уберечь природные богатства от разрушения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества, почему именно этот парк мы выбрали для экскурсии?

«Сергиевка»- это дворцово-парковый ансамбль, который является памятником истории и культуры. Парк интересен своими естественными природными ландшафтами с глубокими оврагами, по которым течет река Кристателька с многочисленными втекающими в нее притоками, цепью прудов, мостами-плотинами, образующими водопады, старинными гранитными лестницами на крутых берегах.

 В парке есть руины православной церкви Святой Екатерины, а неподалеку восстанавливаемый дворец Лейхтенбергских. От дворца открывается великолепная панорама на Финский залив.

А за дворцом находится загадочная огромная, вросшая в землю гранитная голова, поражающая всех, кто видит ее впервые. Чудо-голова высечена из огромного валуна, доставленного когда-то в эти земли ледником. Как только не называют скульптуру из валуна: валун-голова, «Каменная голова», «Старик», «Адамова голова», «Русич», «Голова Самсона». Больше, чем названий, существует лишь количество легенд и преданий, кто, когда и зачем создал данное чудо.

Кому-то черты каменного изваяния напоминают Петра I, по случаю чего в его создатели записывают мастера с Петергофской гранитной фабрики, то ли сына, то ли дочь которого крестил император. Ещё вспоминают Пушкина и его сказочную голову в поэме «Руслан и Людмила»: одни почитатели поэта утверждают, что каменная глыба из Сергиевки явилась прообразом для поэмной головы, другие предполагают, что голова-валун появилась под впечатлением стихов Пушкина.

Таким образом, парк Сергиевка является прекрасным местом для проведения природоведческой экскурсии с детьми подготовительной к школе группы. Такой материал важен в нравственном отношении — он развивает любовь к малой родине, любовь к тому месту, где живет человек.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

За несколько дней до экскурсии воспитатели провели небольшую беседу, чтобы вызвать интерес детей к экскурсии, сообщили цель экскурсии, определили места посещения, рассмотрели план парка. Вспомнили прочитанный ранее рассказ В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Вместе с детьми продумали вопрос, о том, что  может понадобиться на экскурсии (карта парка, компас, лупы, корм для птиц).

Экскурсия началась у информационного стенда с планом парка. Воспитатели с детьми обсудили: какие запрещающие знаки  озвучивают во время проведения  экскурсии, что  проговаривают при  правилах  поведения в парке. Еще раз просмотрели  план, определились с направлением движения.

По пути дети по просьбе воспитателя озвучивали признаки весны.

На остановке «Лесная» в беседе с детьми использовались различные типы вопросов: нацеливающие на внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий); вопросы активизирующие, требующие сопоставления, различия, обобщения; вопросы, стимулирующие творческое воображение,  побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.  Дети находили деревья рассматривали почки, кору дерева, семена березы, определяли, что семена появились из сережек дерева, у семян есть «крылышки». (В каком состоянии находятся сейчас деревья? Какую пользу приносит дерево человеку? Воспитатель предложил детям  обнять  дерево, после чего задал вопросы: Оно толще или тоньше? Как узнали? Чем отличается кора? Как человек использует древесину этого дерева? Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые?)

 Воспитатели организовали во время экскурсии с детьми подвижную  игру «Раз, два, три, к названному дереву, кусту – беги!».

Далее дети с родителями с удовольствием прогулялись по мостам –плотинам, понаблюдав за водопадами, послушали журчание воды.

На остановке «Лесной небоскреб» наблюдали за жизнью муравьев в муравейнике, провели эксперимент, насыпав дорожку из сахарного песка (муравьи образовали цепочку, перенося угощение в муравейник).  

 У «Птичьей столовой» дети послушали пение птиц, вспомнили названия перелетных и зимовавших птиц, покормили птиц принесенными из дома крошками и зернами.

На привале у пруда ребята отдохнули, перекусили и поиграли с родителями и педагогами, разделившись на 2 команды, в эстафету «Перенеси палочки». Разнообразили отдых подходящими  играми-заданиями  «Найдите что-нибудь тёплое или холодное. Результат: мокрый камень может быть холодным, а нагретый солнцем – тёплым. Влажная трава холодная, а сухая трава тёплая.» Найдите что-нибудь круглое» (ягода, орех, цветок, камень, осиновый лист). «Найдите что-нибудь острое» (хвойная иголка, щепка, травинка).  «Найдите что-нибудь похожее на змею, птицу, мышь» (камни, веточки, листья). «Найдите что-нибудь пятнистое» (камень, лист, кора, ветки). «Найдите что-нибудь, что хорошо пахнет».

После отдыха экскурсия по парку продолжилась. Сверившись с картой, мы продолжили движение к центральному лугу, на котором стоит разрушенная церковь Св. Екатерины, где с помощью приема зрительной реконструкции дети и родители под руководством педагога- организатора Миллер Т.А. попытались словесно восстановить первоначальный вид храма. Сравнили внешний вид этого разрушенного здания с виднеющейся из-за березовой рощи церковью Святой Троицы.

Обойдя дворец Усадьбы Лейхтенбергских, ребята полюбовались открывшимся с возвышенности видом на Финский залив и Ораниенбаумское шоссе. Дети обратили внимание на полуразрушенные столбы у дворца, познакомились с понятием «пергола» и назначением данной конструкции.

А за дворцом нас ожидали очередной мост –плотина и дорожка к Каменной Голове. Детям было предложено высказать свои версии появления этого чуда в парке, а также были рассказаны легенды происхождения памятника.

В заключительной части экскурсии воспитателем было обращено внимание детей  на общую картину природы. И как итог, предложение дома придумать сказку «О чем мне поведала старая ель в парке».

         По окончании основной части дети с родителями продолжили самостоятельные наблюдения и сбор природоведческого материала-  камней для дорожки здоровья, проектируемой на своем участке в учреждении.

Через несколько дней после экскурсии из природного и бросового материала совместно с педагогом ребята создали макет экосистемы прудов парка «Сергиевка».

     Природоведческие экскурсии, являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника.  В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства у дошкольников. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины – одна из задач дошкольного учреждения [5, с.45].

Таким образом, природоведческие экскурсии полезны для детей любого возраста, способствуют развитию эстетических чувств, творческого воображения. Приносят радость от общения с ней для детей и взрослых, вносят разнообразие в жизнь дошкольников, обогащают словарный запас, развивают речь, кругозор, память. Позволяет лучше узнать окружающий мир.

                                            Литература

1.Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. / Санкт-Петербург// Паритет. -2019.- С.13

2.Вербенец А.М., Зуева А.В. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа для детей среднего дошкольного возраста и методически рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов/ Санкт-Петербург//Российский центр музейной педагогики и детского творчества. -2012.- С.11

3.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. /Москва// Гуманитарный издательский центр «Владос». -2004-. С.68

4. Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства/ Ростов - на – Дону//Издательство Ростовского государственного педагогического университета. - 2001.- С.45

5. Павлова Л. П. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002.-№ 10. - С.40-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Презентация "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"

Материал в помощь педагогом в рамках реализации проекта " Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"...

Презентация "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"

Презентация  по теме "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы" поможет педагогам последовательно выстроить и ...

Игра как форма экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

ВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1.    Сущность и содержание экологического...

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций»

Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональ...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...