средство формирования экологических представлений дошкольников
презентация по окружающему миру

Алемская Александра Михайловна ( Смилина)

Природоведческая игра как средство формирования экологических представлений дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.proekt_arktika.pptx90.79 КБ
Файл proekt_arktika.docx55.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Путешествие в Арктику ( путешествие по карте) для старшей группы дошкольников Воспитатель Смилина Александра Михайловна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 9 «Улыбка»

Слайд 2

Цель проекта • Освоение географических представлений Арктики • Формирование бережного отношения к природе.

Слайд 3

Задачи проекта. Образовательные : Познакомить детей с глобусом, картой, научить составлять маршрут путешествия. Уточнить и расширить представления детей о жизни животного мира Арктики. Расширить представления детей о жизни людей в условиях Арктики Расширить и активизировать лексический словарь: айсберг, северное сияние, экспедиции, тюлень, морж, морской котик, касатка, белуха, киты, нарвал. Познакомить с представителем класса китообразных – нарвалом. Выявить причины вымирания животных. Формировать экологическую культуру у детей .

Слайд 4

Развивающие: Развивать познавательную активность, умение получать информацию из разных источников (бесед, в ходе экспериментов, во время рассматривания слайдов, во время дидактических заданий). Развивать умение выдвигать гипотезы, уметь сравнивать свои гипотезы с фактами. Развивать интерес к географическим маршрутам, к жизни животного мира Арктики, их приспособлении к суровым климатическим условиям . в оспитательные : Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты .

Слайд 5

Методы и приёмы Словесные: художественное слово (рассказ эскимоса, вопросы, уточнение, беседа) Наглядные: карта, глобус, презентация, картинки. Практические: игровое задание «Помоги собраться в путешествие», проведение опыта загрязнения воды, работа с картой и глобусом.

Слайд 6

Оборудование: ноутбук, экран, глобус, географическая карта мира, презентация со слайдами, стрелки и флажки из самоклеющейся бумаги, клеевые карандаши по количеству детей, картинки животных Севера и животных других районов планеты, ёмкость с водой на каждого ребёнка, перья на каждого ребёнка, список вещей с картинками ИОС Введение персонажа Эскимоса Тулуна, его обучающая функция, наглядно показать, как одеваются и чем занимаются народы Арктики, введение проблемной ситуации

Слайд 7

Обоснование выбора темы: Я считаю, что зона Арктики очень разнообразна в своём животном мире, в народах, которые проживают на этой территории и это было бы интересно для детей. С помощью интерактивных технологий можно окунуться в эту природу, показать детям как выглядит северное сияние, с помощью видео и картинок показать жизнь диких животных, которых нет возможности наблюдать вживую. Ещё в этом проекте я затронула, на мой взгляд, актуальную важную тему загрязнения окружающей среды и вымирания животных. С помощью эксперимента дети увидят, как важно бережно относиться к природе. Интегрированный подход к отбору содержания и средств проектной деятельности перевод ребенка от внешних проб (простое экспериментирование: что это? Какое на вкус? Что с ним можно делать?) - к исследовательскому вербальному поведению (Что произойдет, если…? Почему это произошло?).

Слайд 8

Ход образовательной деятельности 1. Сюрпризный момент: Воспитателю пришло письмо от эскимоса с именем Тулун, он зовёт в гости и просит о помощи, Нарвал страдает из-за загрязнения океана нефтепродуктами, они находятся на грани вымирания. Он напоминает, что в Арктике очень холодно, нужно одеться потеплее.

Слайд 9

2. Знакомство с глобусом и картой. Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много – много раз. Прежде всего, на глобусе есть два полюса: Северный и Южный. Это самые северная и южная точки Земли (предложить найти их на глобусе). - А знаете ли вы, что если глобус развернуть, то получится карта нашей земли (показ карты). Предлагаю рассмотреть карту: на ней есть океаны, моря, реки, материки, острова. - Какого цвета больше всего на карте? Почему? Что изображается голубым цветом? - Что изображается коричневым цветом? - Что изображено жёлтым (зелёным цветом) - На карте есть ещё территории белого цвета. Почему они белые? (ответы детей) - Как называется территория, покрытая льдами на Севере? На юге? (ответы детей) Предлагает отправиться в путешествие по карте в царство вечных льдов, в Арктику и познакомится с эскимосом Тулуном и узнать о жизни Нарвалов.

Слайд 10

4. Определение маршрута по глобусу и карте. - Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо составить маршрут, где мы сейчас находимся, в каком городе? Предлагаю найти Калининград на карте и отметить флажком ( самоклеющаяся бумага) Затем предлагаю найти Арктику, куда отправляемся в путешествие и отметить его на карте флажком. - Кто хочет проложить маршрут нашего путешествия пунктирными линиями (показ приёма прокладывания маршрута: полоски из самоклеющейся бумаги? Предлагаю посчитаться: «Раз, два, три, маршрут рисуешь первым ты!» (Помогаю определить маршрут и «нарисовать» пунктирными линиями).

Слайд 11

5 . Игра «Наши помощники в путешествии». - Каждый путешественник отправляется в путешествие, взяв с собой определённый набор предметов, необходимых в пути. Предлагаю выполнить задание: выбрать из предлагаемого набора предметов только те, которые пригодятся в путешествии, обвести их в кружок. Список вещей может быть таким ( Палатка, теплая шапка, спасательный жилет, аптечка, спички, купальник , солнечные очки, зимние сапоги, варежки, рюкзак, бинокль, фотоаппарат) - Кто назовёт все выбранные предметы? - Все согласны с названным набором предметов, предложенных нам или кто-то хочет добавить?

Слайд 12

6. Игра полет Предлагаю отправиться в путешествие, приглашаю встать в круг и занять свои места в самолёте: Руки ставим мы вразлёт, Получился самолёт. Мах рукой туда-сюда, Делай раз, и делай – два. Полетели высоко. Полетели низко. Полетели далеко. Вот уж Полюс близко. Приземлилась детвора. Всё. Нам в Арктику пора. На экране тундра (слайд 1) Задаю вопрос: «Почему мы не приземлились прямо на Северном полюсе?» - ответы детей. -Действительно, на Северном полюсе нет аэродрома, потому что нет земли, там, на водах океана, огромные льды. Мы пересаживаемся на атомный ледокол и отправляемся в Арктику (слайд)

Слайд 13

7. Беседа об Арктике (с показом слайдов). Тут нас встречает эскимос Тулун ( переодетый персонаж, кто-нибудь из родителей или воспитателей) , знакомится с ребятами и проводит беседу -А вот и Арктика. Почему в Арктике темно? Какое сейчас время года, месяц (ответы детей? -В Арктике сейчас полярная ночь. Здесь часто бывают северные сияния (слайд). Всего 2-3 недели в Арктике лето, когда светит солнце (слайд). - В переводе с греческого языка слово «Арктика» означает «медведь». - Как вы думаете, почему так назвали этот край? (ответы детей) - Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя. Большая часть Северного Ледовитого океана (слайд) постоянно покрыта льдом и снегом. Представляете, какой огромный каток получился. – Посмотрите, какие огромные ледники – это айсберги плавают в океане (слайд). Они очень опасны для встречных кораблей, потому что большая часть их находится под водой. - Всё здесь выглядят сурово, мрачно и неприветливо. Сильные ледяные ветра, туманы, обильные снегопады, полярные дни и ночи. (слайды). - Как вы думаете, в Арктике живут люди? (ответы детей) - Из-за суровых условий люди постоянно не живут в Арктике, а приезжают с научными экспедициями на атомных ледоколах (слайд).

Слайд 14

8. Опыт «Загрязнение воды». На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное. Эскимос предлагает провести эксперимент, по загрязнению воды. Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности. Опустить перышко в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже. Нарвал негативно переносит последствия разлива нефтехимических продуктов в окружающую среду, которые вызывают раздражения глаз, кожи и снижают плавательную способность.

Слайд 15

9. Рассказ про нарвала. Предлагаю лучше рассмотреть животных Арктики (слайды). - Казалось бы, что в таких условиях нормальное существование просто невозможно. Однако среди вечных льдов и снежных заносов бурлит полнокровная жизнь. - Какое необычное животное. Это нарвал - представитель семейства китообразных. У него необычно длинный рог, торчащий прямо изо рта. Этот рог достигает в длину 3-х метров, а его вес составляет 10 кг. Это обыкновенный зуб, выросшим до таких огромных размеров, и бывает он только у самцов. Никаких неудобств этот зуб млекопитающим не доставляет. Нарвалы имеют толстый слой подкожного жира. Это неудивительно, так как вся их жизнь проходит в холодных водах Северного Ледовитого океана. Питаются нарвалы рыбой. Основными врагами его являются человек, касатки и белые медведи.

Слайд 16

10. Работа на большой карте. Предлагаю выбрать по одной картинке среди предлагаемого набора и наклеить их на большую карту: - Ну, что ж, нам пора возвращаться. Чтобы долго помнить о нашем путешествии, давайте наклеим на карту Арктики животных, которые там обитают. Эскимос прощается с ребятами и каждому вручает фигурки животных.

Слайд 17

12. Рефлексия. - Где мы сегодня побывали? - Что понравилось в путешествии? -Что нового узнали? - Подумайте, куда ещё хотели бы в следующий раз отправиться в путешествие.

Слайд 18

Разработать и обосновать рекомендации родителям детей по формированию экологических представлений в сотрудничестве с детским садом. Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. Формы работы с семьей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Акции «Очистим природу от пробок» (результат проделанной работы- создание тропы здоровья из пробок) Наглядная агитация - стенды - буклеты -памятки «Правила поведения на природе» -стенгазеты «Природа дивной красоты» - ширма - работа со СМИ Родительские собрания «Добро пожаловать в экологию» Консультации для родителей «Экология здоровья» «Лекарственные травы» Конкурсы, выставки. «Вторая жизнь вещей» «Дары осени» - конкурс поделок из природного материала. Досуговые мероприятия «В весенний лес за приключениями» Укрась дом к празднику «Святой троицы» Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей по экологическому воспитанию детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Слайд 19

Используя ИКТ в работе с родителями можно посмотреть, как их ребенок растет и развивается в ДОУ. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей . Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

Слайд 20

Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Слайд 21

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. Благотворительный акции . Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением собирает желуди и сажает их с друзьями и родителями в детском. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Посади лес».

Слайд 22

Работа с родителями ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.); организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника). ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее); туристические походы на природу, соревнования.

Слайд 23

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 9 «Улыбка»

Природоведческая игра как средство формирования экологических представлений дошкольников

Воспитатель: Алемская А.М.

                                                      Калининград

                                                              2021

Содержание

1. Теоретическая часть:

* Психологические основы формирования экологических представлений дошкольников.

* Роль игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

* Игровые образовательные ситуации: сущность, виды, методика проведения.

2. Практическая часть.

*Индивидуальная карта педагогического наблюдения (показатели и критерии) с целью выявления экологических представлений у ребенка конкретной возрастной группы.

* Игровой проект с целью формирования экологических представлений. Критерии оценки: цель; игровые ситуации (игрушки-аналоги, литературные персонажи, игра-путешествие); обоснованность выбора объектов природы, доступность воображаемой ситуации возрастным возможностям ребенка, интегрированный подход к отбору содержания и средств проектной деятельности; возможность участия родителей.

* Рекомендации родителям детей по формированию экологических представлений в сотрудничестве с детским садом.

3. Список литературы

Глава 1 Теоретическая часть

Психологические основы формирования экологических представлений дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии.

Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств.  

В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.

Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.

Знания у дошкольника не существуют ради Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.

Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей ребенка, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество.

В педагогике «знание» рассматривается в значении дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения. Это отобранная и дидактически обработанная часть из целостной совокупности научных понятий о закономерностях действительности.

Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. В зависимости от возраста представления могут быть конкретными и обобщенными. По мере развития познавательных действий развиваются и представления.

Освоение знаний на уровне понятий предполагает обобщение предметов и явлений по их отличительным существенным признакам. В понятии содержатся скрытые связи и отношения предмета, дающие возможность получить истинно научные знания о предмете, раскрываются такие стороны, которые невозможно познать чувственным путем. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется   формированием у него знаний экологического содержания.  

В нее в качестве подсистем, по мнению Н.Н. Кондратьевой, могут быть включены:

  1. система знаний о живом организме как носителе жизни, его
    существенных признаках (целостности, системе потребностей и
    приспособлений к среде и др.);
  2. система    элементарных знаний о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;
  3. система знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребенку многообразие ценностей природы - не только материальных, но и познавательных, эстетических и   т.п.;
  4. система элементарных знаний о взаимодействии людей и
    природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.

Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:

- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Предлагаемые системы знаний в их взаимосвязи представят ребенку-дошкольнику тот пласт социального общественно-исторического опыта, который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в экологической культуре общества.

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой показывается возможность освоения знаний детей дошкольного возраста о живом организме и его взаимосвязях с окружающей средой. Осуществляя отбор знаний о живом организме и построение их в систему, Н.Н. Кондратьева руководствовалась основными положениями современной дошкольной дидактики, разработанными в исследованиях А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, A.M. Леушиной, В.И. Логиновой, А.П. Усовой и др. В соответствии с ними знания, отбираемые для усвоения дошкольниками, должны быть научными, т.е. содержащими знания достоверных фактов, существенных связей и понятий в их иерархии, отражающих ведущие идеи науки, характеризующие те или иные области деятельности. Максимальный учет познавательных возможностей детей дошкольного возраста, как указывает Н.Н. Кондратьева, позволяет обеспечить доступность содержания и структуры отобранных научных знаний для их освоения. В исследовании был осуществлен теоретический и логико-дидактический анализ научного понятия «живое». Он позволил определить основное содержание понятия «живое», установить ведущую, центральную связь в этом понятии, вычленить основные компоненты и системообразующие связи, раскрывающие сущность и свойства живого организма как целостного образования.

Анализ исследований В.Г. Афанасьева, К. Гесслера, Р.С. Карпинской, Г.А. Югая, А.С. Мамзина, А.А. Ляпунова и др. показал, что содержательными компонентами системы знаний о живом для дошкольников должны стать представления, отражающие:

  • Целостность живого;
  • Системные свойства целостного живого организма;
  • Детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность;
  • Системную организованность живого.

Исследования Т.А. Ивченко показали возможность освоения дошкольниками знаний о человеке как биосоциальном существе и их развивающее значение.

 Знания ребенка о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. Анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих особенности усвоения детьми системных знаний о природе, показал их доступность познавательным возможностям дошкольников. Система знаний об объектах и явлениях природы, их существенных сторонах и связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных им видах деятельности.

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста (С.Н. Николаева, 1993) раскрывает своеобразие экологического воспитания, его задачи и содержание в работе с дошкольниками.

Экологическое воспитание – это направление дошкольной педагогики, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов XX столетия. Базовой основой этого направления стало содержание раздела «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы знакомить детей с различными явлениями природы, доступными непосредственному наблюдению (научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи).

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста опирается на центральные понятия науки экологии:

  • взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания;
  • функционирование сообщества (экосистемы) живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.

Таким образом, основой экологического воспитания в детском саду являются адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда; сообщества организмов и среда; человек и среда.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем осваивать опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания (1989) и идеологией развивающего дошкольного образования, заложенной ФГОС дошкольного образования (2013). Природа, «рукотворный мир», ценности здорового образа жизни, положительное отношение к миру, другим людям и самому себе - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии, к людям, охраняющим природу и создающим на основе ее богатство материальные и духовные ценности; а также отношение к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды; осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой (С.Н. Николаева).

Содержание экологического образования дошкольников включает два аспекта:

1) построение целостной картины мира в виде экологических представлений (знаний);

2) трансформацию их в отношение.

Знания являются средством и обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры личности, а положительное отношение к природе – конечным ее продуктом.

Отношение детей к природе как результат экологического образования (компоненты):

  • познавательный (ярко выраженный интерес, исследовательское поведение);
  • эстетический (сосредоточение внимания на внешних, сенсорных качествах природных объектов и явлений);
  • гуманистический (сочувствие, сопереживание); деятельностный (готовность к оказанию помощи, заботе).

Критерии отбора экологического содержания: наглядная представленность экологического материала; возможность его включения в практическую деятельность детей – познавательно-исследовательскую, игровую, художественно-продуктивную, театрализованную и др.

Экологическое образование детей дошкольного возраста осуществляется в следующих видах деятельности:

  • экспериментирование, элементарная поисковая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями, выдвижением гипотез;
  • наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • общение с природой, включающее наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу за растениями и животными;
  • сюжетно-дидактическая игра, отражающая различные события или труд взрослых в природе;
  • речевая деятельность, обмен информацией и уточнение представлений о природе (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующих получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;
  • художественно-продуктивная деятельность, создание рукотворных книг, плакатов, природоохранных знаков, настольно-печатных игр на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе.

Т.А.Маркова считает, что экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Сказанное выше позволяет нам сформулировать понятие экологической воспитанности дошкольников как сложное интегральное качество личности, заключающееся в согласованности между экологическими знаниями, поведением, выражающееся в гуманно-ценностном отношении к природе.

 2.Роль игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Развивающие функции игры:

* Дидактическая игра способствует успешному усвоению знаний, формированию познавательных способностей, воспитанию нравственных качеств личности (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина, А.П. Усова, А.К. Бондаренко и др.)

* Сюжетно-ролевая игра как эмоционально окрашенная деятельность ребенка влияет не только на уровень его интеллектуального развития, но и на познавательную активность и творческие способности (А.В. Запорожец)

* Средствами игры легко формируется позитивное отношение к окружающему миру

* Экологические представления, вызвавшие эмоциональную реакцию ребенка, становятся содержанием его самостоятельной игровой деятельности, особенно сюжетно-ролевой игры (Р. И. Жуковская)

* Включение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения на экологических занятиях эффективно влияет на самостоятельную игровую деятельность детей (Н.Я. Михайленко, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова)

* Совмещение дидактической и сюжетно-ролевой игры, преобразование их в сюжетно-дидактическую игру, оказывает двустороннее развивающее влияние на детей – на совершенствование экологических и математических, сенсорных представлений, а также на развитие игровой деятельности в целом (А.А. Смоленцева)

 * Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование Л. А. Абрамян, которая показала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Е. И.Тихеева, Р.И.Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др. Дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях.

Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации.

В области экологического воспитания осуществляется поиск путей привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические (настольно-печатные, словесные).

Игры с правилами имеют готовое содержание, четко сформулированные правила с заранее установленной последовательностью действий. В некоторых таких играх имеется сюжет, в них разыгрывается роль. Среди игр с правилами следует особо выделить народные, передающиеся из поколения в поколение. Народным русским играм присуща простота, общедоступность, гармоничность сочетания самобытного, национального начала с элементами культур других народов. Есть игры народные, которые связаны с главным занятием славян-земледельцев: «Уж мы просо сеяли», «Жнец», «Мак», «Огород». В некоторых играх отражаются игровые действия: «Пастух и стадо», «Лошадки».

С помощью дидактических игр воспитатель уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся представления детей о предметах и явлениях природы. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарный запас, способствуют умению играть вместе. Игры позволяют детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают положительное эмоциональное отношение к природе.

Проблема использования дидактической игры как средства ознакомления с природой не нова. Анализ имеющихся в современной отечественной методике игр (В.Н.Аванесова, В.А.Дрязгунова) показывает, что в подавляющем большинстве основное внимание в них уделяется ознакомлению детей с предметами и явлениями природы, уточнению и закреплению представлений о свойствах и качествах последних. И лишь в некоторых играх решаются задачи научить ребенка прослеживать существующие в природе связи и зависимости, понимать целостность не только живого организма, но и экосистем (невозможность извлечения отдельных элементов природы без нарушения ее целостности); сформировать осознанное отношение к природе (Г.В.Кирикэ, И.А.Комарова).

В исследовании О.М.Газиной разработаны и апробированы дидактические игры с экологическим содержанием для детей 5—6 лет. Особое место отводится играм, содержание которых позволяет ребенку установить существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями природы («Лисы и зайцы», «Что сначала, что потом?»); средой обитания и особенностями питания («У кого какие зубы?», «Накорми животных»); между средой обитания и поведением животных («Угадай, какой я зверь», «Где я живу — не скажу, отгадай, я покажу»); между экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям определенной среды («Хищные насекомые», «Загадочная тропинка», «Чей след»).

Предметно-манипулятивные игры проводятся с использованием различных предметов природы — листьев, семян, цветов, фруктов, овощей, камешков и т.д. («Путаница», «Вершки и корешки», «Угадай на вкус», «Коллекционер впечатлений», «Ящик ощущений», «Экологический тир» и др.). Данные игры ориентированы на совершенствование детского опыта восприятия природы, на обучение стратегиям и технологиям взаимодействия с природными объектами. Они нацелены на формирование экологических представлений детей о свойствах, качествах природных объектов и явлений, на развитие умений выделять экологическое состояние объектов природы, группировать объекты по экологическим признакам.

Такие игры развивают сенсорику, имеют познавательный интерес, образно-логическое мышление детей. При включении игры в экологическое образование дошкольников предусматривается усложнение познавательной деятельности от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию.

Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и др.).  В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое может предварять восприятие картинки либо сочетаться с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), что требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх представления о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Что это за птица?», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает» и др.

Словесная дидактическая игра «Где был Петя?» (старшая группа)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, речь детей, память. Игровое правило: рассказывать можно о том, что есть в здании, на участке ДОУ.

 Игровые действия: отгадывание, словесные зарисовки по сюжетам рассказов.

Ход игры. Вариант 1. Воспитатель рассказывает: «Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Воспитатель повела его в экологическую студию. Что он там увидел, расскажем от имени Пети все по очереди». Ребята описывают комнатные растения, животных, вольеры, выставки коллекций и другое. Если ребенок рассказал о том, чего нет в экостудии, он считается проигравшим.

Вариант 2. Можно усложнить игру. Педагог предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описывают участок (постройки, деревья, кустарники, цветники).

В исследовании В.А.Дрязгуновой выделяются два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные

 Бессюжетные игры — это игры, в которых все дети выполняют одно-два однородных действия («Угадай по описанию», «Узнай по вкусу»).

Сюжетные игры — действия игры, согласно ее правилам, выполняются соответствующими участниками (исполняющими роли), а содержание отражает определенный сюжет. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации («Магазин цветов», «Консервный завод»). Основные природные материалы, которые предлагает использовать В.А.Дрязгунова в играх — это овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Овощи и фрукты привлекают детей, прежде всего, своей формой, окраской, вкусом, запахом.

Следующим видом игр с правилами являются подвижные игры экологического содержания («Волки и овцы», «Комары и лягушки», «Пищевая пирамида» и др.), они носят имитационный характер. Такие игры учат детей видеть экологические аспекты взаимоотношений в природе. Выполняя активные двигательные игровые действия (построение цепей питания, «охота» на жертву, передача «энергии» по энергетической пирамиде и т.п.) в соответствии с содержанием игры, дошкольники знакомятся с экологическими связями и отношениями («хищник — жертва», «производители — потребители — разрушители») в природе, экологическими ролями, защитными приспособлениями растений и животных, учатся понимать и действовать в различных экологических ситуациях. Особенностью подвижных игр является их соревновательный характер.

Творческие игры с экологическим содержанием имеют большое значение для развития детей. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий, наблюдений, чтения природоведческой литературы. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Сюжетно-ролевые игры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», «Магазин цветов», «Экологическое путешествие», «В гостях у Лесовичка» и др.) или имитации природных процессов, отношений между объектами природы («Как дерево превращается в почву», «Приключения Экоколобка», «Маскировка» и др.). Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. Сюжет и атрибутику ролевой игры могут иметь театрализованные экологические праздники, конструкторские игры, труд детей в природе. При организации наблюдений создаются игровые ситуации, когда дети представляют себя детективами или инопланетянами, которым придется заниматься поисками тех или иных природных предметов (опавших плодов и семян, насекомых и следов их деятельности и т.п.).  Началом игры является создание воображаемой ситуации («мнимой», по Л.С.Выготскому), т.е. постановка перед детьми задачи на воображение: «Представьте себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» и т.п.

Одним из видов ролевых игр, интересных для детей дошкольного возраста, являются театрализованные игры, основанные на литературных произведениях. Эти своеобразные спектакли привлекают ребят возможностью поиграть, нарядиться в необычные костюмы, подвигаться под музыку. Методика работы над ними такова: педагог знакомит детей с произведением, помогает распределить роли, предлагает дома с родителями выучить слова роли, подготовить костюм или какой-то его элемент (шапочка для роли животного). Перед «актерами» ставится только одна задача: каждому сыграть свою роль так, чтобы все поняли, кто он и каков его характер (добрый, злой, хитрый и пр.). Для театрализованной игры можно, например, использовать текст сказки Н.Сладкова «Лиса и еж».

 Строительно-конструктивные игры («Экологический конструктор», «Экологические кубики», «Мастерская Лесовичка», «Экоград» и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких- либо предметов (моделей). У детей формируются представления об освоении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требованиями. Конструирование может выступать этапом подготовки других игр: изготовление предметов реквизита к играм-драматизациям или моделирование реальных и фантастических средств к играм-путешествиям. Из снега, глины, песка, бумаги, пластилина дошкольники могут создавать модели природных объектов; из камешков, опавших веточек, листьев, кусочков коры и другого природного материала — модели различных природных сообществ (море, водоем, лес, парк, огород и пр.), другие поделки. Уточнить знания о свойствах глины поможет практическая деятельность детей. Чаще привлекайте их к изготовлению различных предметов, необходимых для игр. В подобных играх дошкольники знакомятся со свойствами материалов естественного и искусственного происхождения, с видами профессиональной деятельности человека, учатся видеть целостность и красоту окружающего мира, строить гармоничное взаимодействие с окружающей социоприродной средой.

Игровые образовательные ситуации: сущность, виды, методика проведения

Игровая обучающая ситуация – форма включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой для решения конкретных дидактических задач на занятиях или в процессе наблюдений за объектами природы.

Характеристика ИОС

* 1 тип ИОС – с использованием игрушек-аналогов

* 2 тип ИОС – с использованием кукол – литературных персонажей

* 3 тип ИОС – с использованием сюжетов «игры в путешествия»

Исследование И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.

1 тип ИОС – с использованием игрушек-аналогов

Основная характеристика ИОС первого типа – использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы.

Главный смысл использования такого рода игрушек — сопоставление живого объекта с неживым аналогом.

Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игрушку и не могут — живую рыбку, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников.

Создание игровых ситуаций игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным параметрам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования (поведение), способу взаимодействия с ним.

Итак, материалы показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в экологообразовательном процессе детского сада. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях. Требования к ней в этом случае следующие.

  • Игрушка должна быть опознаваема — независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видо-типичные признаки строения животного, растения, главным образом форма отдельных частей объекта, по которой идет узнавание конкретного вида.
  • Игрушка должна быть эстетична — отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка положительные эмоции.

Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут использовать подходящие игрушки как демонстрационный и раздаточный материал.

Например, дети старшей группы рассматривают картину, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его зубами за шиворот. Перед воспитателем стоит программная задача: формировать у дошкольников реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу. Педагог вносит на занятие мягкую игрушку — симпатичного мишку, сообщает, что он не хочет больше жить в детском саду, не хочет сидеть на полке и есть кашу из кукольной посуды. Он хочет уйти в лес и жить там, как настоящие медведи, — куклы рассказывали ему про это. Взрослый предлагает детям рассказать игрушечному медвежонку все, что они знают про бурых медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем делает медведица с медвежонком.

Что происходит после включения игрушки-аналога в процесс обучения дошкольников? Как ситуация влияет на детей? Происходит следующее.

  • У детей появляется положительный эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений.
  • Дошкольники включаются в игру (они всегда готовы к ней) и удивляются «наивности» мишутки — ведь они в 5 — 6 лет имеют некоторый опыт посещения леса, кое-что знают про медведей.
  • Повышается познавательная и речевая активность детей: они охотно рассказывают игрушке все, что знают, что видят на картине, внимательно слушают дополнения и пояснения воспитателя, который не им, а мишутке рассказывает, как нелегко жить лесу, как бурые медведи добывают пищу, как залегают на зиму в берлогу, как у медведицы в это время родятся медвежата и как она заботится о них.

Включая данную ИОС в занятие, воспитатель достигает следющего педагогического эффекта.

  • Полная реализация дидактической задачи: подавляющее большинство детей получают представление о жизни и приспособленности бурого медведя (его строение, поведение, образ жизни, размеры) к различным факторам среды обитания, главными из которых являются лесная экосистема и сезонно меняющиеся погодно-климатические условия.
  • Уточнение и углубление представлений об отличии живого животного от игрушки, разведение сказочно-игрушечных и реалистических представлений.
  • Легкое и высокоэффективное обучение дошкольников благодаря игровой мотивации и включения механизма косвенного обучения: все сведения о бурых медведях передавались мишутке, воспитатель не учил детей, он вместе с ними учил игрушку.
  • Быстрая активизации интеллектуальных возможностей и способностей всех дошкольников.
  • Развитие игровой деятельности детей: воспитатель действовал с игрушкой, говорил за нее, сам с ней вел диалог.

Используя метод игры, педагог тем не менее достиг эффекта благодаря правильному сочетанию приемов в этой ИОС и специальной подготовке:

  • продумал сюжет игры, в который включил программное содержание занятия;
  • выбрал симпатичную игрушку, продумал ее действия и слова;
  • во время занятия исполнял одновременно две роли — мишутки и воспитателя, легко переключался с одной на другую;
  • выполнял с игрушкой игровые действия: поворачивал медвежонка к говорящим детям (он слушает их), подносил его к картине (он ее рассматривает), лапой показывал предметы на картине, капризничал («хочу в лес, хочу в лес», «хочу в берлогу...» и т.д.).

Значительных результатов в понимании и усвоении материала детьми воспитатель достигнет, если использует прием сопоставления особенностей строения игрушки и настоящего зверя. Например, воспитатель говорит мишутке, поглядывая на детей: «Ты не можешь жить в лесу — ты маленький, ты не сумеешь найти пищу, защитить себя. Медведи — это огромные и сильные звери (показывает рукой выше себя). Посмотри на свои лапы. Где у тебя когти? А у бурого медведя сильные лапы с огромными когтями. С помощью когтей медвежата забираются на дерево.

2 тип ИОС – с использованием кукол – литературных персонажей.

Главный смысл – сказочные персонажи используются на занятиях не с целью развлечения, а с целью решения дидактических задач, активизации познавательной деятельности детей.

Характеристика литературных персонажей.

  • Чиполлино – смелый, находчивый, дружелюбный, много знает об овощах
  • Карлсон – антипод Чиполлино, хвастунишка, баловник и весельчак
  • Незнайка – много хвастается о своих способностях, но иногда не справляется с решением самых простых вопросов.

Развивающий эффект использования литературных персонажей.

 Смена позиции ребенка: из обучаемого (на традиционном обучающем занятии) ребенок становится обучающим в игровой ситуации – дополняет, объясняет, проверяет и оценивает, исправляет ошибки Карлсона или Незнайки, обретает авторитет в собственных глазах.

Методические приемы

  • Литературная биография каждого из персонажей позволяет использовать их сильные (осведомленность Чиполлино, советы Доктора Айболита) или слабые стороны поведения:
  • Незнайка или Карлсон активно участвуют в проблемных ситуациях, строят нелепые предположения, задают «глупые» вопросы, обращаются за помощью к детям
  • Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания.

Использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии — это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.

3 тип ИОС – с использованием сюжетов «игры в путешествия»

Варианты игры: «Путешествие к морю»; «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)»; «Экскурсия в зоопарк»; «Необыкновенные приключения Робинзона Крузо» и др.

Методика проведения игры-путешествия

  • По форме – это сюжетно-дидактическая игра, включенная в наблюдение, познавательно-исследовательскую деятельность, труд в природе
  • Сюжет и роли допускают не только косвенное, но и прямое обучение детей, передачу новых знаний

Содержание игры-путешествия:

  • дети посещают новые места, знакомятся с явлениями и объектами природы в качестве экскурсантов, туристов, посетителей выставки
  • дети рассматривают натуральные объекты, картинки, слушают пояснения, задают вопросы, «фотографируют»

Оборудование игры-путешествия

  • Самодельные подзорные трубы и бинокли, фотоаппараты
  • Блокноты и карандаши для фиксации наблюдаемых явлений
  • Игровое оборудование для имитации передвижения на самолете, воздушном шаре, «машине времени»
  • Декорации, плакаты, ширмы

Организация игры-путешествия

  1. Короткий и несложный сюжет на основе жизненных или сказочно-литературных событий
  2. В игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;
  3. В содержание ИОС (сюжет, роли, игровые действия) заложены дидактическая цель и воспитательная задача
  4. Партнерская позиция педагога – берет на себя роль опытного путешественника, поддерживает воображаемую ситуацию и инициативу детей

Глава 2 Практические задания

Индивидуальная карта педагогического наблюдения для определения отношения к природе старших дошкольников

Отношение детей выявить сложнее, поскольку оно проявляется по-разному: в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг).

 Самые яркие проявления отношения — поведенческие, которые сочетают практические действия и поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента — специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени.

 Например: Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика диагностики: используются наблюдения за отношением детей к живым организмам в комнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из объектов нуждаются в помощи (растения — в поливе, удалении пыли;  животные — в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т.д.). Это позволит создать для детей ситуацию выбора деятельности. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи животному, растению, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов: Как себя чувствует живой объект (называется)? Как ты это узнал? Как ему можно помочь? Хотел бы ты помочь животному или растению? Почему ты хочешь ему помочь?

Критерии оценки отношения детей к окружающему миру:

 осознанность — проявляется в оценке и объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений и суждений, в понимании и предвидении последствий хороших и плохих поступков;

действенность — выражается в умении видеть состояние растений и животных, окружающих людей, в стремлении оказать необходимую помощь, адекватную состоянию объекта, в желании участвовать в природоохранительных акциях, субботниках и других делах, направленных на создание чистоты, красоты и порядка в социоприродной среде;

 направленность — проявляется в познавательном интересе к получению информации опосредованным путем и в процессе общения с объектами, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира и отражать свои эстетические впечатления и переживания в различных видах художественно-творческой деятельности, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам социоприродной среды.

 — эмоциональная отзывчивость —  радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Испытывает глубокие чувства: жалость, радость, отзывчивость, эмпатию, стыд и др. , способность к сопереживанию, радость при встрече с природой, интерес к ней.

  — способность к волевым устремлениям, удерживанию цели —  твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании экологических ценностей.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым организмам. Отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с живыми организмами.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Заботятся о привлекательных для них живых объектах. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми и приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями. По собственной инициативе длительно наблюдает за живыми организмами. Проявляет элементарную наблюдательность: задает разнообразные поисковые вопросы, высказывает эвристические суждения; - охотно и доброжелательно общается с живыми организмами: не обижает людей, животных, не наносит вреда растениям. Учитывает их желание общаться, оберегает целостность, привычные условия существования. Стремится предупредить негативные поступки (свои и сверстников). Умеет оценить поведение с точки зрения экологических норм. Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных действий; Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми организмами. Имеет место эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе общения с природой.

Игровой проект

Путешествие в Арктику (путешествие по карте) для старшей группы дошкольников

Цель: 

  • Освоение географических представлений Арктики
  • Формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с глобусом, картой, научить составлять маршрут путешествия.
  • Уточнить и расширить представления детей о жизни животного мира Арктики.
  • Расширить представления детей о жизни людей в условиях Арктики
  • Расширить и активизировать лексический словарь: айсберг, северное сияние, экспедиции, тюлень, морж, морской котик, касатка, белуха, киты, нарвал.
  • Познакомить с представителем класса китообразных – нарвалом.
  • Выявить причины вымирания животных.
  • Формировать экологическую культуру у детей.

Развивающие: 

  • Развивать познавательную активность, умение получать информацию из разных источников (бесед, в ходе экспериментов, во время рассматривания слайдов, во время дидактических заданий).
  • Развивать умение выдвигать гипотезы, уметь сравнивать свои гипотезы с фактами.
  • Развивать интерес к географическим маршрутам, к жизни животного мира Арктики, их приспособлении к суровым климатическим условиям.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты.

Методы и приёмы:

Словесные: художественное слово (рассказ эскимоса, вопросы, уточнение, беседа)

Наглядные: карта, глобус, презентация, картинки.

Практические: игровое задание «Помоги собраться в путешествие», проведение опыта загрязнения воды, работа с картой и глобусом.

Оборудование: ноутбук, экран, глобус, географическая карта мира, презентация со слайдами, стрелки и флажки из самоклеющейся бумаги, клеевые карандаши по количеству детей, картинки животных Севера и животных других районов планеты, ёмкость с водой на каждого ребёнка, перья на каждого ребёнка, список вещей с картинками

ИОС Введение персонажа Эскимоса Тулуна, его обучающая функция, наглядно показать, как одеваются и чем занимаются народы Арктики, введение проблемной ситуации

Обоснование выбора темы: Я считаю, что зона Арктики очень разнообразна в своём животном мире, в народах, которые проживают на этой территории и это было бы интересно для детей. С помощью интерактивных технологий можно окунуться в эту природу, показать детям как выглядит северное сияние, с помощью видео и картинок показать жизнь диких животных, которых нет возможности наблюдать вживую. Ещё в этом проекте я затронула, на мой взгляд, актуальную важную тему загрязнения окружающей среды и вымирания животных. С помощью эксперимента дети увидят, как важно бережно относиться к природе.  

Интегрированный подход к отбору содержания и средств проектной деятельности

 перевод ребенка от внешних проб (простое экспериментирование: что это? Какое на вкус? Что с ним можно делать?) - к исследовательскому вербальному поведению (Что произойдет, если…? Почему это произошло?).

Ход образовательной деятельности

1. Сюрпризный момент:

Воспитателю пришло письмо от эскимоса с именем Тулун, он зовёт в гости и просит о помощи, Нарвал страдает из-за загрязнения океана нефтепродуктами, они находятся на грани вымирания. Он напоминает, что в Арктике очень холодно, нужно одеться потеплее.

2. Знакомство с глобусом и картой.

Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много – много раз.

Прежде всего, на глобусе есть два полюса: Северный и Южный. Это самые северная и южная точки Земли (предложить найти их на глобусе).

- А знаете ли вы, что если глобус развернуть, то получится карта нашей земли (показ карты). Предлагаю рассмотреть карту: на ней есть океаны, моря, реки, материки, острова. - Какого цвета больше всего на карте? Почему? Что изображается голубым цветом? - Что изображается коричневым цветом? - Что изображено жёлтым (зелёным цветом) - На карте есть ещё территории белого цвета. Почему они белые? (ответы детей)

- Как называется территория, покрытая льдами на Севере? На юге? (ответы детей)

Предлагает отправиться в путешествие по карте в царство вечных льдов, в Арктику и познакомится с эскимосом Тулуном и узнать о жизни Нарвалов.

4. Определение маршрута по глобусу и карте. - Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо составить маршрут, где мы сейчас находимся, в каком городе? Предлагаю найти Калининград на карте и отметить флажком (самоклеющаяся бумага)

Затем предлагаю найти Арктику, куда отправляемся в путешествие и отметить его на карте флажком. - Кто хочет проложить маршрут нашего путешествия пунктирными линиями (показ приёма прокладывания маршрута: полоски из самоклеющейся бумаги? Предлагаю посчитаться: «Раз, два, три, маршрут рисуешь первым ты!» (Помогаю определить маршрут и «нарисовать» пунктирными линиями).

5. Игра «Наши помощники в путешествии». -Каждый путешественник отправляется в путешествие, взяв с собой определённый набор предметов, необходимых в пути. Предлагаю выполнить задание: выбрать из предлагаемого набора предметов только те, которые пригодятся в путешествии, обвести их в кружок.

Список вещей может быть таким ( Палатка, теплая шапка, спасательный жилет, аптечка, спички, купальник , солнечные очки, зимние сапоги, варежки, рюкзак, бинокль, фотоаппарат)

- Кто назовёт все выбранные предметы?

- Все согласны с названным набором предметов, предложенных нам или кто-то хочет добавить?

6. Игра полет

Предлагаю отправиться в путешествие, приглашаю встать в круг и занять свои места в самолёте: Руки ставим мы вразлёт, Получился самолёт.

Мах рукой туда-сюда, Делай раз, и делай – два. Полетели высоко. Полетели низко. Полетели далеко. Вот уж Полюс близко. Приземлилась детвора. Всё. Нам в Арктику пора.

На экране тундра (слайд 1)

Задаю вопрос: «Почему мы не приземлились прямо на Северном полюсе?» - ответы детей.

-Действительно, на Северном полюсе нет аэродрома, потому что нет земли, там, на водах океана, огромные льды.

Мы пересаживаемся на атомный ледокол и отправляемся в Арктику (слайд)

7. Беседа об Арктике (с показом слайдов).

Тут нас встречает эскимос Тулун ( переодетый персонаж, кто-нибудь из родителей или воспитателей) , знакомится с ребятами и проводит беседу

-А вот и Арктика. Почему в Арктике темно? Какое сейчас время года, месяц (ответы детей?

-В Арктике сейчас полярная ночь. Здесь часто бывают северные сияния (слайд). Всего 2-3 недели в Арктике лето, когда светит солнце (слайд).

- В переводе с греческого языка слово «Арктика» означает «медведь».

- Как вы думаете, почему так назвали этот край? (ответы детей)

- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.

Большая часть Северного Ледовитого океана (слайд) постоянно покрыта льдом и снегом. Представляете, какой огромный каток получился.

– Посмотрите, какие огромные ледники – это айсберги плавают в океане (слайд). Они очень опасны для встречных кораблей, потому что большая часть их находится под водой.

- Всё здесь выглядят сурово, мрачно и неприветливо. Сильные ледяные ветра, туманы, обильные снегопады, полярные дни и ночи. (слайды).

- Как вы думаете, в Арктике живут люди? (ответы детей)

- Из-за суровых условий люди постоянно не живут в Арктике, а приезжают с научными экспедициями на атомных ледоколах (слайд).

9. Рассказ про нарвала.

Предлагаю лучше рассмотреть животных Арктики (слайды).

- Казалось бы, что в таких условиях нормальное существование просто невозможно. Однако среди вечных льдов и снежных заносов бурлит полнокровная жизнь.

- Какое необычное животное. Это нарвал - представитель семейства китообразных. У него необычно длинный рог, торчащий прямо изо рта. Этот рог достигает в длину 3-х метров, а его вес составляет 10 кг. Это обыкновенный зуб, выросшим до таких огромных размеров, и бывает он только у самцов. Никаких неудобств этот зуб млекопитающим не доставляет.

Нарвалы имеют толстый слой подкожного жира. Это неудивительно, так как вся их жизнь проходит в холодных водах Северного Ледовитого океана. Питаются нарвалы рыбой. Основными врагами его являются человек, касатки и белые медведи.

8. Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное. Эскимос предлагает провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже. Нарвал негативно переносит последствия разлива нефтехимических продуктов в окружающую среду, которые вызывают раздражения глаз, кожи и снижают плавательную способность.

11. Работа на большой карте.

Предлагаю выбрать по одной картинке среди предлагаемого набора и наклеить их на большую карту:

- Ну, что ж, нам пора возвращаться. Чтобы долго помнить о нашем путешествии, давайте наклеим на карту Арктики животных, которые там обитают.

Эскимос прощается с ребятами и каждому вручает фигурки животных.

12. Рефлексия.

- Где мы сегодня побывали?

- Что понравилось в путешествии?

-Что нового узнали?

- Подумайте, куда ещё хотели бы в следующий раз отправиться в путешествие.

 Разработать и обосновать рекомендации родителям детей по формированию экологических представлений в сотрудничестве с детским садом.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

  • Формы работы с семьей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Акции «Очистим природу от пробок» (результат проделанной работы- создание тропы здоровья из пробок)
  • Наглядная агитация - стенды - буклеты -памятки «Правила поведения на природе» -стенгазеты «Природа дивной красоты» - ширма - работа со СМИ
  • Родительские собрания «Добро пожаловать в экологию»
  • Консультации для родителей «Экология здоровья» «Лекарственные травы»
  • Конкурсы, выставки. «Вторая жизнь вещей» «Дары осени» - конкурс поделок из природного материала.
  • Досуговые мероприятия «В весенний лес за приключениями»
  • Укрась дом к празднику «Святой троицы»
  • Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей по экологическому воспитанию детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Используя ИКТ в работе с родителями можно посмотреть, как их ребенок растет и развивается в ДОУ. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы.

 Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.

Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

 Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением собирает желуди и сажает их с друзьями и родителями в детском. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Посади лес».

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Список литературы

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. О.В. Солнцевой. – СПб., Питер, 2013.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

3.Гончарова Е.В. Г 65 Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 335 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями

В  проекте раскрываются основные положения и методические разработки, направленные на развитие ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры дошкольников в проектн...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников

Правильное оформительское решение учебно-опытного участка,  заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является  эффективным средством экологического воспи...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Приоритетным направлением в образовании является экологическое воспитание. Дети начинают изучать окружающий мир с первых шагов, также с познанием окружающей среды они должны увидеть её хрупкость, науч...

"Метеоплощадка-как эффективное средство формирования экологических представлений у дошкольников"

Метеоплощадка-как средство формирования экологических представлений у дошкольников....