Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Убранство куреня», старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шарафан Ольга Григорьевна

Познакомить детей с бытом казаков, музейными экспонатами. Формировать у детей желание познакомиться с бытом казаков, систематизировать знания и представления о культуре предков. Познакомить с музейными экспонатами в курене. Воспитывать уважение и любовь к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuren.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Убранство куреня», старшая группа

Цель: Познакомить детей с бытом казаков, музейными экспонатами.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей желание познакомиться с бытом казаков, систематизировать знания и представления о культуре предков. Познакомить с музейными экспонатами в курене.
Развивающие: Развивать внимание, память дошкольников. Прививать бережное отношение к традициям казаков. Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать уважение и любовь к своей малой Родине.
Словарная работа: Ввести в словарный запас новые слова курень, сундук, махотка, люлька, икона, прялка, и другие.
Методические приемы: показ, объяснения, беседа, рассматривание музейных экспанатов.
Наглядный материал: макет «Куреня», прялка, люлька, сундук, зеркало, рушник, утюг, скатерть, и другие.
Интеграция с образовательными областями: « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Художественно-эстетическое».

Ход НОД

Воспитатель: Как вы знаете, наша страна очень большая, кто знает, как называется наша страна. (Ответы детей)
- Как называется город, где вы живете. (Ответы детей)
- Как называются люди, которые живут рядом с вами. (Родные, семья, родственники, предки)
- Предками называют тех людей, которые жили раньше, до ваших родителей и дедушек с бабушками.
- Сегодня у нас есть возможность увидеть, как жили наши дальние предки. Я познакомлю вас с предметами быта, которые они использовали. Вы хотите отправиться в прошлое, тогда вперед.
- Перед вами макет куреня, курень обозначает круглый. В таком доме комнаты располагались по кругу, в середине находилась печь, с ее помощью казаки грелись, готовили еду. Ребята курень строили двухэтажный, первый этаж лепили из глины и воды, второй был деревянный. Балкончик вокруг дома назывался балясы чтобы, хозяйкам удобно было закрывать ставни. Первый этаж служил для хозяйственных нужд. Крылечко назывался рундук, украшали его орнаментом. Крыши для куреня изготавливали из соломы или камыша. Дом мазали глиной, после чего, красили в синий, желтый цвет, стены, в белый, ставни красили в голубой. Ребята, а вы, в каких домах живете. (Ответы детей). Забор назывался плетень, он плелся из прутьев. Мы рассмотрели наш курень, вам интересно, что там внутри. Открою вам секрет, можно поднять крышу у нашего макета и вы увидите, что там внутри. (Рассказ воспитателя об убранстве куреня). Казака с детства готовили к военной службе, верный друг казака был конь. Мальчиков учили владеть шашкой, и приемам джигитовки. Предлагаю поиграть в игру «Вокруг куреня хожу».

Проходи те в мою горницу, посмотрите, как тут уютно и просторно. Казачки отличные хозяйки, они любят порядок и чистоту. Хочу пригласить вас на кухню, стряпку, так называлась кухня. Вы знаете любимые блюда казаков. (Лапша, борщ, каймак, узвар). Посмотрите на макеты, рыба запеченная, вареники, пирог, пирожки. На полках стоит посуда, горшок, кувшин, миски, крынка. Раньше не было стиральных машин и женщины стирали вот на таких досках, полоскали белье на речке. Обратите внимание на плетку, нагайку, ей управляли казаки коней. Спальню называли домушкой, она находилась на женской половине. Рядом находится люлька, для чего она предназначалась. (Ответы детей).

Прялка была важной вещью в доме, на ней казачки пряли пряжу, шерсть и потом вязали теплые вещи. Как, называется этот большой ящик, это сундук, в нем хранили одежду. Сейчас я его открою и вы увидите, какой он большой и вместительный. Вещи сшиты своими руками, с большой любовью. Казачки были модницами, они всегда убирали волосы в косу, любуясь в зеркало, вот оно посмотрите. Повязывали на голову платок, возьмите девочки по платку и покройте плечи, какие красивые и нарядные вы стали. Недаром говорили « Бери жену с Дона, не будет урона». Рядом с сундуком стоит этажерка или полка, на которой хранили необходимые вещи. Полочки всегда были покрыты салфетками, вышитыми вручную долгими зимними вечерами. Посмотрите на лампу, которой пользовались казаки ее, заправляли керосином и освещали комнаты. Утюг был очень тяжелым, его ставили на печь, чтобы нагреть, потом гладили вещи.

Вот и подошла к концу наша экскурсия, что больше всего вам запомнилось, понравилось. (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром По теме «Зимующие птицы» Младшая группа

В данном конспекте занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе, я предоставила материал по ознакомлению детей с зимующими птицами. Подготовила дидактические игры, физминутку, подвижную...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".

Закрепление о обобщение знаний  детей о  своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»Цель: познакомить воспитанников со свойствами в...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»

систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....